Избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Содержание

Введение.
II. Основная часть: избирательные системы.
1.Пропорциональная избирательная система.
2.Мажоритарная избирательная система.
3.Смешанная избирательная система.
III. Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

           

                                МОСКОВСКИЙ 

            ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ

                           РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 

                              КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                 ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ» 

                     ТЕМА: «Избирательные  системы» 
 
 
 

                                                                          Выполнила:

                                                                          БУДАНОВА Н.В.

                                                                          2 КУРС ГР.8С8/4 

                                                                          ПРОВЕРИЛ:

                                                                          САЛЬНИКОВА И.А.

                                                                                                                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Рязань 2010г

                   План:

        1. Введение.

           II. Основная часть: избирательные системы.

           1.Пропорциональная  избирательная система.

           2.Мажоритарная  избирательная система.

           3.Смешанная  избирательная система.

                    III.      Заключение.

                          Литература.

                Введение.

       Выборы - важнейший компонент современной  политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

     Выборы  являются неотъемной составной частью политического процесса в современном  демократическом обществе. Человеку, идущему в большую политику, выборы предоставляют возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь страны вовлекаются и простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать свое влияние на персональный состав высших государственных органов.

     В тоже время используемые на выборах  технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способа подсчета голосов в каждой стране, действующих в государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм правил и традиций в конкретной стране. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам в правительственные органы власти и на выборные государственные должности; регулируются деятельность органов власти, осуществляющих проведение выборов; определяется статус избирателей и избирательных объединений; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы обжалования их.

     Совокупность  этих норм задает определенную логику и направление действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждает  их действовать в рамках закона и единого электорального (гражданского) порядка. Несмотря на то что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют и некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Каждая избирательная система обладает собственной спецификой, касающейся применения тех или иных технологий; имеет свои особенности, влияющие в значительной степени на результаты выборов. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную (абсолютного и относительного большинства) и смешанную.

              Избирательные системы.

       Избирательная система -  это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.

     В законодательстве отражены положения  о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источниками финансирования.

     Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

       Пропорциональная избирательная система.

     Пропорциональная  избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. При  пропорциональной системе выбираются нескольких депутатов от округа в  пропорции от количества полученных голосов. Данная система основывается на принципе «пропорционального представительства» и считается более демократичной. Каждое избирательное объединение  или партия предлагает избирателям голосовать не за одного кандидата в представительные органы власти, а за их список, утверждаемый, как правило, на съезде данного избирательного объединения или партии. Распределение мест в соответствующем органе власти в данном случае осуществляется пропорционально полученным голосам каждым избирательным объединением или партией по всей стране. Отсюда и название избирательной системы – пропорциональная.  

            Ее суть состоит в распределении  мандатов пропорционально голосам,  полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

     Однако  пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

     Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное  дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. В России данный барьер равен 7 % голосов. Партии не преодолевшие установленный процентный барьер, не получают ни одного мандата.

     К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

     Существуют  три основных вида списков для голосования:

     - жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках;

     - полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций);

     - свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

     Пропорциональная  избирательная система означает, что мандаты распределяются четко  пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. При использовании  пропорциональной избирательной системы преследуется цель обеспечения широкого и пропорционального представительства в органах власти политических партий, а также социальных и национальных групп. Данная система способствует развитию многопартийности.

     При пропорциональной системе есть возможность вхождения в представительные органы власти представителей мелких избирательных блоков. Как показывает практика , это ведет к излишнему дроблению политических сил в парламенте, что может парализовать его работу. Для того чтобы предотвратить подобное дробление, вводится так называемый «заградительный барьер», то есть законодательно оговаривается минимальное число голосов, которое должно набрать избирательное объединение, чтобы быть представленным в парламенте страны. В нашей стране таким барьером является 5% полученных партиями или объединениями голосов. Те из них, которые не преодолели «заградительный барьер», лишаются возможности провести своих кандидатов в парламент, а их мандаты передаются тем партиям и объединениям, которые преодолели этот барьер пропорционально собранным голосам.

     Избиратель  при пропорциональной системе голосует не за отдельного кандидата, а за список выбранной им порти или избирательного объединения, который обычно превышает  получаемое число мандатов. Кто из списка кандидатов в конечном счете войдет в парламент, решается либо на основе одного из двух принципов: принципа очередности, согласно которому мандат вручается стоящим на первых местах в списке, либо принципа преференциальности, по которому избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре в списке. Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, например парламента. недостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

     Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное  дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в  него представителей крайне радикальных  или даже экстремистских сил многие страны используют так называемые заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

     К недостаткам пропорциональной системы  нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов  от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

     Существуют  три основных вида списков для  голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Информация о работе Избирательные системы