Избирательные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Выборы в России на различных уровнях становятся повседневным событием, центральным действием в общественной жизни территорий, областей и всей страны в целом. Практика показала, что рядовой избиратель не потерял интереса к этому процессу и готов сделать свой политический выбор, понимая, что его участие в выборах ответственно и важно. Поэтому повышение гражданской ответственности, уровня квалификации организаторов избирательного процесса, решения задачи подготовки специалистов по технологии выборов является актуальной и своевременной. От выбора избирательных технологий, их эффективности применения во многом зависит характер избирательного процесса, его ход и результаты выборов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. 18.
1.1. Новые требования к избирательной кампании как следствие политических и социокультурных изменений современного российского общества. 20.
1.2. Избирательные технологии - разновидность социальных технологий: их структура и механизмы действия. 43.
1.3. Региональные и этнокультурные особенности избирательных технологий в современной
России.62.
ГЛАВА II. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ-'' • В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ СРЕДАХ (на примере КБР). 80.
2.1.Современное состояние политической и электоральной среды в Кабардино-Балкарской республике. 81.
2.2. Особенности использования компонентов избирательных технологий среди различных категорий избирателей. 106.
2.3. Эффективность применения избирательной технологии "От семьи к семье" в избирательных кампаниях 1995-1997 гг. в

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Познавательная активность - это формирование мнения электората о политической жизни страны. Поведенческая активность - это формирование собственно поведения электората. Для Ответа на поставленную проблему следует провести следующие мероприятия:

1. Подавать электорату  информацию по проблемам внутренней  и внешней политики под углом зрения программы нашего лидера, партии и блока.

2. Сознательно конструировать  средствами массовой информации  имидж лидера, который хотели  бы услышать определенные круги  электората.

3. Давать объективную  информацию о нашем лидере, партии  или блоке на 95%, а 5% информации давать в «розовом свете». Электорат легко проглотит эту информацию, итак как он верит нашим источникам, которые в основном дают верную информацию (принцип Би-Би-Си).

4. Давать объективную  информацию о нашем противнике  на 90 - 95%, а остальную информацию давать в гипертрофированном виде (не уплатил налоги - вор, легко подрался - бандит, сказал резкое слово - хам, хорошо отозвался о других женщинах - разрушитель семьи, призывает к сотрудничеству с другими странами - предатель национальных интересов).

Следует так же иметь  в виду, что процесс усвоения информации электоратом о том или ином лидере имеет следующую структуру:

1. Процесс восприятия  как процесс понимания.

2. Процесс восприятия  как процесс суждения.

3. Процесс восприятия  как коммутативная система.

К механизмам процесса суждения относятся следующие моменты;

. Особенности коммутативной  Системы.

2. Система представлений,  свойственная данной группе.

3. Система установок.

4. Механизм социального  приписывания.

К механизмам процесса суждения относятся следующие:

1. Мотивационные факторы.

2. Прототипы политического  лидера.

К социально-психологическим  особенностям больших групп относятся  следующие признаки:

1. Ролевые предпочтения  группы.

2. Восприятие массами  партии как референтной группы.

3. Эго-система общества.

4. Эмоциональные факторы.

Влияние различных  факторов на рост имиджа лидера или  партии среди электората мы определяем через:

1. Устойчивость факторов.

2. Ситуативность факторов.

3. Степень интериоризированности  факторов.

4. Фоновые факторы.

2.3 Личностные качества  лидера

Кандидат на выборную должность должен обладать следующими качествами:

владеть некоторыми навыками ораторского искусства,

демонстрировать (в  разумных пределах) уверенность в  себе,

умением держать себя соответствующим образом в различных аудиториях (чего явно никогда не демонстрировал В. В. Жириновский)

иметь соответствующий  внешний вид,

владеть некоторыми элементами артистизма,

способностью выслушивать  и “переваривать” критику,

иметь определённый уровень  здоровья, позволяющий выдерживать физические и психологические нагрузки,

уметь быстро ориентироваться  в случае резкого изменения ситуации и управлять своими эмоциями,

уметь слушать (выслушивать  до конца) людей,

не теряться в сложных (неожиданных, непрограммируемых ситуациях),

способностью даже при самом для себя неблагоприятном  раскладе извлекать максимум возможного,

уметь непринуждённо, естественно держаться и говорить перед телекамерой (этого поначалу не хватало кандидату в президенты РФ от коммунистов Г.А. Зюганову обильно краснеющему и потеющему перед каждым выходом в эфир),

обладать основными  навыками полемики,

обладать чувством юмора,

быть готовым беспрекословно подчиняться определённым требованиям  руководителя избирательной компании и политтехнологов,

уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.

Часть выше перечисленных  качеств уже может быть свойственна  кандидату, другая же часть усваивается  посредством теоретической подготовки и практических занятий.

Среди качеств лидера, которые правятся электорату, нужно назвать следующее (положительные качества): честность, открытость ума, смелость, находчивость, способность к воодушевлению других, теплый, скромный.

Среди качеств, которые  не нравятся электорату (отрицательные  качества лидера): жажда власти, слабость, предубежденность, безрассудность, сверхполитизированность, аморальность, эгоизм.

Политический лидер  должав вытягивать свои положительные  качества и скрывать свои отрицательные  качества, а по отношению к своему противнику вести наоборот, т.е. принижать положительные качества, своего противника и представлять его отрицательные качества в гипертрофированном виде.

Среди факторов электоральной  предпочтительности нужно назвать  следующее: идеологические предпочтения, партийная принадлежность, политика как специфическая форма бизнеса, религиозный фактор, этнический фактор, программа политического лидера, внешний вид лидера, манера поведения лидера, фактор состязательности, фактор протеста, национальное сознание, национальный менталитет, политический миф, политическое сознание, политические традиции и др.

ГЛАВА 3.Избирательные  компании

3.1 Технологии организации  и финансирования  избирательных компаний

В демократических  западных государствах (и не только у них),

предвыборная кампания - сложный и длительный процесс. Ему уделяется достаточно большое внимание. Принято думать, что предвыборная кампания начинается с официального заявления того или иного лица о его решении баллотироваться на выборную должность. Это не так. Предвыборная активность начинается гораздо раньше. Упомянутое заявление требует большой подготовительной работы, которая включает решение многих вопросов: уточняется вероятность победы на выборах, степень поддержки избирателями, определяются источники мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для проведения избирательной кампании, выявляются возможности группы поддержки, ее способность обеспечить победу на выборах. Было бы ошибкой думать, что официальное заявление о принятии решения выдвинуть свою кандидатуру на тех или иных выборах - это просто уведомление общественности. Такое заявление преследует много различных целей и призвано решить ряд задач.

Главными из них  являются следующие:

Во-первых, в данном заявлении кандидат обращается к  избирателям с объяснением, почему он принял решение баллотироваться на выборную должность. Цель обращения - убедить избирателей в том, что только ему под силу сделать для них и для блага всего общества то, что другие сделать не могут.

Во-вторых, уже в  данном обращении к избирателям  обозначаются те конкретные проблемы, которые затем будут звучать в ходе всей избирательной кампании, но более масштабно и аргументировано. По поводу этих проблем будут разворачиваться дискуссии с оппонентами. В-третьих, выступая с заявлением, претендент не упускает возможности поколебать или вообще отбить желание баллотироваться у соперников. Поэтому он всемерно подчеркивает свои сильные стороны: возможности собрать достаточные средства на проведение кампании, глубокое понимание общественных проблем.

Даже в моменты  чисто технические, формальные: выбор времени обращения с заявлением, места произнесения речи, выбор тех, кто в момент выступления будет окружать кандидата, решение вопроса о том, какое мероприятие будет проводиться сразу после заявления, имеют немаловажное значение в предвыборной борьбе. После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относятся, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата. Это целый пакет ясных для избирателей положений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения.

Далее, в ходе предвыборной кампании с помощью всех доступных  средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия я тактика предвыборной кампании, объединяются в общую «тему» все доводы, убеждающее избирателей, что голосовать следует за данного кандидата. В числе основных задач предвыборной кампания - пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа.

Предназначение предвыборной кампании столь широко, что перечислить  все цели, которые она преследует, весьма сложно. Однако и те задачи, которые  нами обозначены, убеждают в том, что для их выполнения необходим специальный аппарат штаб предвыборной кампании. В официальный штаб входят специалисты по изучению соперников, анализу положения в избирательных округах, связи с прессой, изысканию источников финансирования др.

Организаторы предвыборной кампании составляют четкую программу ее ведения через средства массовой информации, прежде всего через телевидение. Около 2/3 из бюджета предвыборной кампании расходуется на рекламу кандидатов по телевидению. Телевизионными режиссерами разрабатывается «видео-стиль» кандидатов. Наряду с заказной и оплачиваемой информацией важную роль играет так называемая свободная информация. Речь идет о деятельности журналистов, специализирующихся на политических вопросах. Их интересуют, прежде всего, борьба, соперничество, ошибки, промахи, неточности. Отметим также, что электронные средства массовой информации оттеснили, но не вытесняли традиционные средства, используемые в избирательных кампаниях: листовки, прямые почтовые отправления, плакаты, интервью и аналитические обзоры в газетах, комментарии. Существенную роль по-прежнему играют передачи по радио. Финансирование - один из главных, определяющих факторов избирательной кампании. Не случайно спикер палата представителей американского конгресса однажды заметил, что у избирательных кампаний четыре составляющие: кандидат, круг, поднятых им проблем, аппарат, организующий эту кампанию, и денежные средства на ее проведение. Если денег нет, то первые ее составляющие теряют всякий смысл. Финансовые средства необходимы для проведения предвыборной кампании: для организации выдвижения кандидатов, их встреч с избирателями, выступлений по телевидению, радио, в печати с изложением программных обещаний, для размножения разного рода печатной продукции, организации широкой рекламы, организации и проведения самих выборов.

Законодательство, регулирующее финансирование избирательной кампании, в различных странах имеет  свои особенности. Однако есть черты  сходства:

1) в большинстве  стран существует верхняя (ограничительная) граница финансирования избирательных кампаний,

2) практически во  всех странах существует государственное  дофинансирование в случае, если  у кандидата в распоряжении  имеется недостаточная для проведения  кампании сумма средств,

3) практически во  всех странах законодательство предусматривает известность всех источников такого финансирования,

4) во многих государствах  законодательство о выборах требует  внесение кандидатом залога, который  в случае, если он наберет определенный  процент голосов, ему возвращается. Это обретает особое значение в тех странах, где любой гражданин может выдвинуть свою кандидатуру. Перечисленные обстоятельства преследуют ряд целей, главными из которых являются:

- обеспечить равенство  возможностей для всех кандидатов,

- не допустить избрания лиц, не соответствующих требованиям, предъявляемым к кандидатам.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане «имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 32, п.2). Само по себе это положение не новое: оно провозглашалось и в предыдущей Конституции. Вместе с тем его новый смысл и новые возможности очевидны. Речь идет о широкой палитре новых политических, экономических и социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют избирательную систему страны: признание права на частную собственность, политический плюрализм, идеологическое многообразие и др.

Российская избирательная  система принадлежит к разряду  тех мировых систем, которые находятся  в стадии становления. Специфика ситуации заключается в том, что в стадии становления находится и сама российская государственность, в частности система органов государственной власти.

Избирательные системы, их формы, организация предвыборных кампаний, проблемы финансирования *многие другие вопросы привлекают внимание весьма широкого круга ученых-политологов. Известный французский политолог Морис Дюяерхе разработал научную концепцию взаимосвязи партийных и' избирательных систем. По его мнению, содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трех сформулированных им законов.

Первый закон. Мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью  приводит к формированию и утверждению  в той или иной стране партийной  системы, состоящей из двух соперничающих  партий. В основе действия данного закона лежат две причины. Первая заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Создается эффект «недопредставительности».

Информация о работе Избирательные технологии