Элементы наилучшего государственного устроения Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:13, доклад

Описание работы

Аристотель – великий древнегреческий философ, основоположник формальной логики, один из самых влиятельных диалектиков древности. Аристотель является одним из тех мыслителей, которые положили начало философии. Ему удалось рассмотреть философию и её проявление во всех сферах общественной жизни.

Содержание

Введение 3
Сущность государства по Аристотелю 4
Модели политического строя по Аристотелю 8
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат по соц- ии ГОТОВЫЙ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

 

Факультет: «Управление и право»

 

Кафедра «Социологии и культуры»

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Политология»

 

 

на тему «Элементы наилучшего государственного устроения Аристотеля»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

спец. 03.05.01 группы 1004

очной формы обучения

Цулая Т. Е

Проверил:

Глухов В. А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение             

Сущность государства по Аристотелю             

Модели политического строя по Аристотелю             

Заключение             

Список литературы             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аристотель – великий древнегреческий философ, основоположник формальной логики, один из самых влиятельных диалектиков древности. Аристотель является одним из тех мыслителей, которые положили начало философии. Ему удалось рассмотреть философию и её проявление во всех сферах общественной жизни. Он изучал все стороны человеческой жизни, исследовал разнообразные явления в таких науках, как физика, метафизика, педагогика, логика, политика, этика, поэтика, а так же в естественных науках. Так же, он писал обобщающие труды и сочинения. Аристотель в действительности является гением, заслуживающим уважения. Он является авторов многих трудов, которые в настоящее время переведены на многие языки.

Несмотря на то, что в большей степени Аристотель изучал всё- таки философию, его взгляды на государство, на её идеальную модель не менее интересны. Эти идеи дают пищу для размышлений как политологам, ученым,  философам, так и людям, которые интересуются историей и просто деятельностью Аристотеля.

Я выбрала данную тему, потому что она представляется мне наиболее интересной. Я уже сталкивалась поверхностно с подходом к сущности государства Аристотеля, и теперь мне бы хотелось рассмотреть данную тему поподробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность государства по Аристотелю

 

 

Аристотель считал, что государство является высшей формой общения между людьми. Государство выступает как единое целое, объединяя людей, тем самым формируя общество. С возникновением государства сразу возникает и система разнообразных отношений между людьми, которая так же является одним целым. Аристотель рассматривал разные виды отношений, одними из которых были экономические. Он видел в них лишь социальные формы общения и выделил три вида:

      общение внутри отдельной семьи, как ячейки общества

      общение во время ведения хозяйственных дел

      общение для обмена информацией, что влечет за собой общее благо

Все экономические отношения имеют своей целью лишь выгоду. Однако, Аристотель считал, что в дружеском общении мотивы людей совершенно другие.

Древний мыслитель утверждал, что человек может существовать только в таком большом объединении как «государство»:  «Человек по природе – существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь – совершенность его государства». Государство Аристотель олицетворял как нечто целое и системное, без чего не могло ничего существовать. Однако это целое образовывают разные элементы, которые стремятся к единству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав государства входят отдельные лица, «ойкосы» (семьи) и селения. Однако далеко не все отдельные лица принадлежат к составу государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы. В эпоху Аристотеля отношения рабовладения становятся большим вопросом общественной мысли. Аристотель, в отличии от софистов, считал, что люди не рождаются равными. Он связывал рабство с собственностью. Собственность – часть семейной организации: без предметов первой необходимости не только нельзя жить хорошо, но вообще нельзя жить. Для домохозяина приобретение собственности – орудие для существования, а раб – некая одушевленная часть собственности. К тому же в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие – к властвованию. Из этого следует, что Аристотель всё- таки был сторонником рабовладельческой системы, где статус определенного человека зависел от того, кем он родился.

В обществе, во всех его элементах, связанных между собой и составляющих некоторое целое, элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем. Согласно его разъяснению, «кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб». Деятельность рабов состоит в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут дать. Они в такой сильной степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек – от животного. Именно такие люди по своей природе – рабы, и для них лучший удел быть в подчинении у господина. И Аристотель поясняет, что рабом по природе бывает тот, кто может принадлежать другому, и кто одарен рассудком лишь настолько, что воспринимает приказания другого лица, но сам рассудка не имеет. По Аристотелю, природа устроена так, что сама физическая организация людей свободных отличается от физической организации рабской части общества: у рабов тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических работ; напротив, люди свободные не способны для выполнения подобного рода работ, зато пригодны для политической жизни.

«Господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же – не только раб господина, но и целиком принадлежит ему». Рабство для Аристотеля – институт, необходимый для правильной деятельности семьи, предпосылка правильного государственного строя, который возникает из семьи и из соединения семейств в селения.

Аристотель выступает как сторонник индивидуальной частной собственности. Собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном же она должна быть частной. И Аристотель восхваляет результаты такого разделения: когда пользование собственностью будет поделено между отдельными лицами, утверждает он, исчезнут среди них взаимные нарекания, и наоборот, получится большой выигрыш, так как каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит, добродетель же послужит своего рода регулятором в использовании, согласно пословице «у друзей все общее.

Аристотель стоит на общей у него с Платоном почве идеологии рабовладения. Как и Платон, он в своем проекте наилучшего государства предусматривает возложение всей непосредственно производительной работы на плечи рабства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели политического строя по Аристотелю

 

Отвергнутым теориям государственного устройства, а также осужденным формам реально существовавших в его время государств Аристотель противопоставляет свой собственный проект идеального государства.

По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства, на месте которого будет построено новое государство. Аристотель считал необходимым создание гибкого политического строя, который бы устоял при самых неблагоприятных ситуациях, будь то попытка разрушения государства или же простое разложение общества. Он считал, что укрепить уже существующий политический строй гораздо проще, чем строить «на руинах» и создавать всю систему с начала. Но для того, чтобы создать свою модель или же подобрать из существующих самую подходящую, любой исследователь должен теоретически знать сколько вообще существует моделей государства.

Ни хороший человек, ни политический деятель, ни добрый гражданин не должны обучаться таким работам, которые умеют исполнять люди, предназначенные к подчинению, за исключением разве случаев, когда этим лицам приходится исполнять эти работы для себя лично; только в таком случае отпадает различие между господином и рабом.

Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство – понятие сложное; оно, как и всякое другое понятие, представляя собой нечто целое, состоит из многих составных частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимые для существования государства классы эти, однако, имеют различное значение и достоинство. Аристотель считал, что лишь два класса являются образующим фактором города- государства (полиса): военные сословия и лица, которые составляют законосовещательный орган, который в свою очередь заботится об общих интересах государства. В руках обоих этих классов должно быть сосредоточено и владение собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадлежащие к этим классам.

Свой проект наилучшего государственного строя Аристотель формирует, исследуя реальные, исторически известные или современные формы государства. В целом, Аристотель подразделял все формы государственного устройства на правильный строй и неправильный. В государствах правильных форм правители руководствуются общественной пользой, неправильных - личными интересами. Самым лучшим строем для Аристотеля была полития. Как известно, стабильность любого государства зависит от того, насколько будет стабильно само общество, а в свою очередь стабильность общества зависит от количества народонаселения, относящегося к среднему классу. Если средний класс, как отражается в политии, будет многочисленным, он будет опорой всему государству, которое станет успешно развиваться в разных общественных сферах. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как Аристотель не считал правильным уравнение всех людей, то, соответственно, ему и не могла нравиться демократия как государственное устроение, потому что в данном строе люди, которые, как считал Аристотель, не должны, а если точно, то не имели права даже высказывать свое мнение по отношению к чему- либо. Логично будет заметить, что власть в их руках исходя из утверждений Аристотеля по сути абсурдна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По разъяснению Аристотеля, повсюду зажиточных бывает меньшинство, а неимущих – большинство. Поэтому формальный признак принадлежности к большинству или меньшинству не может, согласно Аристотелю, быть основой для различения олигархии и демократии. Изучая разнообразные государственные строи и выбирая из них самые эффективные, Аристотель опирался на понимание греческого полиса (города- государства). Критерием формы государственного строя является верховная власть. Государственная форма определяется числом властвующих: один, немногие, большинство. Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные: тиранию, олигархию, демократию.

Аристотель высоко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права. Эту мысль развили в дальнейшем критики войны и сторонники "вечного мира", в частности немецкие мыслители Кант и Фихте. У Аристотель, как и у Платона, справедливое и законное совпадают. Право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Аристотель, создав модель идеального государства, создал по сути утопию, так как всем известно, что идеального не бывает. Но несмотря на это, из его суждений можно выделить для себя хорошие стороны тех или иных форм государственного правления или же плохие. Хоть Аристотель и создал модель, но обосновать причины своих суждений он сумел, опираясь на действительные проблемы: проблема рабства, собственности, равенства людей. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности.

В наше современное время я считаю данные проблемы актуальными и требующими тщательного изучения, так как представления о совершенном государстве Аристотеля более реальны, чем идеальное, требующее разрушения всех существующих форм экономического и политического взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Губин В. Д Основы философии: Учеб. пособие – 2-е изд; - М: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008. – 288 с.

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://eyu.sci-lib.com

4. www.krugosvet.ru

5. http://www.physchem.chimfak.rsu.ru

 

 

 

 

 

14

 



Информация о работе Элементы наилучшего государственного устроения Аристотеля