Контрольная работа по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:43, контрольная работа

Описание работы

Вопросы: Личность и политика. Политические системы и политические режимы. Государство как центральный институт политической системы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 1.57 Мб (Скачать)

    2.2 Личность и политика 

Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей  ме-ре, три главных аспекта:

а) Личность как индивидуальные, психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации и т.д. Под этим углом зрения обычно исследуется личность политического лидера, индивиду-альные особенности которого оказывают довольно существенное влия-ние на большую политику;

б) Личность как представитель группы (статусной, профессио-нальной, этнической, классовой, элиты, массы и т.д.), а также как ис-полнитель определенной политической роли (избирателя, члена пар-тии, парламентария, министра). Такой подход к личности как бы раство-ряет ее в более крупных социальных формированиях или же предписан-ных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

в) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой выбора, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.д.) ха-рактеристикам и имеющая политический статус гражданина или под-данного государства. Именно в этом аспекте человек обычно взаимодей-ствует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом политики.

Но  что есть личность? В качестве особого вида живых существ, личность человека предстает как интегральная целостность трех его со-ставляющих подструктур:

При всей важности и значимости двух первых подструктур (био-логической и психологической), решающую роль в детерминации суще-ства личности играет ее социальность. Американский социолог Р. Парк в этой связи замечает: “Человек не рождается человеком; организм ново-рожденного и его врожденные свойства не предопределяют поведение индивида; только участие в общностях и процесс социализации форми-руют человеческие свойства”.

Факторы, определяющие становление  личности

Под социализацией личности в социологической науке имеется ввиду процесс превращения биологического организма новорожденного ребенка в активного участника общественной и культурной жизни. Ина-че говоря, это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, соци-альная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются со-циально значимые черты личности. Этот процесс предполагает соци-альное познание и социальное общение, овладение навыками практиче-ской деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю сово-купность социальных ролей и функций, прав и обязанностей и т.д.

Процесс включения личности в политику определяется понятием ”политическая социализация”. Различают две фазы этой социализа-ции: первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опы-том предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре, вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политиче-ских норм и ценностей во внутренний мир человека.

Если в качестве критерия типологизации взять отношения людей к личному участию в политической деятельности, а также их инте-рес к политике и степень информированности в этой области, то можно выделять следующие типы личностей:

    активисты – это те, кто стремится к власти и личному политиче-скому участию и по этой причине испытывает устойчивый повышенный интерес к политике и широко информирован о происходящих здесь яв-лениях и процессах, политической конъюнктуре;

    компетентные наблюдатели – понимают значение власти и поли-тики и интересуются этой проблематикой. Они имеют собственное мне-ние о сущности политико-властных отношений и путях их преобразова-ния и реформирования. В этой группе чаще других оказываются люди, формирующие общественное мнение о политике (писатели, журналисты, ученые);

    компетентные критики - характерным является резко отрица-тельное отношение к любой власти и политической деятельности. С пси-хологической точки зрения их интерес к политике связан с тем, что эта сфера представляется им исключительно «грязным делом», куда поря-дочные люди не идут;

    пассивные граждане – отрицательно или нейтрально относятся к личному участию в политике. Сколько-нибудь устойчивый интерес к ней практически полностью отсутствует, что не исключает (благодаря высокому уровню образования) достаточной политической информиро-ванности;

    аполитичные граждане – сюда относится большинство тех, кто живет как бы за рамками политических отношений, не проявляя к власти и политике никакого интереса. Жизненное кредо этой категории может быть выражено слоганом: «вне партий, вне политики».

    3. Индивидуальное и  групповое политическое  лидерство 

    3.1 Индивидуальное политическое  лидерство 

Во всякой человеческой группе - от самой большой до самой  ма-лой, от самой эфемерной до самой стабильной, есть те, кто командует, и те, кто подчиняется, те, кто отдает приказы и те, кто им покоряется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. С этой точки зрения ли-дерство характеризуется деятельностью тех, кто управляет. И личность в “ипостаси” лидера присутствует в любой совместной деятельности лю-дей, начиная с семьи (“кто в доме хозяин?”) и кончая государством (в лице монарха, вождя, президента и т.д.).

Что есть лидерство ?

Лидер в переводе с английского «leader» означает «ведущий», «указывающий путь». Уже сам смысл этого слова отражает предназна-чение человека-лидера, его место и роль в общественной жизнедеятель-ности.

В самом общем  виде лидерство может быть охарактеризовано как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, организуя и направляя их усилия на достижение определенных це-лей.

В подходах к  анализу феномена лидерства выделяют:

    харизматическое”, представляющее собой личностный тип ли-дерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способ-ности повести за собой массы на крутых поворотах истории.

Социальная  система и политическое лидерство 

В качестве “пар антагонистов” можно типологизировать лидеров как лидеров:

- идеологов и  прагматиков; 

- реформаторов  и революционеров;

- агентов-охранителей  и нонконформистов-разрушителей;

- реалистов и  авантюристов;

- догматиков  и романтиков;

- авторитаристов и демократов и т.д.

Функции политического лидерства представляют собой главные направления его деятельности. Их количество, равно как и объем, зави-сят от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества и т.д. Обычно выделяют функции:

    интегративную - согласование и объединение интересов различ-ных слоев населения на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;

    ориентационную - выработка политического курса, учитывающе-го тенденции мирового развития и потребности различных обществен-ных групп;

    инструменталистскую - лидер не только провозглашает програм-му, но и предлагает механизм ее осуществления;

    мобилизационную - лидер может проводить преобразования в обществе лишь создав развитые стимулы деятельности для народных масс;

    функцию социального арбитража и патронажа - лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты гра-жданских свобод и т.д.

    3.2 Политическая элита 

- арбитраж и  посредничество как во взаимоотношениях  между раз-личными социальными слоями и группами, так и между правящими группировками, а также регулирование отношений с другими государст-вами.

Политическая  воля элит реализуется в основном через бюрократи-ческий аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся ве-дением государственных дел. Без этого аппарата политическая воля эли-ты осталась бы только намерением. Элита намечает главные цели дея-тельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. При этом, если между элитой и бюрократическим аппаратом нет единства целей, последний может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение элиты.

    4. Политические системы  и политические  режимы 

    4.1 Политические системы 

Одним из самых  широких категориальных понятий  в политиче-ской науке, дающих системное описание политических явлений и про-цессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей сре-дой, является понятие политической системы. Это понятие более ем-кое, чем понятие “государственное управление”, поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие “политическая система” включа-ется все то, что имеет отношение к политике.

4.2 Политические режимы 

Функциональная  сторона политической системы охватывается по-нятием “политический режим”. Под этим понятием имеются в виду способ правления или технология властвования, которые в разных поли-тических системах существенным образом отличаются друг от друга.

Наиболее распространена следующая типология политических режимов

Тоталитарный политический режим - это режим “всепоглощаю-щего властвования”, который беспредельно вмешивается в жизнь граж-дан, включая всю их деятельность в объем своего управления и прину-дительного регулирования.

В качестве “родовых признаков” этого режима обычно выделя-ют:

1) наличие единственной массовой партии во главе с харизма-тическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государ-ственных структур. Это своего рода “партия-государство”, где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной про-граммы;

2) монополизацию и централизацию власти, когда такие поли-тические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к “пар-тии-государству”, являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни (“страна как единый лагерь”). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим пу-тем;

3)“единовластие” официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на “соборные” ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инако-мыслию и “инакодействию” по принципу “кто не с нами - тот против нас”;

4) систему физического и психологического террора, режим по-лицейского государства, где в качестве базового “правового” принципа господствует принцип: “Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено”.

К тоталитарным режимам традиционно относятся  коммунистиче-ские и фашистские.

Авторитарный  режим - это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, “самочинными” диктаторскими методами правления.

В числе “родовых” признаков этого режима:

1) власть носит неограниченный, неподконтрольный гражда-нам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2) опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользовать-ся популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3) монополизация власти и политики, недопущение политиче-ской оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного чис-ла партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятель-ность строго регламентируется и контролируется властями;

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"