Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 05:49, реферат
Современная Россия, несмотря на масштабность изменений в политической системе и экономических отношениях, до сих пор характеризуется многими аналитиками в России и за рубежом как страна и общество «переходного типа». Не в последнюю очередь это связано с «недооформленностью» ее политической системы и, как следствие, с периодически возникающей проблемой выбора между демократией и авторитаризмом. Начиная с 1991 г., эта проблема возникала неоднократно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКАЯ ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА 4
2. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 10
3. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
-
прямо обозначенные в
-
прямо не обозначенные в
основе;
б) по юридической силе:
-
нормативные акты прямого
-
нормативные акты, содержащие поручения
избирательным комиссиям
по предмету правового регулирования:
- нормативные акты, регулирующие порядок выдвижения и регистрации кандидатов, деятельности избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей;
- нормативные акты, регулирующие порядок ведения предвыборной агитации и финансирования
Нормативные акты, касающиеся подготовки и проведения выборов, определения их результатов избирательными комиссиями.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Они могут определять ряд избирательных процедур в соответствии с действующим законодательством.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии15.
Выборы – это установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный орган власти или избирается конкретное должностное лицо.
Наиболее распространенными являются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, а в ряде стран, в том числе и в РФ, применяется третья разновидность – смешанная избирательная система.
Мажоритарные
системы основаны на принципе большинства,
т.е избранным считается
В
настоящее время мажоритарная избирательная
система применяется при
Пропорциональная
система обеспечивает соответствие
между количеством голосов
Смешанная система представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Считается, что этот вид избирательной системы позволяет наиболее точно выразить политические пристрастия избирателей16. Избиратель, приходя на избирательный участок, получает 2 бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, во втором – партию (блок, объединение) – по пропорциональной.
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус определяющие положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выбора, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности.
Под принципами избирательного права понимаются основополагающие руководящие начала, идеи, положения, закрепленные нормах избирательного права. Это исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование электоральных отношений на всех его стадиях.
Демократические принципы избирательного права включают в себя следующие принципы:
Принцип всеобщности избирательного права означает, что активное и пассивное избирательное право принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим установленного законом возраста и не лишенным избирательных прав по какому-либо основанию. Гражданин РФ может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
В качестве ограничения пассивного избирательного права также предусмотрены некоторые условия, не позволяющие лицу баллотироваться кандидатом. Конституция РФ не позволяет одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта Федерации17.
Депутаты,
выборные должностные лица, работающие
на постоянной основе, не вправе заниматься
предпринимательской
Равное избирательной право означает, что все граждане, которые имеют право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Таким образом, равенство избирательного права означает, что по каждому избирательному округу гражданин имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Прямые выборы предполагают, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов списков кандидатов непосредственно. Каждый гражданин должен проголосовать лично, т.е. голосование за других лиц (даже членов семьи) запрещается.
Тайное голосование означает, что контроль за волеизъявлением избирателей во время голосования, в какой бы то ни было исключается. Тайна голосования обеспечивается рядом мер: оборудованием на избирательном участке специальных комнат или кабин; установкой опечатанных избирательных ящиков для бюллетеней таким образом, чтобы путь к ним обязательно проходил через такие кабины; установлением единой формы избирательных бюллетеней во всех избирательных округах и др.
Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выбоpаx добровольно, без принуждения со стороны государства. Законодательство даже предусматривает ответственность для тех, кто оказывает воздействие на гражданина с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах.
Принцип периодичности и обязательности выборов означает, что, во-первых, выборы признаются единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а во-вторых, выборные органы осуществляют свои полномочия в течение оделенного законом срока.
Проведение выборов на альтернативной основе означает, что на один мандат претендуют несколько кандидатов. Избирателю таким образом обеспечивается реальная возможность отдать предпочтение одному из кандидатов путем свободного волеизъявления.
Среди принципов избирательного права следует назвать также организацию и проведение выборов избирательными комиссиями, одним из главных предназначений которых является обеспечение peaлизации, соблюдения и защиты избирательных прав граждан.
Гласность подготовки и проведения выборов также является ним из принципов избирательного права. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий имеют право присутствовать кандидаты на выборные должности, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, блоков и средств массовой информации18 19.
В
своем развитии избирательное законодательство
все более оформляется в
Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в основополагающих конституционно - правовых актах, устанавливающих избирательные права граждан именно как права конституционные, и в этом качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное законодательство, как и федеральное, так и субъектов РФ должно также в большей степени учитывать конституционные основы организации государственной власти, существующее конституционное разграничение предметов введенья между РФ и ее субъектами. Более полный учет этих правовых реалий должен в немалой степени составлять содержание современного этапа совершенствования российского избирательного законодательства.
Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы не исчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядок проведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяется системой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты, а иные во многом устарели.
Несущая задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы законодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, в той или иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при котором они были бы взаимно дополняющими и не в коей мере не противоречили друг другу.
В свою очередь, законодательными органами субъектов РФ важно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства, заложенных в конституциях и уставах субъектов РФ, Конституции РФ и федеральным законам. Для этого данные конституционные нормы должны одновременно учитывать полномочия РФ по регулированию вопросов избирательного права, а также особенности построения и функционирования избирательных систем субъектов РФ.
Нормы Конституций, уставов субъектов РФ должны выражать наиболее общие, безусловно, необходимые принципы и нормы избирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросов избирательной системы в конституциях и уставах субъектов РФ может привести к девальвации самого этого регулирования и явиться фактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектов РФ.
Проблема существования и развития гражданского общества едва ли не коренная во всей нашей сегодняшней жизни. Решение ее, непосредственно связано с наличием политического сознания у наших граждан. А это порождает так называемую политическую апатию, вялость и политическую бездеятельность. Это безусловно относиться и к выборному процессу. Интересен тот факт, что в местные органы самоуправления, как правило, не являются от 30 до 50% избирателей, с одной стороны значительная часть избирателей демонстрирует либо апатию, либо не согласие со списками кандидатов, а с другой стороны свою удовлетворенность существующим положением в деле функционирования органов местного самоуправления, демонстрируя свое нежелание перемен, которые обещают претенденты.
Таким
образом, не осознание многими россиянами
важности выборного процесса при
становление демократической
Информация о работе Российское законодательство о партиях и выборах