"Русская правда" Павла Ивановича Пестеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть основные этапы формирования политико-правовых идей П. И. Пестеля, наиболее важные положения «Русской правды», её значение в истории развития политико-правовой мысли России. Для этого необходимо провести анализ проекта П.И. Пестеля.

Содержание

Введение....................................................................................................................
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗРЕНИЯ П. И. ПЕСТЕЛЯ............
Глава 2. «РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ..........................................
Глава 3. ЗНАЧЕНИЕ «РУССКОЙ ПРАВДЫ» П. И. ПЕСТЕЛЯ......................
Заключение...............................................................................................................
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

русская правда пестеля.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение....................................................................................................................

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗРЕНИЯ П. И. ПЕСТЕЛЯ............

Глава 2. «РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ..........................................

Глава 3. ЗНАЧЕНИЕ «РУССКОЙ ПРАВДЫ» П. И. ПЕСТЕЛЯ......................

Заключение...............................................................................................................

Список используемых источников

    Введение

 

     Павел Иванович Пестель как автор самобытного и оригинального проекта государственных преобразований России, оказал влияние не на одно поколение россиян. Движение декабристов было значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX века, явилось первым в истории нашей страны революционным выступлением против царского самодержавия.

   «Русская правда» П. И. Пестеля представляет собой один из наиболее подробных и развёрнутых проектов преобразования государственного строя России в первой четверти XIX века, учитывающий реалии своего времени. В конституционном проекте П. И. Пестеля впервые в отечественной истории политико-правовой мысли предпринята попытка достаточно полно и всесторонне изложить общую концепцию государственных преобразований. Изучение этого проекта способствует воссозданию самобытной цельной картины развития политико-правовой мысли России

     На нынешнем этапе развития нашей страны, как и во все другие периоды русской истории, задача совершенствования государства и общественного строя по-прежнему остаётся в центре внимания общества. Многие проблемы современной России имеют истоки в её историческом прошлом, поэтому при их решении во внимание должен приниматься весь исторический опыт России. Учитывая эти обстоятельства, политические и правовые взгляды П. И. Пестеля актуальны и в наши дни.

     Цель реферата – рассмотреть основные этапы формирования политико-правовых идей П. И. Пестеля, наиболее важные положения «Русской правды», её значение в истории развития политико-правовой мысли России. Для этого необходимо провести анализ проекта П.И. Пестеля.

    Глава 1. Формирование мировоззрения П. И. Пестеля

 

     Павел Иванович Пестель родился в Москве 24 июня 1793 года.  Будущий декабрист  получил блестящее и разностороннее образование. В 1811 году П. И. Пестель выпущен из Пажеского корпуса в лейб-гвардии Литовский полк прапорщиком, участвовал в Отечественной войне 1812 года. За храбрость, проявленную в Бородинском сражении, он был награждён золотой шпагой. 19-летний офицер был тяжело ранен, но продолжил службу адъютантом фельдмаршала П. Х. Витгенштейна, участвовал в Заграничных походах 1813-1814 гг., и ещё не раз отличился в боях, имел высокие награды России, Австрии и Пруссии.

     В 1816 году он вернулся в Петербург, где вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук у профессора К.Ф. Германа, состоял в масонских ложах «Соединённых друзей» и «Трёх добродетелей». К этому же времени относится и вступление П. И. Пестеля в «Союз спасения». Группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии. Но среди членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе, и в конце 1817 года Союз ликвидировался.

     На  смену «Союзу спасения» пришёл «Союз  благоденствия», организованный в январе 1818 года. П. И. Пестель был активным членом Союза спасения и Союза  благоденствия. Устав «Союза благоденствия» отражал настроение самой умеренной  части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной». Однако радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.

     В 1820 году в Петербурге собралось совещание  Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно  за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятельности Союза благоденствия. На созванном в январе 1821 года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.

     На  основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу две крупные  революционные организации: Северное общество в Петербурге и Южное  общество в Украине. Северное общество, чьи установки считались более умеренными, возглавил Никита Муравьёв. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Иванович Пестель.

       Среди современников П. И. Пестель славился блестящими способностями и огромным интеллектом. По отзывам сослуживцев он мог бы быть министром или командующим армией.

     Декабристы  уважали П. И. Пестеля «за необыкновенные способности», «честность, бескорыстие, равнодушие к материальным выгодам». Но почти все знавшие П. И. Пестеля  отмечали наряду с холодным логическим умом, волей и смелостью надменную уверенность в правоте собственного суждения, непомерное честолюбие, находя в нём сходство с Наполеоном. В 1821 году во время одной из служебных командировок П. И. Пестель встретился А. С. Пушкиным. Поэт характеризовал его как человека «замечательного ума, образования.. в сердце которого гнездились.. пылкие чувства патриотизма» А. С. Пушкин записал в дневнике о Пестеле: «Умный человек во всём смысле этого слова. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю...». Великий поэт назвал любовь П. И. Пестеля к России столь же глубокой, сколь глубока любовь русского писателя к родному языку. Так любить родину может только подобная П. И. Пестелю «революционная голова».1

     Глава 2. «Русская правда»  П. И. Пестеля 

     П. И. Пестель разработал конституционный  проект государственного устройства России, получивший название «Русская правда». «Русская правда» была принята на съезде в Киеве в 1823 году в качестве политической программы Южного общества. Проект был назван в память древнего законодательного памятника Киевской Руси (Русская правда Ярослава Мудрого). Название конституционного проекта, как и ряд вводившихся наименований верховных органов власти, указывали на преемственность русской демократической традиции, по мнению декабристов, восходящей к вечевому строю Древней Руси. Полное название проекта гласит:

     Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного Правления.

     Работая над «Русской правдой», Пестель изучил огромное количество исторической, политической и юридической литературы, особенно широко им были использованы тексты английской и американской конституций.

     В «Русской правде» намечалось 10 глав:

  1. О границах государства.
  2. О различных племенах, Российское государство населяющих.
  3. О сословиях государства.
  4. «О народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию».
  5. «О народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию».
  6. Об устройстве и образовании верховной власти.
  7. Об устройстве и образовании местной власти.
  8. Об «устройстве безопасности» в государстве.
  9. «О правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве».
  10. Наказ для составления государственного свода законов.

     Кроме того, в «Русской правде» имелось  введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения  и постановления, Русскою Правдою учинённые».

     Написаны  и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая  часть третьей, четвертая и пятая  главы остались в виде черновых подготовительных отрывков.

     П. И. Пестель являлся сторонником  введения в России республики, а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов. Он был убеждённым противником самодержавия, называя его «разъярённым зловластием». В «Русской правде» он выражает желание уничтожить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. Поэтому самодержавие, по проекту П. И. Пестеля, решительно уничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом. П. И. Пестель последовательно выступал за цареубийство.

     На  следствии П. И. Пестель давал следующие показания: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».2 Верховная власть должна была принадлежать народу: «…Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, Правительство есть принадлежность Народа, и оно учреждено для Блага Народного, а не Народ существует для Блага Правительства».3 Для того времени это была поистине революционная идея.

     В «Русской правде» обоснована необходимость введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д. Все сословия должны быть решительно уничтожены и слиты в «единое сословие гражданское». Предполагалось уничтожить и сословные привилегии. Все россияне объявлялись одинаково «благородными»», то есть «рождёнными во благо». Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль о которых наполняла каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом».

     Историческим  прообразом демократической системы  для П. И. Пестеля служило вече Новгородской республики. Но вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому П. И. Пестель хотел разделить Россию на области, области – на губернии, губернии – на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола имели право избирать и быть избранными в любой орган государственный власти. Они могли участвовать в ежегодном волостном собрании, где выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского наместных собраний – выборные «посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». В верховный орган власти П. И. Пестель предлагал двухстепенные выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды – представителей в высший орган законодательной власти – Народное вече.

     Верховная власть разделяется на законодательную  и верховно-исполнительную.

     Верховный законодательный орган будущей  России – Народное вече – избирался сроком на 5 лет. Ежегодно 1/5 часть народных представителей переизбиралась. Председатель выбирался из членов, пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу народа в государстве.

     Верховным исполнительным органом являлась Державная  Дума, состоявшая из 5 человек, избиравшихся Народным вече на 5 лет. Ежегодно один из членов Думы выбывал из её состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной Думы являлся её член, заседающий в ней последний (пятый) год. Державная Дума «ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы».

     Помимо  законодательной и исполнительной власти в государстве, по мнению П. И Пестеля, должна быть и власть блюстительная, которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы затем, чтобы две другие ветви власти не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти – Верховный собор – состоял из 120 бояр, избиравшихся пожизненно. Они не могли участвовать ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Председатель выбирался на год самим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства» Таким образом, по мысли П. И Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу» Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.4

     П. И. Пестель чрезвычайно высоко ценил  личную свободу человека. Будущая  Россия, по П. И. Пестелю, – это общество, прежде всего, свободных людей: «…без свободы личной нет государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия». В России, о которой мечтал П. И. Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное … противное законам естественным… Рабство в России должно быть решительно уничтожено…».

Информация о работе "Русская правда" Павла Ивановича Пестеля