Шанхайское объединенное сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:38, доклад

Описание работы

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА, ШОС – субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

Работа содержит 1 файл

ШОС.docx

— 24.83 Кб (Скачать)

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  СОТРУДНИЧЕСТВА, ШОС – субрегиональная  международная организация, в которую  входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и  Узбекистан.  Официальные рабочие  языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.

Основные  этапы развития ШОС. Предшественницей ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997). Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии – Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан. Первое из этих двух соглашений было подписано в Шанхае, что дало основание для появления термина «Шанхайская пятёрка». Совместная работа на саммитах в Алма-Ате (1998), Бишкеке (1999), Душанбе (2000) позволили создать атмосферу того, что стало именоваться «шанхайским духом» – выработать атмосферу взаимного доверия, через первый опыт взаимных консультаций прийти к механизму достижения консенсуса и добровольному согласию выполнять положения достигнутых договорённостей. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д. Все это привело к необходимости оформления системы саммитов и консультаций в новое региональное объединение.

14–15 июня 2001 в Шанхае  состоялась встреча глав шести  государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана,  на которой было объявлено  о создании ШОС. В принятой на саммите Декларации в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях. Другой важный документ – Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом впервые закрепляла на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. Ее подписание связано с тревогами Китая по поводу сепаратистских выступлений вблизи границ со Средней Азией, где проживают уйгуры – тюркоязычные мусульмане, населяющие запад Китая. Другая не менее заинтересованная страна – Узбекистан – обладает самым многочисленным населением из всех государств Средней Азии и в наибольшей степени подвержена проявлениям сепаратизма со стороны радикально настроенных сторонников восстановления в регионе исламского халифата.

В июне 2002 прошла вторая встреча глав государств-членов ШОС  в Санкт-Петербурге, на которой были подписаны три документа –  Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами  – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и  Декларация глав государств – членов ШОС. В Хартии юридически были закреплены провозглашенные годом раньше в  Декларации ориентиры развития ШОС. Этот устав придает «шестерке» статус международной организации и  является базовым документом, определяющим, наряду с главными направлениями  сотрудничества, внутреннюю структуру  и механизм формирования общего курса  и построения взаимоотношений с  другими странами и организациями.

Хартия была подписана  в 2002 и ратифицирована Советом Федерации  в 2003.

На основе Конвенции 2001 в целях улучшения взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграции, была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), получившая в 2002 статус постоянно действующего органа ШОС. В ее функции входит координация  действий правоохранительных органов  и спецслужб государств ШОС.

В мае 2003 состоялась третья ключевая в истории ШОС  встреча на высшем уровне в Москве. На ней были подписаны документы, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные  с текущей работой различных  подразделений ШОС. Были приняты  герб и флаг организации. Первым исполнительным секретарем ШОС был выбран русскоговорящий  посол КНР в России Чжан Дэгуан. По оценкам большинства аналитиков, можно говорить о практическом завершении организационного оформления этой организации на Московском саммите, что и было отмечено в политической Декларации, принятой по итогам встречи. В ней также была поставлена задача отработать четкий механизм внешнеполитической координации действий членов ШОС как в Средней Азии, так и в целом на мировой арене.

Основные  органы ШОС. Порядок работы органов ШОС был окончательно определен только на московском саммите 2003. Было решено, что все основные структуры ШОС приступят к полноценной работе с января 2004. К этому времени планируется завершить строительство штаб-квартиры в Пекине и подготовительную работу посольств стран-членов в Пекине для обеспечения деятельности секретариата в начальный период работы. Список основных органов включает в себя:

Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

Совет глав правительств.

Совет министров иностранных  дел (СМИД) – первое заседание прошло в ноябре 2002. Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств (как в мае 2003), а также принимает собственные обращения (о скорейшем принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и Конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма в 2002).

Совещания руководителей министерств  и ведомств – первые встречи министров обороны прошли еще в 2000 в рамках «пятерки», с тех пор проходят на регулярной основе.

Секретариат (Пекин) – предусмотрена его численность до 40 человек, должен приступить к работе в 2004.

Региональная  антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек). В августе 2003 прошли антитеррористические учения вооруженных сил стран ШОС «Взаимодействие-2003». В первом этапе учений в Казахстане принимали участие Казахстан, Россия и Киргизия (Таджикистан – в качестве наблюдателя). Второй этап прошел на территории Китая. Полноценное функционирование штаба РАТС ожидается в 2004.

Проблемы и перспективы  ШОС. Пессимистично настроенные  эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС  слишком большие расхождения  интересов между ее членами и  неопределенность в вопросе о  ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС оформившейся недавно  в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.

Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним  из ключевых при оценке перспектив развития этой организации. Аналитики  отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза  возрожденного «Великого шелкового  пути» – был принят ШОС как  альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного  коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Наиболее четко  расхождения между странами ШОС  обозначились в отношении войны  в Ираке в 2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало войны, Китай  на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан, Киргизия и Таджикистан  заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан безоговорочно поддержал  военную кампанию. Вместе с тем, тот  факт, что Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации  ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил  в 2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации  для стран региона.

Значимость  ШОС. Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Так для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо эта страна традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике.

Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам  ее участников. Так некоторые инициативы ШОС, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая  ослабить американское влияния в  регионе и отвечает желанию России создать многополярный мир, озвученное еще при министре иностранных дел, а затем премьер-министре РФ Евгении Примакове. По словам министра иностранных дел Игоря Иванова, произнесенных после московского саммита 2003, «ШОС должна стать современной организацией нового типа, соответствующей требованиям многополярного мира».  

ХАРТИЯ  ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  СОТРУДНИЧЕСТВА

Цели  и задачи

Основными целями и задачами ШОС являются:

укрепление между  государствами-членами взаимного  доверия, дружбы и добрососедства;

совместное противодействие  терроризму, сепаратизму и экстремизму  во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими  видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

содействие всестороннему  и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному  развитию в регионе посредством  совместных действий на основе равноправного  партнерства в целях неуклонного  повышения уровня и улучшения  условий жизни народов государств-членов;

координация подходов при интеграции в мировую экономику;

содействие обеспечению  прав и основных свобод человека в  соответствии с международными обязательствами  государств-членов и их национальным законодательством;

поддержание и развитие отношений с другими государствами  и международными организациями;

взаимодействие в  предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

совместный поиск  решений проблем, которые возникнут  в ХХI веке.

Принципы

Государства – члены  ШОС придерживаются следующих принципов:

взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной  целостности государств и нерушимости  государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой  в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства  в сопредельных районах;

равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

поэтапного осуществления  совместных действий в сферах общего интереса;

мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций;

недопущения любых  противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

Направления сотрудничества

Основными направлениями  сотрудничества в рамках ШОС являются:

поддержание мира и  укрепление безопасности и доверия  в регионе;

поиск общих точек  зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес, в  том числе в международных  организациях и на международных форумах;

выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию  терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной  преступной деятельности, а также  незаконной миграции;

координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

поддержка и поощрение  регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

Информация о работе Шанхайское объединенное сотрудничество