Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 23:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 275.30 Кб (Скачать)

1.Политическая  власть:сущность и основные признаки.

Сущность:

Политическая власть - это специальный  социальный институт, упорядовающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладет гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

 Основными компонентами власти  явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Признаки  политической власти:

§ Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

§ первичные — крупные социальные группы со своими интересами

§ вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита

§ закрепление в законах полномочий субъекта правления

§ чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

§ принцип (функционального) разделения власти

§ легитимность власти

§ легальность (законное основание для власти)

§ легитимность (поддержка власти обществом)

2. Предпосылки возникновения политической власти.

 Естественно-природной предпосылкой  появления власти является необходимость  реализации конкретного минимума  естественных и гражданских прав  человека

 Социально-экономической предпосылкой  появления политической власти  становится необходимость обеспечить  развитие производства посредством  подавления эгоизма отдельных  групп товаропроизводителей, чтобы  оптимально использовать ресурсы  общества и максимально стимулировать  созидательную активность граждан.  Для реализации такого решения  и подавления эгоизма отдельных  групп товаропроизводителей необходима  система власти.

 Социально-нравственной предпосылкой  создания власти является потребность  найти оптимальный баланс интересов  естественных и гражданских прав  человека посредством развития  различных форм власти.

 Географические предпосылки.  Жители небольших территориальных  поселений для оптимизации своего  взаимодействия формируют представительные  институты власти. Власть функционирует  как система самоуправления общества  и формируется в процессе прямого  голосования или в результате  выборов представительной власти. Например, на протяжении всей  истории Российского государства  действовал демократически избираемый  институт представительной власти  – сельский сход.

3.Типология  политической власти.

 

 

· экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;

· социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);

· культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др.. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;

· политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

4. Соотношение политической власти с другими формами власти.

  Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

 Социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

 Вместе с тем если государственная  власть выступает от имени  всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его  части или социальной группы, являющейся субъектом политического  властвования.

 В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.

5.Легитимность  власти.

 Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

6. Сущность принципа разделения властей.

 Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

  Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

7.Особенности  разделения властей в современной  России.

8. Субъекты политической власти.

 Субъекты  политической власти – это  группы людей или люди, влияющие  на принятие политических решений  или участвующие в их принятии. К субъектам политической власти  относятся: 

1) социальные  общности (классы, группы, этносы);

2) государство; 

3) политические  партии и организации, правящие  элиты, бюрократия;

4) лидеры;

5) личная  власть;

6) индивиды  в рамках определенных процессов  (митинги, выборы и т.д.).

9.Роль государственной  власти в реализации научно-технической  политике.

1. К полномочиям органов государственной  власти Российской Федерации  относятся:

принятие  законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной научно-технической  политики;

выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;

формирование  и реализация федеральных научных  и научно-технических программ и  проектов, а также определение  федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;

финансирование  научной и (или) научно-технической  деятельности за счет средств федерального бюджета;

установление  системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической  деятельности и использование ее результатов;

содействие  развитию инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;

организация научно-технического прогнозирования;

формирование  рынков научной и (или) научно-технической  продукции (работ и услуг) Российской Федерации;

управление  государственными научными организациями  федерального значения, в том числе  их создание, реорганизация и ликвидация;

реализация  обязательств по научным и научно-техническим  программам и проектам, предусмотренным  международными договорами Российской Федерации;

охрана  прав интеллектуальной собственности;

формирование  системы технического регулирования  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о техническом  регулировании, системы обеспечения  единства измерений в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, систем научно-технической  информации, патентно-лицензионного  дела и управление ими;

установление  государственной системы аттестации научных и научно-технических  работников.

Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и  реализации единой государственной  научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические  программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Формирование  и практическое осуществление государственной  научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный  орган исполнительной власти, на который  возложены эти задачи, совместно  с Российской академией наук, отраслевыми  академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.

Формирование  и практическое осуществление государственной  политики поддержки приоритетных направлений  оборонной промышленности, отраслей оборонного значения и связанных  с ними науки и образования  обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные  заказы.

10. Политическая система общества - сущность и структура.

 Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные  действия и взаимоотношения властвующих  групп и подвластных, управляющих  и управляемых, господствующих и  подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.

Структура политической системы 

Структура политической системы означает, из каких элементов  она состоит, как они между  собой взаимосвязаны. Выделяют следующие  компоненты политической системы:

§ организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

§ культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

§ нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

§ коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

§ функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

 

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку  указывает на способ организации  и соотношение её элементов

11.Класификация  современных политических систем.

Практическое значение классификаций  политических систем состоит в определении  достаточности условий, которые  позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять  свои политические роли.

1   Классификация (типология), исходящая  из характера взаимоотношения  с внешней средой.Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые  политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают  ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2   Классификация по политическому  режиму на основе характера  и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются  тоталитарные, авторитарные и демократические  политические системы.

12.Особенности  современной российской политической системы.

 Среди  основных следует выделить следующие особенности:

- гипертрофия  властных прерогатив президента  за счет ограничения полномочий  других институтов;

- разделение  властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"