Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:41, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"

Работа содержит 1 файл

politologia_otvety.docx

— 400.46 Кб (Скачать)

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального  и политического радикализма, что  не всегда символизирует верность старому, отжившему и вражду ко всему новому: ведь не всякое старое есть отжившее и  реакционное. Точно так же не всякое новое прогрессивно и на пользу людям  и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности  с позитивным опытом прошлого и определенного  скепсиса в отношении общественных новаций и реформ.

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как  приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного  порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным  традициям. На основе этих установок  сформировались основные политические ориентиры традиционного консерватизма:

1. Общество - это система  норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.  Если какое-либо социальное явление  сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные  преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой  ценностью. Давность – доказательство  этой ценности. Нельзя полагать, что индивид, группа, класс, нация,  поколение или даже общество  на определенном этапе развития  мудрее всего человеческого рода  с его историей;

2. Общество есть связь  людей в пространстве и во  времени, от которой несвободно  ни одно поколение. Поэтому  всякая инновация мнима, а существующий  институт предпочтительнее любой  теоретической схемы. Любое поспешное  и радикальное (революционное  либо форсированно реформаторское) изменение общественного порядка  неразумно и противоестественно;

3. Неприкосновенность привилегий  высших слоев общества, неизбежность  наличия в обществе социальной  иерархии, его деления на высших  и низших (т. е. сословной системы);

4. Незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового  и естественного» социального  порядка - семьи, религии, национального  величия и частной собственности.  Частная собственность - гарант  личной свободы и социального  порядка;

5. Цель политики - защита  статус-кво от любых поползновений  революционеров; выработка реформаторского  типа социальных изменений; поиск  в истории таких идеалов, которые  производны от порядка и преемственности  как главной ценности, и их  пропаганда. Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного  изменения уклада общественной  жизни и политического устройства;

6. Пренебрежение к парламентаризму  и выборным институтам власти.

Перечисленные идеи и принципы консерватизма, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Постепенно ценности консервативного  толка были адаптированы к реалиям  постиндустриального этапа развития общества. Консервативная идеология  трансформировалась в неоконсервативную. К числу базовых ценностей  неоконсервативная идеология относит:

1. Уважение к сильному  государству как гаранту общественного  порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие  законов и сохранение моральных  устоев.

2. Уважение к неприкосновенным  и незыблемым общественным ценностям  - семье, религии, частной собственности.

3. Признавая формально  (юридически) равенство людей, он  однозначно выступает против  экономического и социального  равенства.

4. Признание обязанности  государства охранять общественный  порядок и поддерживать моральные  устои, но недопущение его вмешательства  в рыночную экономику и препятствования  свободной конкуренции.

5. Требование взаимного  доверия и взаимопомощи граждан  и государства, без чего невозможно  поддержание социального порядка 

В то же время можно выделить и другие новации в содержании неоконсерватизма:

только рыночные отношения  ведут к реальному развитию общества и человека;

свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;

классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

главное право личности - право иметь собственность и  свободно распоряжаться ею.

14.Монархия как форма правления

Монархия как форма  правления.

Форма правления - организация  высшей власти в государстве, характеризуемая  системой и порядком образования  высших органов государства, их взаимодействием  с иными органами и населением.

Монархия - форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту  власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются  в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1. абсолютные монархии;

2. ограниченные или конституционные  монархии, которые в свою очередь  подразделяются на:

- дуалистические;

- парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются  полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена  вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме  правления. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном  мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к  ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что  власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве  действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые  делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными  полномочиями в этой области. Примерами  могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в  области законодательной, и в  области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних  сношениях, выполняет роль главы  государства. Должность монарха  существует как дань традициям, обусловлена  культурно-историческим наследием  страны. Большинство современных  монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда в литературе предлагается другая классификация монархий: абсолютные, теократические, дуалистические, конституционные.

В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом.

В конституционной монархии монарх выступает в роли главы  государства, выполняет представительские  функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает.

15.Республика как форма правления

РЕСПУ́БЛИКА (лат. respublica, букв. — общественное дело), форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются  общенациональными представительными  учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими  правами. Большинство государств мира являются республиками. В рамках республиканской  формы правления принято различать  президентскую республику, парламентскую  республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная  власть в республике принадлежит  выборному представительному органу (парламенту).

 

Республика в составе  Российской Федерации — вид субъекта Российской Федерации. Юридически и  фактически республики обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов  Российской Федерации. Республики в  составе Российской Федерации были образованы на национально-территориальной  основе, являются преемниками автономных республик в составе РСФСР  и соответственно СССР. Всего в  Российской Федерации 21 республика, примерно четверть от общего числа субъектов  федерации. Наименования республик  отражают название коренной этнической группы, однако лишь в нескольких из них коренная национальность составляет по численности более 50 % населения. Республики имеют некоторые отличия  от других субъектов федерации. Они  принимают свою конституцию (остальные  субъекты федерации — уставы), вправе устанавливать свои государственные  языки, некоторые из них ввели  республиканское гражданство.

16.Государство и его функции

Государство – универсальная  политико-территориальная организация  общества, предназначенная для его  управления и развития. Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда понятно, что сущностью  государства является его роль, назначение в обществе., раскрыть сущность государства - значит ныявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную  необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает.

Функции государства –  основные направления деятельности государства:

Внутренние

· Политические (обеспечение  условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)

· Экономические (регулирование  экономических отношений и структурных  изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация

· Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального  обеспечения и поддержки культуры)

· Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских  и патриотических ценностей через  образование и СМИ)

Внешние

-Обеспечение национальной безопасности

-Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере

-Развитие взаимовыгодного сотрудничества

-Участие в решении глобальных проблем

17.Типы политических режимов

выделяют три основных типа политических режимов:

-демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;

-авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;

-тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

 

Линии сравнения  

Виды  режимов

Демократический

Недемократический

Тоталитарный

Авторитарный

1 . Формы

Непосредственная  и представительная демократия

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский  социализм, китайский маоизм

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный  режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока

2. Социальная

база

Опора на большинство  населения, которое сознательно  поддерживает демократические ценности

Опора на массовые движения люмпенизированных слоев  населения

Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь

3. Государственное  устройство

Правовое государство, построенное на основе разделения и  взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

«Всеобщее государство»,

осуществляющее  тотальный (полный) контроль

всех сторон частной  и общественной жизни

Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок  путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни

4. Партийная

система

Многопартийность

Господство одной  партии

Правящая партия огосударствлена

5. Оппозиция

Действует легально

Отрицается

Ее деятельность ограничена жесткими рамками

6. Правовой принцип

Разрешено все, что  не запрещено законом

Запрещено все, что  не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано

властью

7. Права и

свободы граждан

Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются  фактически.

Закон защищает права  и свободы граждан

Права и свободы  граждан

лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом

властей. Закон защищает

не личность, а  государство

Права и свободы  граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон  преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

8. Экономика

Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное  регулирование частного предпринимательства  носит косвенный характер

Централизованная  экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина

Обширный государственный

сектор может  уживаться с рыночной экономикой  

9. Идеология

Политический плюрализм

Существует единственная

обязательная официальная

идеология

Доминирует официальная  идеология, но допускается наличие  других идейных течений

10. Карательные органы

Строго подчиняются  закону

Пронизывают все  сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент  государственного аппарата

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"