Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
Билет №1
1 Понятие и сущность
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
Социальное управление является публичным управлением, которое включает в себя:
а) государственное управление, то есть управление в сфере функционирования государственных органов;
б) негосударственное управление, которое, в свою очередь, делится на:
- местное самоуправление - осуществляется органами местного самоуправления;
- общественное управление - осуществляется в объединениях граждан;
- коммерческое управление - осуществляется в коммерческих организациях, которые ставят перед собой цель получение прибыли.
Государственное управление – это деятельность государства в лице специальных государственных органов - органов исполнительной власти, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.
Сущность
государственного управления проявляется
в его необходимости, общественной
обусловленности и целевой
Признаки государственного управления:
- проявляется
посредством совместной
- ставит
перед собой цель упорядочение
совместной деятельности путем
обеспечения согласованных
- выступает
в роли регулятора
- является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;
- имеет
особый аппарат реализации
Анализируя государственное управление, можно выделить такие его особенности:
- оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление -- это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов. Одновременно, для обеспечения выполнения законов органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции, принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе являются подзаконными нормативными актами;
- организующий
характер проявляется в том,
что государственное
- систематическая,
непрерывная деятельность, направленная
на сохранение социальной
- оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;
- субъекты государственного управления используют имеющиеся у них правовые и фактические возможности для применения внесудебного, то есть административного принуждения;
- в
ведении органов
- наличие
большого государственного
- подконтрольный характер деятельности.
Уяснение сущности государственного управления невозможно без определения целей. В зависимости от содержания управленческой деятельности:
- социально-экономические
цели, то есть упорядочение
- политические
цели, то есть вовлечение в
управление политических
- обеспечительные
цели, то есть обеспечение прав
и свобод человека и
- организационно-правовые
цели, то есть формирование правовой
системы, которая способна
2. принципы и признаки местного самоуправления
Местное самоуправление – власть не только территориально ограниченная, но ограниченная и по кругу полномочий. Ее органы вправе решать вопросы местного значения в соответствии с законом. В унитарном государстве это закон, принятый его парламентом. В федеративных государствах (включая Россию) такие законы принимаются субъектами федерации, но сами принципы устанавливаются федерацией.
В более узком смысле местное самоуправление, можно разделить на собственно самоуправление и собственно управление, т. е. администрирование. Органами самоуправления в этом смысле будут лишь непосредственно избираемые гражданами органы и должностные лица. Органы муниципального управления (администрирования) – это исполнительные органы, назначенные органами самоуправления должностные лица (в том числе муниципальные служащие – управленцы).
Принципы местного самоуправления:
1) местное
самоуправление признается и
гарантируется Конституцией РФ.
Оно поддерживается
2) принцип
самостоятельности местного
Самостоятельность муниципальных органов имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.
3) принцип
независимости органов
4) ответственность
местного самоуправления как
принцип его деятельности
5) недопустимость
образования органов местного
самоуправления и назначения
должностных лиц местного
6) принцип
судебной защиты местного
Билет №2
1. структура и содержание научных основ государственного и муниципального управления
Именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления. (1880 по 1920 гг.)
Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920-1930-е гг.
Второй
этап в развитии теории государственного
управления продолжался с 1920 по 1950-е
гг. Особенно большие успехи в эти годы
сделали американцы. В отличие от европейских
стран в США высшие учебные заведения
уже в тот период пользовались большой
свободой в составлении учебных программ
и выборе преподавателей. Они имели возможность
экспериментировать, широко вводить новые
курсы, одним из которых был курс теории
административно-
Существовал
и другой благоприятный фактор, повлиявший
на интенсивное развитие теории государственного
управления именно в США. Американцы
уже в те годы полагали, что наука
административно-
В 1920-1950-е гг. наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. Яркими представителями «классиков» являются А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси. При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования.
Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки:
1) разделение
труда, 2) власть, 3) единство распорядительства,
4) единство руководства, 5) подчинение
частных интересов общим, 6) дисциплина,
7) вознаграждение персонала, 8) централизация,
9) иерархия, 10) порядок, 11) справедливость,
12) постоянство состава персонала,
13) инициатива, 14) единение персонала,
Еще одним влиятельным направлением в теории государственного управления была школа человеческих отношений. Она возникла в 1930-е гг., когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.
В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики.
В целом кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах:
1) государство
должно осуществлять комплекс
мер по регулированию
2) предупреждая
социальные взрывы, государство
перераспределяет доходы в
3) антикризисное
регулирование сводится к
4) возможность
допущения дефицита бюджета и
умеренной инфляции и за счет
выпуска в обращение
Идеи кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном регулировании рыночной экономики.
Третий
этап в развитии теории государственного
управления начался в 1950-е гг. и
продолжался до конца XX в. Наиболее
влиятельными направлениями этого
периода можно считать поведенч
2. управление муниципальной
Муниципальная
собственность наряду с местными
финансами составляет экономическую
основу местного самоуправления. Вопросы
формирования эффективного управления
и распоряжения муниципальной собственностью
являются, поэтому приоритетными
для муниципальных образований.
Для вновь созданных