Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

    Хотя  тоталитаризм называют  крайней   формой  авторитаризма,  существуют признаки,  которые  характерны  в   особенности   только   тоталитаризму   и отличающих  все  тоталитарные  государственные  режимы от  авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

- всеобщая государственная  идеология,

- монополия  государства на средства массовой  информации,

- монополия  государства на все средства  вооружения,

- жестко централизованный контроль над экономикой,

- одна массовая  партия, возглавляемая  харизматическим   лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

- особо организованная  система насилия, как специфического  средства контроля в обществе;

Тоталитаризм  принудительным  образом  снимает  проблемы: гражданское  общество  –   государство, народ – политическая власть. «Государство полностью идентифицирует себя с обществом,  лишая  его  своих социальных функций саморегуляции и саморазвития». Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная  централизация публичной власти  во главе с диктатором;

- господство  репрессивных аппаратов;

- упразднение  представительных органов власти;

-  монополия   правящей  партии  и  интеграция  ее  и всех других общественно-политических организаций  непосредственно в систему государственной власти.

Демократический политический режим.

 Демократия («democratia») с греческого – народовластие.

«Демократическая  политическая  система – это  организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной  обществу  власти.  Она  работает  на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов».

          Демократический режим - это режим, основанный  на  признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа  в  управлении  государством. Предоставляя  своим  гражданам  широкие  права  и  свободы   демократическое государство не ограничивается только  их  провозглашением,  т.е. формальным равенством  правовых  возможностей.  Оно  обеспечивает  для  них  социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии  этих  прав  и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся  реальными,  а  не только формальными.

      Демократический  режим  обладает  следующими чертами:

1. Источником  власти в государстве является  народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь  на  собственное  мнение. Законы страны защищают народ от  произвола власти  и власть  от  произвола отдельных людей.

2. Политическая  власть носит легитимный характер  и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной  принцип политической жизни  демократического  общества — "гражданам  разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для демократического  режима характерно разделение  властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти).  Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная  власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной,  кадровой инициативы. Высший судебный орган  наделен  правом  определять  соответствие издаваемых законов конституции  страны.  В  условиях  демократии  три  ветви власти уравновешивают друг друга.

4.  Демократический   режим  характеризуется  правом  народа  влиять  на выработку политических решений (путем  одобрения  или  критики  в  средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,   участия  в предвыборных   кампаниях).   Политическое   участие   народа   в   выработке принимаемых   решений   гарантируется   конституцией   страны,    а    также международными правовыми нормами.

5.  Важной  характеристикой   демократического   политического   режима является  политический  плюрализм,  предполагающий  возможность  образования двух- или многопартийной  системы,  конкуренция  политических  партий  и  их влияние на  народ,  существование на  законных   основаниях   политической оппозиции как в парламенте и вне его.     6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации  прав  человека.  К  ним  относятся  нормы,  правила  и  принципы взаимоотношений государства и граждан. 

35. Классические и современные  модели демократии.

Одной из первых попыток  типизации современных моделей  была предпринята канадским политологом  К. Макферсоном, которая впоследствии была развита и углублена Д. Хелдом, выделившем следующие модели демократии: 

– классическая демократия, т.е. демократия античная, демократия в  Древней Греции, главным образом  афинская демократия;

– республиканизм, т.е. республиканская  форма правления в Древнем  Риме, а также средневековые городские республики;

– протективная демократия;

– развивающаяся демократия;

– теория отмирания государства (К. Маркс);

– состязательный элитизм;

– плюралистическая демократия;

– теория партиципаторной  демократии (рассмотренная нами в  предыдущей главе);

– модель легальной демократии.

Классические  и современные модели демократии.Демокра́тия— политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.(широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти).  Античная демократия Образцом античной демократии является Афинская, представлявшая собой исторический прототип современной концепции прямой демократии. Система управления этим древнегреческим полисом предполагала максимальное участие всех граждан в процессе управления государством и существование, как бы, коллективного законодателя. в основе этого принципа все же лежала жесткая градация на свободных граждан и рабов, которые не могли участвовать в общественной жизни, что, фактически, и давало возможность всем свободным гражданам заниматься политикой. Максимально низкий имущественный и другие цензы, система поощрений для граждан, вовлеченных в общественно-политическую деятельность, способствовали высокой политической активности. Именно в Афинах возникает практика выборности и ротации властей, принцип равенства свободных граждан в политической жизни. Принципы античной демократии заложили основу для дальнейшего развития этой формы политического правления.

Классическая  либеральная демократия На рубеже XVII – XVIII ст. возникает четкий запрос общества на модернизацию политической власти. Постепенно приходящая к власти буржуазия требовала теоретического и практического переосмысления механизмов жизнедеятельности государства и общества. Именно в это время формируется полноценное представление о государстве как об институте, закрепляющем за собой монополию на власть и принуждение. Получает развитие и теория гражданского общества, утверждающего ненасильственную, договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и прав человека. Классический либерализм рассматривает демократию не столько как порядок, позволяющий народу реализовать свое право управления государством, сколько как механизм недопущения произвола властей и беззаконных действий других граждан. Теоретики классического либерализма впервые обосновали необходимость разделения власти на три независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В результате было сформировано новое видение устройства государства, в соответствии с которым, разделение власти и независимость различных ее ветвей гарантировали соблюдение прав и свобод гражданина. (разрабатывался Дж. Локком, Ш. Монтескье, Дж. Мэдисоном, Т. Гоббсом)

Охранительная и представительная демократии.Сущность модели охранительной демократии сводится к следующему: согласие граждан подчиняться власти выражается в процессе голосования, в свою очередь сам механизм выборности обеспечивает ответственность избираемых перед избирателями. Обязательными элементами этой модели являются регулярные выборы, тайное голосование и конкуренция политических сил. (разрабатывали И. Бентам и Дж. Милль)Представительная демократия.( Дж. Мэдисон один из разработчиков) принцип делегирования функций принятия государственных решений парламенту (представительной ассамблее). Парламент, по этой модели, становится центром всего политического процесса и главным основанием политической власти. По итогам свободных и соревновательных выборов, граждане делегируют в парламент своих представителей, которые в течение определенного срока выражают интересы избравших их граждан и общественных групп. Причем у многих теоретиков данного направления парламент состоял из двух палат, что призвано было уравновесить решения одной из его частей и препятствовать захвату большинством контроля над парламентом.

Развивающая демократия Ж.Ж. Руссо   рассматривал ее как средство достижения личной автономии гражданина. При этом свободный, приверженный идеалам демократии гражданин осознавал свою свободу как проявление всенародной общей воли. Согласно Руссо, нет необходимости в разделении власти или делегировании ее, т.к. интересы отдельного индивида неотделимы, по сути, от интересов всего общества. Дж. Ст. Милль видел предназначение демократии в развитии личности, путем вовлечения каждого в политический процесс. для успешного функционирования модели, необходимо создать качественно новый институт представительной власти. Такой институт должен не править от имени народа, а обсуждать возможности принятия тех или иных решений и контролировать их исполнение. Законы, представляемые для утверждения народным избранникам, должны разрабатываться в комиссиях экспертов. Непосредственное управление и осуществление исполнительной власти .Дж. Милль предлагал также возложить на экспертов, что позволило бы достичь значительного профессионализма в управлении.

Современные модели демократии. Свою лепту в развитие современной демократической теории вложили и сторонники модели партиципаторной демократии (К. Пейтман, К. Макферсон, Дж. Циммерман и др.), отстаивавшие необходимость активного участия граждан в обсуждении и принятии государственных решений. Механизмы партиципаторной демократии выражаются в следующем – гражданская инициатива, референдум, отзыв (досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица). Таким образом, создается система наивысшей ответственности лидеров перед рядовыми членами общества, механизм прямого управления граждан социальными и политическими институтами. (не используется ни в одной соврем. Стране). Элитарная демократия. С точки зрения сторонников данной модели (Й. Шумпетер, К. Полани, Ф. Хайек, Дж. Бернхейм) демократия представляет собой, скорее, не народовластие, а возможность народа самому избирать себе правителей. Сторонники этой модели в своих рассуждениях исходили из того, что основная масса граждан некомпетентны, не обладают достаточными познаниями и плохо информированы, поэтому именно элиты, как образованное правящее меньшинство, берут на себя ответственность за управление государством. Основой элитарной демократии является персонификация политических ожиданий и усиление политической роли лидеров, которые, олицетворяя элиту, принимают участие в избирательной конкуренции. Плюралистической концепция демократии. В основе лежит перераспределение политического участия между группами, призванными максимально охватить весь спектр приоритетных общественных интересов. Таким образом, предполагается избежать диктата большинства над меньшинством и отразить волю как можно большего количества членов общества. у плюралистической демократии существует критичное количество недостатков. Во-первых, реализация данной модели отводит для гражданина, не принадлежащего к какой-либо из групп влияния, роль пассивного наблюдателя, что ведет к утрате общественного контроля над системой. Во-вторых, группы могут стать настолько мощными, что весь политический процесс превратится в поиск компромисса между заинтересованными группами, а требования всех граждан останутся неучтенными. И, в-третьих, как показывает практика, лишь небольшое количество граждан формально отождествляют себя с какой-либо из групп. Таким образом, в результате групповой деятельности интересы большинства граждан остаются неучтенными.Полиархия.На сегодняшний день известно еще достаточно много моделей и подходов к демократии (социальная модель, расовая демократия) однако наиболее популярная на сегодняшний день концепция – это концепция полиархии, последовательным разработчиком которой является Р. Даль.В наиболее общем виде полиархию можно охарактеризовать как власть многих, но не всех. Проявляется это в способности демократических институтов обеспечивать взаимодействие и согласование интересов индивидов и групп без утраты ими самостоятельности и принципиального равенства. Полиархический властный порядок базируется на нескольких основных характеристиках:1.  Существование выборных должностных лиц, контролирующих выполнение решений правительства и адекватность принимаемых государственных решений интересам общества.2. Всеобщее избирательное право. 3.Свободные и честные выборы.4.Гарантированное право избираться для всех взрослых граждан.5. Свобода слова.6.Альтернативные источники информации, способствующие более объективному пониманию гражданами действительности.7.Свобода гражданских объединений и независимость самоорганизации.Институциональными принципами полиархического режима выражаются в правлении большинства и уважении прав меньшинства, политическом и правовом равенстве граждан, демократической делиберации (обсуждении и оценке общественностью принятых государственных решений), представительном характере власти и выборности властей, в плюрализме и свободе политической деятельности. Вероятно, ни одна из существующих демократий не может быть вписана в какую-то конкретную модель, и для каждого демократического режима существует своя, оригинальная концепция. 


36. Признаки, ценности и институты демократии. Понятие политической и социальной  демократии. Демокра́тия— политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.(широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти).  Признаки:1.Источником власти в государстве является народ.2.Политическая власть носит легитимный характер(согласие народа с властью).3. Разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). 4. Право народа влиять на выработку политических решений 5. Политический плюрализм. Возможность образования двух- или многопартийной системы 6. Высокая степень реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. Ценности: 1.помогает предотвратить деспотизм.2. помогает людям защитить их интересы3. позволяет политическому руководству получать более полную информацию 4. предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам5. гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека6. наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения 7. в принципе способна обеспечить политическое равенство 8.Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами 9.Демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом. Институты демократии: По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:

           1)  Структурные  -  сессии  парламентов,  депутатские   комиссии,

              народные контролеры и т.п.

           2) Функциональные  -  депутатские   запросы,  наказы  избирателей,

              общественное мнение и т.п.

По  юридической   значимости   принимаемых   решений   различают   институты

демократии:

     1) Императивные - имеют окончательное  общеобязательное  значение  для

        государственных  органов,  должностных   лиц,  граждан:   референдум

        конституционный и законодательный;  выборы; наказы избирателей и  др.

     2) Консультативные - имеют совещательное, консультативное значение

        для государственных органов,  должностных лиц,  граждан:  референдум

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"