Шпаргалка по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Краткий обзор тем по политологии: политическая система и ее виды, политическое лидерство, типология, сущность и функции государства, политическая элита, концепции политического лидерства.

Работа содержит 1 файл

политология к зачёту туризм2011(1).doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 

14. Типология политических систем.

Категория политической системы выполняет в политологии  двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные  элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой – представить политику как определенную целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем.В зависимости от характера политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и то-талитарными. Характерные черты политической систенмы демократического типа:■ правление большинства;■ свобода критики и оппозиции правительству;■ защита меньшинства и в свою очередь его лояльность к по-литическому сообществу; ■ право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана прав человека.Характерные черты политической системы авторитарного типа:■ использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;■ ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;■ централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;■ сосредоточение функций управленияобществом в одном лице или узком социальном слое.Характерные черты политической системы тоталитарного типа:■ отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;■ стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;■ радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

15.Сущность, типология и функции государства.

В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к  определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:- « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.- «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.Сущность государства - это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:- Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.- Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.- Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.- Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.- Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.Типология государств - классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:- рабовладельческие государства- прафеодальные государства- феодальные государства- буржуазные государства- социалистические государстваЦивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках - культуре, религии, этнических и национальных особенностях.В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):- Исламская цивилизация- Египетская цивилизация- Китайская цивилизация- Православная цивилизация- Западная цивилизация.Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:- по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.- по форме правления: монархические или республиканские государства.- по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.- в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.

16.Понятие политического режима, его разновидности.

Политический  режим - одна из форм политической системы  общества с характерными для нее  целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим  дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество. Но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм (лат. T о t а1i - весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия деспотии, тирании, военной диктатуры и др. При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами тот против нас!» вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений. Авторитаризм политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. 
Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. 
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать. 
При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима. Демократия (от греч. демо народ и кра тия власть) - власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Демократия, как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.) демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию, как политический режим, принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.
 

17.Политическая элита: сущность и функции.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЭЛИТА — внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой политической элиты является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.Наиболее существенные функции политической элиты: стратегическая — определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; организаторская — осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;коммуникативная — эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества; интегративная — укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

18.Сущность, типология и функции политической партии

19.Основные типы политического лидерства.

Политическое лидерство — это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.Интегративная – объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом. Ориентационная – выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения. Инструментальная – определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач. Мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения. Коммуникативная – поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти. В психологии приняты различные классификации лидеров:  
o        по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);  
o        по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);  
o        по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.  
Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.  
Различают:  
o        формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;  
o        неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.  
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом определяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель – программа действий и воплощение ее в жизнь.  
Каждый политический лидер обладает специфическими чертами характера, методами взаимодействия с последователями и избирателями, способами достижения целей и т.д. Исходя из различных критериев можно выделить разные типы политических лидеров.  
М. Харманн по типу политического имиджа выделяет следующие типы политического лидера: «знаменосец», «служитель», «торговец» и «пожарный».  
Лидеры – «знаменосцы» – это великие люди, имеющие собственное видение действительности, собственный взгляд на происходящие события и пути их развития.  
Лидер – «служитель» – выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев, избирателей, действует от их имени. На практике эти лидеры склонны к популизму; не редко они предпочитают говорить, что от них ожидают и надеются услышать избиратели.  
Лидер «торговец» – уподобляется продавцу товара, стремящемуся убедить покупателя его купить. Этот тип лидера должен обладать способностью убедить людей, которые «покупают» его идеи или планы, вовлекаются в их осуществления.  
Лидер – «пожарный» – «тушит пожар», то есть быстро реагирует на те проблемы, которые возникают перед обществом, откликаются на порожденные ситуации события и проблемы и действует соответственно им.  
На практике большинство политических лидеров сочетают в себе все четыре образа лидерства в различном порядке и последовательности, то есть стараются не злоупотреблять каким-то одним из них.
 

20.Сущность и основные разновидности политической идеологии.

    Политическая  идеология- «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической»*).

    В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:

  • Коммунистическая (марксизм- ленинизм);
  • Социал – демократизм;
  • Неолиберализм;
  • Неоконсерватизм.

    Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.

    Социал-демократическая  идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал- демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Время показало, что социал-демократизм с самого начала своего возникновения был обусловлен уровнем экономического развития западноевропейских стран и спецификой их демократических и культурных традиций. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».

    Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.

21.Сущность и типы политической культуры.

политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. ервый основной тип - патриархальный. Система с таким типом культуры единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе, поскольку она требует от них слепого подчинения. Этот тип культуры встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Современная китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.

Второй  тип - подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными «этажами» политической системы. Нижестоящие подданные, согласно традиции, должны с почтением относиться к своему сеньору. «Почитательная» модель отношений и до сих пор ясно видна во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности делу, а личной лояльности лидеру, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтение к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным политическим участием.Третий чистый тип - активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интересе и собственно активность, позитивное отношение к политике.

23.Партии в системе властных отношений.

24.Политические идеи в древности, основные формы политического правления Аристотеля и Платона.

Информация о работе Шпаргалка по политологии