Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:04, шпаргалка
Краткий обзор тем по политологии: политическая система и ее виды, политическое лидерство, типология, сущность и функции государства, политическая элита, концепции политического лидерства.
14. Типология политических систем.
Категория политической
системы выполняет в
15.Сущность, типология и функции государства.
В науке теории
государства и права сложился
известный плюрализм подходов к
определению понятия «государство»,
наиболее заметны точки зрения следующих
исследователей, и так, государство это:-
« Организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных
классовых, общечеловеческих, религиозных,
национальных и других интересов в пределах
определенной территории» Н.Матузов, А.
Малько.- «Общественный союз свободных
людей с принудительно установленным
мирным порядком посредством предоставления
исключительного права принуждения только
органам государства» Н.Коркунов.Сущность
государства - это основные, глубинные
свойства такого явления как государства.
То ради чего и во имя чего оно существует.Исследователи
выделяют следующие подходы к сущности
государства:- Классовый подход, который
предполагает, что государство существует
во имя интересов экономически господствующего
класса.- Общесоциальный подход, который
предполагает, что государство существует,
во имя исполнения интересов всех слоев
общества, полагаясь на методы компромисса.-
Национальный подход, который предполагает,
что государство существует, во имя исполнения
интересов титульной нации данного государства.-
Религиозный подход, который предполагает,
что государство существует, во имя исполнения
интересов представителей какой-либо
религиозной конфессии.- Расовый подход,
который предполагает, что государство
существует, во имя исполнения интересов
представителей какой-либо расы.Типология
государств - классификация государств
по характерным признакам в течение всего
исторического процесса, для раскрытия
их сущности.Среди исследователей государства
и права выделяется два подхода к типологии
государства и права: формационный и цивилизационный.Исходя
из первого подхода, важнейшим критерием
классификации государств выступают социально-экономические
факторы, присущие каждому из типов государств.В
рамках формационного подхода выделяются
следующие типы государств:- рабовладельческие
государства- прафеодальные государства-
феодальные государства- буржуазные государства-
социалистические государстваЦивилизационный
подход предполагает типологию государств,
основываясь на их «цивилизационных»
признаках - культуре, религии, этнических
и национальных особенностях.В рамках
цивилизационного подхода выделяются
следующие типы государств (цивилизации):-
Исламская цивилизация- Египетская цивилизация-
Китайская цивилизация- Православная
цивилизация- Западная цивилизация.Также,
типологию государств можно представить
по иным основаниям:- по отношению к религиозным
культам: светское государство, теократическое
государство, клерикальное государство,
атеистическое государство.- по форме
правления: монархические или республиканские
государства.- по действующему в государстве
политическому режиму: авторитарные, демократические
или тоталитарные.- в зависимости от форме
государственно-
16.Понятие политического режима, его разновидности.
Политический
режим - одна из форм политической системы
общества с характерными для нее
целями, средствами и методами реализации
политической власти. Политический режим
дает представление о сущности государственной
власти, установившейся в стране в определенный
период ее истории. Поэтому в определении
режима не столь важна структура политической
системы или государства, сколько способы
взаимодействия общества и государства,
объем прав и свобод человека, способы
формирования политических институтов,
стиль и методы политического управления.
Разновидностей политических режимов
бесчисленное множество. Но в политических
исследованиях обычно выделяют три основные
формы политических режимов: тоталитарный,
авторитарный и демократический. Тоталитаризм
(лат. T о t а1i - весь, целый, полный) - политический
режим, при котором государство полностью
подчиняет себе все сферы жизни общества
и отдельного человека. Именно всеохватностью
своего надзора тоталитаризм отличается
от всех других форм государственного
насилия деспотии, тирании, военной диктатуры
и др. При тоталитаризме гражданское общество
полностью поглощается государством,
а над самим государством устанавливается
идеологический контроль правящей партии.
Господствующая идеология становится
мощной объединяющей и мобилизующей силой
общества. «Кто не с нами тот против нас!»
вот один из лозунгов, который не допускал
никакого плюрализма мнений. Авторитаризм
политический режим, характеризующийся
сосредоточением всей полноты власти
у одного лица (монарха, диктатора) или
правящей группы.
Для авторитаризма характерными чертами
являются: высокая централизация власти;
огосударствление многих сторон общественной
жизни; командно-административные методы
руководства; безоговорочное подчинение
власти; отчуждение народа от власти; недопущение
реальной политической оппозиции; ограничение
свободы печати.
Политическая структура авторитарного
режима не предусматривает реального
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Хотя формально
все эти структуры власти могут существовать.
При авторитарных режимах сохраняется
конституция, но она носит декларативный
характер. Существует также система выборов,
но она выполняет показательно-фиктивную
функцию. Результаты выборов, как правило,
заранее предопределены и не могут повлиять
на характер политического режима. Демократия
(от греч. демо народ и кра тия власть) -
власть народа или народовластие. Это
такая форма государства, его политический
режим, при котором народ или его большинство
является (считается) носителем государственной
власти. Демократия, как способ организации
и форма управления может иметь место
в любой организации (семье, научном отделе,
производственной бригаде, общественной
организации и т. д.) демократия ассоциируется
со свободой, равенством, справедливостью,
соблюдением прав человека, участием граждан
в управлении. Поэтому демократию, как
политический режим, принято противопоставлять
авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским
режимам власти.
17.Политическая элита: сущность и функции.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА — внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой политической элиты является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.Наиболее существенные функции политической элиты: стратегическая — определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; организаторская — осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;коммуникативная — эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества; интегративная — укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.
18.Сущность, типология и функции политической партии
19.Основные типы политического лидерства.
Политическое
лидерство — это символ общности и образец
политического поведения группы (групп),
способный реализовать ее (их) интересы
с помощью власти. Лидерство – феномен
власти, способность одного лица заставлять
что-либо делать других.Интегративная
– объединение и согласование различных
групп и интересов на основе базовых
ценностей и идеалов, признанных обществом.
Ориентационная – выработка политического
курса, отражающего тенденции прогресса
и потребности групп населения. Инструментальная
– определение способов и методов осуществления
поставленных перед обществом задач.
Мобилизационная
– инициирование необходимых изменений
с помощью создания развитых стимулов
для населения. Коммуникативная
– поддержание связей власти и масс с
целью предупреждения отчуждения граждан
от власти. В психологии приняты различные
классификации лидеров:
o по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель
и лидер-исполнитель);
o по характеру деятельности (универсальный
лидер и ситуативный лидер);
o по направленности деятельности (эмоциональный
лидер и деловой лидер) и т.д.
Лидер может быть одновременно и руководителем
группы, а может им и не быть.
Различают:
o формальное лидерство – процесс влияния
на людей с позиции занимаемой должности;
o неформальное лидерство – процесс влияния
на людей при помощи своих способностей,
умения или других ресурсов.
Функции, выполняемые политическими лидерами,
во многом определяются теми целями, которые
они ставят, и той ситуацией, средой (экономической
и политической), в которой им приходится
действовать. Ситуация, как правило, бывает
кризисная, а цель – программа действий
и воплощение ее в жизнь.
Каждый политический лидер обладает специфическими
чертами характера, методами взаимодействия
с последователями и избирателями, способами
достижения целей и т.д. Исходя из различных
критериев можно выделить разные типы
политических лидеров.
М. Харманн по типу политического имиджа
выделяет следующие типы политического
лидера: «знаменосец», «служитель», «торговец»
и «пожарный».
Лидеры – «знаменосцы»
– это великие люди, имеющие собственное
видение действительности, собственный
взгляд на происходящие события и пути
их развития.
Лидер – «служитель»
– выступает в роли выразителя интересов
своих приверженцев, избирателей, действует
от их имени. На практике эти лидеры склонны
к популизму; не редко они предпочитают
говорить, что от них ожидают и надеются
услышать избиратели.
Лидер «торговец»
– уподобляется продавцу товара, стремящемуся
убедить покупателя его купить. Этот тип
лидера должен обладать способностью
убедить людей, которые «покупают» его
идеи или планы, вовлекаются в их осуществления.
Лидер – «пожарный»
– «тушит пожар», то есть быстро реагирует
на те проблемы, которые возникают перед
обществом, откликаются на порожденные
ситуации события и проблемы и действует
соответственно им.
На практике большинство политических
лидеров сочетают в себе все четыре образа
лидерства в различном порядке и последовательности,
то есть стараются не злоупотреблять каким-то
одним из них.
20.Сущность и основные разновидности политической идеологии.
Политическая идеология- «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической»*).
В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:
Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.
Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник- марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал- демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Время показало, что социал-демократизм с самого начала своего возникновения был обусловлен уровнем экономического развития западноевропейских стран и спецификой их демократических и культурных традиций. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».
Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.
21.Сущность и типы политической культуры.
политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. ервый основной тип - патриархальный. Система с таким типом культуры единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе, поскольку она требует от них слепого подчинения. Этот тип культуры встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Современная китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.
Второй тип - подданнический. Он отличается сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Он сформировался в условиях феодального общества с выраженной иерархичностью отношений между разными «этажами» политической системы. Нижестоящие подданные, согласно традиции, должны с почтением относиться к своему сеньору. «Почитательная» модель отношений и до сих пор ясно видна во многих политических культурах. Она проявляется в том, что лидеры ожидают от своих последователей не преданности делу, а личной лояльности лидеру, которая и становится главной добродетелью тех, кто стремится сделать карьеру в политике. Следует отметить, что в подданнической культуре почтение к лидеру может сочетаться и с высоким гражданским сознанием и личным политическим участием.Третий чистый тип - активистский. Он отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интересе и собственно активность, позитивное отношение к политике.
23.Партии в системе властных отношений.
24.Политические идеи в древности, основные формы политического правления Аристотеля и Платона.