Система органов государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

В процессе написания данной работы была осуществлена попытка систематизации всего многообразия и разветвлённости государственных органов РФ. Необходимость реформирования системы государственной власти.

Содержание

Введение ………………………………..
Глава I принцип разделения властей
Глава II система органов государственной власти РФ
2.1 Президент РФ
2.2 Система органов законодательной власти
2.3 Система органов исполнительной власти
2.4 Система органов судебной власти
Глава III Государственные органы, не относимые ни к одной из основных ветвей власти

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по КПРФ.docx

— 48.08 Кб (Скачать)

         Оглавление 

         Введение ………………………………..

       Глава   I  принцип разделения властей

       Глава II   система органов государственной власти РФ

             2.1 Президент РФ

             2.2 Система органов законодательной власти

             2.3 Система органов исполнительной власти

             2.4 Система органов судебной власти

       Глава III Государственные органы, не относимые ни к одной из основных ветвей власти

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       В последние десятилетия в  Российской Федерации исследование  и развитие такого института,  как государственная власть,  особенно актуально, так как  с исчезновением СССР встал  вопрос о коренном реформировании  старой советской системы органов  государственной власти, обнаружившей свою неспособность эффективно управлять государством. Органами государственной власти в СССР признавались только Советы народных депутатов, а другие государственные органы – органы государственного управления, правосудия, прокуратуры исключались из категории органов государственной власти и были полностью подконтрольны и подотчетны Советам. Данная концепция всевластия Советов обусловила необходимость реформирования системы государственной власти.

      Конституция РФ 1993 года  ознаменовала  принципиально новый подход и  трактовку характера государственной  власти, ее главное теоретико–правовое  основание: принцип разделения  властей  и создания в связи  с этим самостоятельных органов  законодательной, исполнительной  и судебной власти.

      С 1992 года, после заключения Федеративного  договора, Российская Федерация  развивается как по-настоящему  федеративное государство. В связи  с этим Конституция РФ 1993 года  четко разграничивает федеральные  органы государственной власти  и органы государственной власти  субъектов РФ, формируемые ими  самостоятельно на принципах,  закрепленных в федеральном законодательстве.

   Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

       Систематизация  государственных органов может происходить по различным основаниям:

       1. С учетом порядка образования формирования: первичные органы и вторичные органы;

       2. С учетом сферы действия: высшие органы, местные органы;

       3. По территориальному принципу: общегосударственные,  региональные, местные;

       4. С учетом принципа разделения властей: законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

       5. По форме деятельности: органы, предусмотренные конституцией; органы, предусмотренные федеральными законами; органы, предусмотренные подзаконными актами.  
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 
 
 
 

  I. Разделение властей. 

         Как уже было сказано выше, во введении, систематизация  государственных органов может осуществляться по различным основаниям.  Но так как в данной  работе я взяла за основу систематизации теорию разделения властей, следовательно,  мне необходимо раскрыть её сущность и именно поэтому я посветила этому целую главу в своей работе

       Итак, для начала рассмотрим понятие «власти», дл этого обратимся к «Большёй юридической энциклопедии».  Власть- это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающий обязательный характер для другого субъекта или группы.

       Власть  рассматривается не только как господство и подчинение, но и как отношение  субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашений, разрешать конфликты.

         А государственная власть осуществляется  посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке. То есть, государственные органы являются своеобразным «проводником», претворяющий волю государства в жизнь.

       Разделение  законодательной, исполнительной и  судебной властей является одним  из важнейших принципов организации  государственной власти и функционирования правового государства.

       Принцип разделения властей означает, что  законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

       Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

       - четкое распределение функций,  предметов ведения и полномочий  органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений  и должностных лиц, регулируемое  законами, указами, постановлениями,  положениями и другими правовыми  актами;

       - независимость и самостоятельность  оперативной деятельности каждой  ветви власти, каждого органа  и должностного лица в границах  права и компетенции;

       - обеспечение в схеме государственной  власти механизма, взаимного уравновешивания,  сдерживания всех ветвей власти  и контроля;

       - гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами  реальное вовлечение общественных  объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;

       - социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

       Схема взаимоотношений государственных органов на основе принципа разделения властей основывается на следующих положениях:   

       - законы должны обладать высшей юридической силой и принимается только законодательными (представительными) органами;  

       - исполнительная власть должна заниматься, в основном, исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе государства или парламенту; 

       - между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс (паритет) полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

       - судебные органы независимы и в пределах компетенции действуют самостоятельно;

            - ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативу другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

           - споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;           

  - конституционная система должна представлять правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

               Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

       В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

       Ситуация  стала меняться только в последние  годы перестройки, когда были внесены  изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей был провозглашён  Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.  

           А после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году  статья 10 закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

       Конституционные принципы, определяющие единство организации и деятельности органов Российского государства:

       1) народовластия, означающий, что формирование государственных органов осуществляется народом или по его поручению соответствующими органами власти;

       2)разделения властей, закрепляющий самостоятельность функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

       3)федеративного устройства, основанный на государственной целостности, определяющий территориальную организацию властных структур;

       4) гарантий местного самоуправления, разграничивающий предметы ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации и органами местного самоуправления;

       5) верховенства и прямого действия положений Конституции на всей территории Российской Федерации;

       6) законности в деятельности государственных органов;

       7) осуществление полномочий государственных органов в интересах социальной защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина;

       8) политического и идеологического плюрализма, выраженный в выработке государственными органами основ внешней и внутренней политики;

       9) единства экономического пространства и равенства всех форм собственности;

       10) отделения церкви от государства;

       11) употребления национальных языков в органах государственной власти наряду с русским языком.

         Вышеперечисленные принципы дают  понять, что речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. 

Информация о работе Система органов государственной власти в РФ