Сотрудничество Республики Беларусь и Всемирной организации здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа взаимоотношений между Республикой Беларусь и Всемирной организации здравоохранения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать становление и развитие Всемирной организации здравоохранения, как объекта международных отношений.
Рассмотреть историю создания ВОЗ, структуру организации и функциональное направление.
Проанализировать и дать оценку взаимоотношений Республики Беларусь и ВОЗ.
Определить направление сотрудничества, совместные программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА №1. ВОЗ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 5
1.1 История создания Всемирной Организации здравоохранения 5
1.2 Функции и структура ВОЗ 6
1.3 Программа работы ВОЗ. 12
ГЛАВА. ПАРТНЕРСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВОЗ 17
2.1. Беларусь и международные организации 17
2.2 Партнерство Республики Беларусь и ВОЗ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая - итог.docx

— 59.30 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных  отношений

 

 

 

 

 

Кафедра дипломатической и  
консульской службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сотрудничество Республики Беларусь и Всемирной  организации здравоохранения»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент III курса,  
гр. №1, специальности МО 
Ибрагимов Р.Н.

Научный руководитель: 
доцент, кандидат исторических наук 
Слуцкая Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011 г.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА №1. ВОЗ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 5

1.1 История создания Всемирной Организации здравоохранения 5

1.2 Функции и структура ВОЗ 6

1.3 Программа работы ВОЗ. 12

ГЛАВА. ПАРТНЕРСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И ВОЗ 17

2.1. Беларусь и международные организации 17

2.2  Партнерство Республики Беларусь и ВОЗ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С распадом Советского Союза членство Беларуси во Всемирной организации  здравоохранения заметно активизировалось, о чем убедительно свидетельствуют 23 международных проекта (например, «Профилактика и борьба с сахарным диабетом» (проект стал европейской школой передового опыта); «Здоровье полости рта» (на базе кафедры стоматологии Минского мединститута создан Сотрудничающий центр ВОЗ в этой области для стран Европы); в научно–исследовательском Клиническом институте радиационной медицины и эндокринологии создан Сотрудничающий центр ВОЗ патологии щитовидной железы), которые успешно разрабатываются и внедряются в республике. Такое тесное и плодотворное сотрудничество, основанное на запросах и нуждах страны в улучшении сферы здравоохранения и оздоровления нации, стало возможным благодаря четкой координации действий между ВОЗ и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Значимость взаимоотношений Всемирной  организации здравоохранения и Республики Беларусь заключается в том, что Республика Беларусь, как и любое другое государство, стремится в совершенствовании всех своих сфер. Сфера здравоохранения является одной из наиболее важных, и, отвечает за здоровье нации. РБ стремится выйти в сфере здравоохранения на уровень ведущих европейских держав, а именно ФРГ и Швеции, и сотрудничество с такими международными организациями, как ВОЗ и МККК, является прерогативным. 

Однако, судя по тому, что некоторые граждане РБ в Бюро ВОЗ по связи и координации, существующем в нашем государстве, обращаются с личными просьбами: выделить путевку в санаторий или направить к «узкому» специалисту, не все понимают, в чем заключается деятельность Всемирной организации здравоохранения на территории конкретного государства. Какую же пользу работа ВОЗ приносит конкретному человеку и его семье?

Актуальность данной работы заключается  в том, что на данный момент взаимоотношения  между Республикой Беларусь и  Всемирной организации здравоохранения не рассматривались, как отдельный объект в сфере международных отношений.

Цель  исследования состоит в проведении анализа  взаимоотношений между Республикой Беларусь и Всемирной организации здравоохранения.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать становление и развитие Всемирной организации здравоохранения, как объекта международных отношений.
  2. Рассмотреть историю создания ВОЗ,  структуру организации и функциональное направление.
  3. Проанализировать и дать оценку взаимоотношений Республики Беларусь и ВОЗ.
  4. Определить направление сотрудничества, совместные программы.

За основу при написании данной работы были выбраны и проанализированы такие  источники как: Абраменков А.В. Всемирная организация здравоохранения и право на здоровье; Титаренко А.А. Справочник Международные организации системы ООН. Также при написании работы опирался на статью Gwatkin D.R. Health Inequalities and the Health of the Poor: What do we know? What can we do?, Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения.

 

 

ГЛАВА №1. ВОЗ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ.

1.1 История создания Всемирной Организации здравоохранения

Сегодняшние успехи и всеобщее признание  Всемирной организации здравоохранения  очевидны. Оглядываясь назад, даже не верится, как мучительно и трудно шло человечество к созданию международной общественной организации здравоохранения.

Очередная вспышка холеры, свирепствующей в  Европе в 1830 году, взволновала общественность. В 1851 г. в Париже прошла I Международная санитарная конференция, в которой участвовали 12 государств. Итогом работы этого форума предполагалось принятие Международной санитарной конвенции, которая определила порядок морского карантина в Средиземном море.

К сожалению, первая попытка оказалась  неудачной. Только в 1892 году европейские  страны приняли Международную санитарную конвенцию, которая касалась только холеры. Через 5 лет такая же конвенция была принята относительно чумы.

По окончании II Мировой войны в июле 1946 г. в Нью-Йорке в соответствии с решением Международной конференции по здравоохранению было решено создать ВОЗ. Устав ВОЗ был ратифицирован 7 апреля 1948 г., с тех пор этот день 7 апреля отмечается как «Всемирный день здоровья».

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения  в рамках системы Объединенных Наций [4]. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли:

- при решении проблем глобального  здравоохранения, 

-составление повестки дня для  научных исследований в области  здравоохранения,

- установление норм и стандартов,

- разработку политики на основе  фактических данных,

- обеспечение технической поддержки  странам 

- контроль за ситуацией в  области здравоохранения

- оценку динамики ее изменения. 

Целью ВОЗ, как указано в ее Уставе, является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

Главная миссия ВОЗ состоит в достижении всеми людьми наивысшего возможного уровня здоровья с особым акцентом на ликвидацию разрывов как внутри стран, так и между ними [14].

Борьба  с эпидемиями болезней, стремление сократить младенческую смертность и борьба за безопасную беременность – вот приоритеты ВОЗ.

Мировое сообщество прошло трудную тропу  эволюции от подписания небольшого соглашения между странами до создания крупной  международной организации, в целях ликвидации локальных и региональных очагов эпидемий, а также снижения людской смертности, как детского, так и взрослого населения, и, соответственно, достижения максимального возможного наивысшего уровня здоровья.

1.2 Функции и структура ВОЗ

Вводная часть говорит о том, что функции ВОЗ отражают те сферы и направления деятельности организации в международном сообществе, которые смогли бы привести мир к снижению людской смертности и, соответственно, достижения максимального возможного наивысшего уровня здоровья.

Руководящим органом ВОЗ является Всемирная  ассамблея здравоохранения (ВАЗ), созываемая 1 раз в год; постоянно действуют  исполнительный комитет, секретариат, возглавляемый генеральным директором, комитеты экспертов, региональные комитеты [9]:

- для  стран Европы,

- Америки, 

- Африки,

- Восточного  Средиземноморья, 

- Юго-Восточной  Азии,

- западной  части Тихого океана.

 Постоянно работают 147 страновых  бюро.

Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве; ее аппарат  состоит из отделов и отделений (секций). В комитеты экспертов ВОЗ  привлечены компетентные ученые многих стран мира, которые являются консультантами по различным научным и практическим вопросам здравоохранения и медицинской  науки при разработке программ деятельности ВОЗ [5].

Все страны-члены  ООН могут стать членами ВОЗ, приняв ее Устав. Другие страны могут  быть приняты в члены ВОЗ при  условии, что Генеральная ассамблея  здравоохранения одобрит их заявление  простым большинством голосов [12].

Всемирная ассамблея здравоохранения  является высшим органом ВОЗ, принимающим  решения. Ее ежегодные сессии, в работе которых принимают участие делегации  из всех 193 государств-членов ВОЗ, проводятся обычно в мае в Женеве.

Направление деятельности ВОЗ:

  1. Совершенствование и укрепление национальных служб охраны здоровья;
  2. Предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний, борьба с их распространением;
  3. Проблемы оздоровления и охраны окружающей среды;
  4. Защита и охрана материнства и детства;
  5. Подготовка специалистов в области медицины;
  6. Проведение медицинских и биологических исследований;
  7. Сбор и изучение санитарной статистики.

На пути достижения своих целей  ВОЗ выполняет следующие основные функции [1]:

- обеспечение ведущей роли в вопросах, имеющих исключительно важное значение для здоровья, и налаживание партнерских отношений там, где необходимы совместные действия;

- разработка повестки дня в области научных исследований и стимулирование сбора, освоения и распространения ценных знаний;

- установление норм и стандартов, содействие в их соблюдении и соответствующий контроль;

- увязка концепции этических вопросов с концепцией разработки политики на основе фактических данных;

- обеспечение технической поддержки, активизация изменений и создание устойчивого институционального потенциала и

- контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценка динамики ее изменения.

Эти основные функции изложены в 11-й  Общей программе работы, в которой  представлены структура программы  работы в рамках всей организации, бюджет, ресурсы и результаты. Программа под названием "Работа во имя здравоохранения" охватывает 10-летний период с 2006 по 2015 годы [26].

ВОЗ устанавливает  международные стандарты на пищевые  продукты, лекарственные препараты; пересматривает каждые 10 лет международную  статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти.

Организует  по широкой международной программе  совместные исследования по изучению состояния здоровья населения, организации  медпомощи, подготовке медперсонала, обеспечивает координацию этих исследований; проводит международные конференции, симпозиумы и др. по проблемам медицины и  здравоохранения, организует деятельность комитетов экспертов, научных групп, международные курсы по повышению  квалификации и обмену опытом работы медперсонала разных категорий.

По инициативе ВОЗ и при активной поддержке национальных систем здравоохранения (в том числе и СССР) была проведена  компания по ликвидации оспы в мире (последний случай зарегистрирован в 1981 г.); ощутимой является компания по борьбе с малярией, распространённость которой сократилась почти в 2 раза, программа иммунизации против 6 инфекционных заболеваний, организация выявления и борьба с ВИЧ, создание справочно-информационных центров во многих государствах, формирование служб первичной медико-санитарной помощи, медицинских школ, учебных курсов и т. д. [17].

Основная роль ВОЗ в достижении поставленных целей — консультативная, экспертная и техническая помощь странам, а также предоставление необходимой информации, чтобы научить страны помогать самим себе в решении ключевых проблем охраны здоровья. На сегодня ВОЗ определила наиболее важные направления деятельности национальных систем здравоохранения как: ВИЧ/СПИД, туберкулёз, малярия, содействие безопасной беременности — здоровье матери и ребёнка, здоровье подростков, психическое здоровье, хронические заболевания.

В соответствии с Уставом организация выполняет  среди прочих нормотворческую функцию, которая заключается в разработке, утверждении и способствовании  принятию конвенций, соглашений и регламентов  по вопросам международного здравоохранения [22]. За более полувека существования ВОЗ приняла большое количество нормативных документов, различных по своей значимости. Однако большинство из них не имеют непосредственного отношения к здравоохранению в целом и к праву человека на здоровье.

Документы, принимаемые ВОЗ, в основном не имеют  обязательной юридической силы –  они принимаются в форме рекомендации. Подобный выбор связан, прежде всего, с тем, что рекомендация имеет упрощенный порядок принятия и последующего  внесения дополнений и изменений в текст. Мягкая форма рекомендации позволяет также обойти «острые углы», возникающие из-за различных традиций и подходов в медицинской науке и практике в мир [13].

Являясь специализированным учреждением ООН, ВОЗ принимала участие в работе Комиссии ООН по правам человека по созданию «Международной хартии прав человека».

Вопросы здравоохранения вошли в состав Пакта об экономических, социальных и культурных правах.  Пакты были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН  и открыты для подписания в 1966 года, а вступили они в силу лишь в 1976 году.

ВОЗ также  участвует в работе Комитета по правам женщин и Комитета по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года, Многие статьи, не упоминая непосредственно здоровье, содержат положения, имеющие непосредственное значение для безопасного развития ребенка.

Информация о работе Сотрудничество Республики Беларусь и Всемирной организации здравоохранения