Современные проявления анархизма и его история

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:17, реферат

Описание работы

Конец XIX – первая четверть XX века не без основания считаются переломными в общественно-политической жизни России. Характерной приметой этого времени стало формирование и функционирование сотен политических партий и движений, стремящихся найти своих приверженцев и поклонников, воздействовать на определенные слои общества и вписаться в многообразный веер альтернатив общественного развития. В 1880-е – 1890-е годы в стране стала складываться, а в годы российской революции 1905–1907 гг. окрепла довольно многоликая и пестрая многопартийная система, просуществовавшая вплоть до середины 1920-х годов1. Традиционное, хотя и своеобразное звено этой системы составляли всегда анархисты (т.е. приверженцы анархизма)2. Не сумев по многим причинам (как объективного, так и субъективного характера) оформиться в единую «ПАРТИЮ АНАРХИСТОВ» (как об этом мечтал П.А.Кропоткин), анархисты базировались на самом крайнем левом фланге в системе российских партий и своими радикальными действиями привнесли много ярких и неповторимых красок в политическую жизнь страны.

Содержание

Введение
1. История анархизма. Анархия и анархизм
1.1. Истоки анархизма
1.2. Анархизм в России
2. Политическая теория анархизма. Классические направления анархизма
2.1. Проблемы власти
2.2. Психологическая теория
3. Современные проявления анархизма.
Анархистские объединения в событиях 1991 – 1993 годов
3.1. Анархисты наших дней
Заключение
Библиография
Приложение

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии - Расхожева Е И.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ:

     Введение…………………………………………………….стр. 3

     1. История анархизма.

         Анархия и анархизм…………………………………….стр. 5

     1.1. Истоки анархизма …..………………………………..стр. 7

     1.2. Анархизм в России …………………………………...стр. 11

     2. Политическая теория  анархизма.

         Классические направления анархизма……………....стр. 12

     2.1. Проблемы власти……………………………………..стр. 14

     2.2. Психологическая теория…………………………….стр. 19

     3. Современные проявления анархизма.

          Анархистские объединения  в событиях 

          1991 – 1993 годов……………………………………….стр. 22

     3.1. Анархисты наших  дней……………………………...стр. 29

     Заключение……………………………………………..…стр. 31

     Библиография……………………………………………..стр. 33

     Приложение………………………………………………..стр. 34 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     Конец XIX – первая четверть XX века не без основания считаются переломными в общественно-политической жизни России. Характерной приметой этого времени стало формирование и функционирование сотен политических партий и движений, стремящихся найти своих приверженцев и поклонников, воздействовать на определенные слои общества и вписаться в многообразный веер альтернатив общественного развития. В 1880-е – 1890-е годы в стране стала складываться, а в годы российской революции 1905–1907 гг. окрепла довольно многоликая и пестрая многопартийная система, просуществовавшая вплоть до середины 1920-х годов1. Традиционное, хотя и своеобразное звено этой системы составляли всегда анархисты (т.е. приверженцы анархизма)2. Не сумев по многим причинам (как объективного, так и субъективного характера) оформиться в единую «ПАРТИЮ АНАРХИСТОВ» (как об этом мечтал П.А.Кропоткин), анархисты базировались на самом крайнем левом фланге в системе российских партий и своими радикальными действиями привнесли много ярких и неповторимых красок в политическую жизнь страны.

     Хотелось бы отметить следующее. Представители анархизма (по тем или иным причинам) никогда не испытывали к себе позитивного внимания. В каких только грехах и провокациях их не обвиняли!

     Что можно сказать на этот счет. Действительно, только анархисты постоянно (хотя и не всегда «законными» методами) выступали и выступают за уничтожение государства, парламентов, учредительных собраний и всякой власти (время от времени корректируя свои требования) и требуют освободить человеческую личность от малейших форм гнета для свободного и независимого развития. Недаром в человеческой природе изначально заложены две противоположные тенденции – стремление к коллективности и порядку и желание непременно выразить свою индивидуальность и быть свободным. И если теоретики анархизма в глубине своих построений видели его смысл в предотвращении попытки насильственного построения нового общества, в поиске других, компромиссных решений, акцентируя внимание на том, что человеку свойственна устремленность к свободе, то для большинства их последователей настоящий порядок представлялся всегда только в качестве простой суммы свободных волеизъявлений и находил свое выражение в уродливых фразах типа «Анархия – мать порядка!» Разумеется, отношения с официальными органами власти и управления при такой постановке вопроса у анархистов всегда были плохими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ИСТОРИЯ АНАРХИЗМА.

     АНАРХИЯ И АНАРХИЗМ.

     Возвращаясь к предмету реферата, хотелось бы для  начала дать понятия анархии и  анархизма, для дальнейшего понимая  темы и стирания неправильных и навязанных определений этих терминов.

     Для начала я скажу вам, чем, по моему мнению, анархия точно не является: анархия — это не хаос; состояние анархии — это не хаотический бедлам, где каждый делает, что вздумается; анархия не означает отсутствие законов, она означает отсутствие необходимости в законах.

     Анархия требует от индивида вести себя ответственно. Анархия будет возможна тогда  и только тогда, когда индивиды смогут жить в мире без власти, принуждающей или наказывающей их, и когда у людей будет достаточно храбрости и здравого смысла, чтобы честно говорить друг с другом и общаться на равных. «Анархия может быть достигнута только постепенно через изменение самих людей и потом других путем убеждения. Вы не можете заставить людей принять анархию. Анархия может стать реальностью, только если люди будут контролировать себя — это означает ответственность, наличие закона внутри себя. Анархия сможет существовать, только когда люди начнут действовать ответственно»3.

     В настоящее время существует множество  трактовок понятия «анархия», каждая из которых по своему верна, вот некоторые из них: «Анархия — единственная форма политической мысли, не ищущая контроля над личностью с помощью силы. Анархия — это отказ от государственного контроля, отражающий требование индивида жить жизнью, основанной на личном выборе, а не на политических манипуляциях»4. Анархия - это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства5.

     Слово "анархизм", как правило, вызывает у людей старшего поколения примерно одни и те же ассоциации: матросы, непременно пьяные, черный флаг с черепом и костями, загадочная и "нелепая" фраза: "Анархия - мать порядка!". У молодежи свои ассоциации: Егор Летов6 с анархическим значком на груди и с песней: "Убей в себе государство!" и недопанки, подражающие своим кумирам и рисующие на заборах букву «А» в круге, но…

     Анархизм  является не красивым воображением, с  кабинетной мыслью философа, а социальным движением трудовых масс и уже  по одному этому он должен сплотить свои силы в общую, постоянно действующую  организацию, как того требуют действительность и стратегия социально-классовой борьбы7. Анархизм исходит из того, что в системе, основанной на государственной власти и эксплуатации, люди не могут нормально жить и развиваться. Понятно, почему в общественном сознании и в годы власти КПСС, и в нынешние времена существует гротескный и туманный образ анархизма и анархии? Никакой власти не может быть симпатичен анархизм, то есть безвластие, а потому все правительства во всех странах всегда не жалеют мрачных красок, пугая населения "пагубной анархией". К анархизму можно относится по-разному. И все же многих реалий - и исторических, и современных - не понять, если не попытаться объективно и непредвзято взглянуть на это движение и течение общественной мысли. 
 

     1.1. ИСТОКИ АНАРХИЗМА.

     Элементы  анархического мировоззрения, отдельные  философские идеи протоанархического характера насчитывают много  веков. Стремление к полной свободе  личности в свободном обществе, отрицание  власти и эксплуатации проходит через  различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле, русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С. Марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.

     Однако  анархизм в собственном смысле этого  слова, несомненно, порожден реалиями Нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как важная часть революционного, освободительного движения.

     Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции 17 в. Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что  власть развращает людей, собственность  и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 возглавил группу своих последователей, получивших прозвище «диггеров» («копателей»); они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» (1793; рус. пер. 1958), заложившей основы современной традиции анархизма. Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Годвин оказал значительное влияние на таких поэтов и мыслителей, как П. Б. Шелли, У.Вордсворт и Роберт Оуэн. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность и т. п.) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.

     Анархизм  окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство".

     «Анархизм, на мой взгляд, стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов»8.

     Анархизм  в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.

     Анархизм  пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. двадцатого века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской Америке. Анархистские настроения присущи молодежным движениям капиталистических стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. АНАРХИЗМ В РОССИИ.

     Первые  анархистские группы в России возникли весной 1903 г., а уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах страны. Вскоре выделились три центра анархистского движения — Белосток, Екатеринослав и Одесса. Значительную поддержку российскому анархизму оказывали анархисты-эмигранты, создавшие к 1904 г. крупные издательские центры, печатавшие и распространявшие анархистскую литературу как за границей, так и в России. Социальную основу анархистского движения в целом составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, часть интеллигенции, незначительная часть рабочих, а также деклассированные элементы. В целом движение было крайне неоднородным и аморфным. Но в практической деятельности сторонники анархии проявляли единодушие и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и грабежам.

Информация о работе Современные проявления анархизма и его история