Строение и деятельность парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотреть основные формы деятельности парламента.
Задачи работы - охарактеризовать парламент, рассмотреть его структуру и органы, работу, а также полномочия.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, структура и органы парламента 5
2. Полномочия и работа парламента 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат политология.docx

— 30.82 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 

    Кафедра: Политических наук и технологий. 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине: Политология 

    на  тему: «Строение и деятельность парламента» 
 

    Выполнила:

    студентка 2 курса, гр.

      факультета 

    Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 

                Новосибирск 2011

Оглавление

Введение 3

1. Понятие, структура и органы парламента 5

2. Полномочия и работа парламента 8

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  парламент является высшим выборным законодательным органом власти, осуществляющим представительство  основных социально и политически  активных групп населения.

     Обычно  парламент считают органом законодательной  власти. Однако законотворчеством его  роль не ограничивается. В предмет  его деятельности входят также утверждение  бюджета; принятие учредительных решений (о конституции, о династии); представительство  нации, государства (он принимает присягу  главы государства, выражает доверие  и вручает полномочия правительству, делает заявления по международным  и внутриполитическим вопросам); контрольные  полномочия в отношении администрации; участие в формировании правительства; участие во внешней политике (ратификация  и денонсация международных договоров), в решении вопросов войны и  мира. Парламенты самостоятельно либо во взаимодействии с правительством осуществляют функцию администратора в некоторых сферах управления. В  сфере юстиции за парламентом  резервируются полномочия, позволяющие  ему участвовать в формировании высших судов, а также собственно судебные полномочия, которыми он пользуется для привлечения к ответственности  высших должностных лиц. 

     Однако  парламент демократического государства  качественно отличается от сословных  представительных учреждений эпохи  феодализма. Поэтому и сама его  история начинается с эпохи буржуазных революций. Согласно теории разделения властей, которая в той или  иной степени нашла своё отражение  в конституционализме любой демократической  страны, парламент как носитель верховной  законодательной власти занимает привилегированное  положение в системе высших органов  государственной власти.

     Цель  данной контрольной работы - рассмотреть  основные формы деятельности парламента.

     Задачи  работы - охарактеризовать парламент, рассмотреть его структуру и  органы, работу, а также полномочия.

1. Понятие, структура и органы парламента

     Парламент в общем виде можно определить как высший законодательный и  представительный орган государства, формируемый в результате всеобщих выборов и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.

Термин "парламент" является родовым  и используется наукой конституционного права для обозначения публичных  институтов, обеспечивающих законодательный  процесс. Наименование соответствующего органа в том или ином государстве  имеет под собой определённые исторические основания и обусловлено  национальным правовыми, политическими, культурными и лингвистическими традициями. Вариантов наименования парламента достаточно много: в США это Конгресс, в Дании - Фолькетинг, в Швеции - Риксдаг, в Испании - Генеральные Кортесы, в Израиле - Кнессет, в Польше, Литве и Латвии - Сейм, в Украине - Верховная Рада и т.д.1

     Структура парламентов в современном мире бывает однопалатной и двухпалатной. Редко встречаются трехпалатные парламенты. Значительное число существующих в настоящее время парламентов являются двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатными являются Конгресс США, Национальное Собрание Франции, Генеральные Кортесы Испании, парламенты Великобритании, Италии, Германии, Японии и ряда других государств, включая Россию.

     В континентальной Европе многие страны имеют однопалатные парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и  др.). Нижние палаты и однопалатные парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам), Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).

     Верхние палаты называются сенат, но нередко  имеют и другие наименования, например: Федеральный совет (Австрия), бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия).

Однопалатные  парламенты и нижние палаты формируются, как правило, путём их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2 до 7 лет.

     Верхние палаты в разных странах формируются  различными путями. При этом срок полномочий верхних палат в большинстве  стран бывает больший, чем у палат  нижних. В некоторых странах используются смешанные системы, включающие в  себя элементы выборности и назначения (Бельгия, Ирландия).

Органы  в парламентах

     Организация палат в парламентах имеет  во многих странах общие черты, однако ведущая роль принадлежит руководящему органу. В двухпалатных парламентах  палаты формируют свой руководящий  орган, который включает в себя председателя (спикера), вице-председателей, секретарей либо коллегиальный орган. По-разному  производится замещение председателя Верхней палаты. В ряде стран он избирается палатой (Италия, Франция, Япония). В других странах этот пост замещается по должности или по назначению. Председателем сената США становится по должности вице-президент США, в Великобритании в палате лордов председательствует лорд-канцлер. Он не избирается палатой, а назначается  королевой по предложению премьер-министра.

     В парламентах создаются различные  вспомогательные органы, которые  помогают его палатам в осуществлении  их полномочий, например комитеты (комиссии). Такие комиссии бывают постоянными, создаваемые на весь срок полномочий палаты, и временными, как правило, для выполнения определённой задачи (это специальные, следственные, ревизионные  и другие комиссии). В обязательном порядке создаются постоянные комиссии по бюджету и финансам, обороне, безопасности, иностранным делам, по законодательству, а также мандатные, процедурно-регламентные и др. Основная задача таких комиссий - предварительное рассмотрение законопроектов, проектов решений по другим конкретным вопросам. Задачей временных комиссий является подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов в соответствии с отраслевой направленностью.

     В парламентах и палатах создаются  и другие органы: счетные палаты, ревизоры, контролёры, уполномоченные по правам человека, специальные парламентские  представительства, советы старейшин  и т.д.2

2. Полномочия и работа парламента

     Полномочия  парламентов закрепляются в конституциях. Различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и  консультативные.

Парламенты  с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран  англосаксонского права. Они могут  принять решение по любому вопросу, то есть конкретный перечень его полномочий не закрепляется в Конституции (Великобритания).

     Парламенты  с ограниченными полномочиями, которые  подразделяются на абсолютно ограниченные, когда даётся точный исчерпывающий  перечень полномочий парламента (Франция, Мадагаскар, Сенегал и др.), и относительно ограниченные, когда полномочия центральной  власти ограничены правами субъектов  федерации (в федеративных государствах) либо правами других территориальных  образований (в унитарных государствах).

     Консультативные парламенты существуют в ряде мусульманских  стран. Они иногда принимают законы с одобрения монарха. Однако они  не называются законами, так как  считается, что все важнейшие  отношения, возникшие в связи  с предметом закона, уже урегулированы  в священных книгах - Коране и  Сунне.3

     По  предметам ведения полномочия парламентов  подразделяются на несколько крупных  групп или направлений деятельности: законодательные, бюджетные, финансовые, контрольные, судебные, по формированию органов государственной власти, внешней политики.

     Законодательные полномочия являются основными в  деятельности парламентов, которые  в большинстве зарубежных стран  определяются как органы законодательной  власти. В конституциях этих стран говорится, что законодательную власть осуществляют парламент и глава государства (президент - в республиках, например, Греция; король - в монархиях, например, Бельгия). Принятие законов является основной законодательной функцией парламентов. А подписание и обнародование законов возлагается на главу государства.

     В финансовой сфере полномочия парламентов  связаны принятием ежегодного государственного бюджета; утверждением отчёта правительства  об исполнении бюджета; установлением  налогов. В ряде стран к финансовым полномочиям относится также  принятие решений о денежной эмиссии, о внутренних и внешних займах, о внебюджетных фондах и др. (например, США, Греция).

     В сфере международных отношений  важнейшими полномочиями парламентов  являются: ратификация и денонсация международных договоров; участие  в решении вопросов войны и  мира; участие в межгосударственных объединениях; решение вопросов об использовании вооруженных сил  за пределами страны.

     Формирование  государственных органов связано  с осуществлением следующих полномочий парламента:

избранием парламентом или его участием в избрании президента в парламентских  республиках (Германия, Греция и др.);

участием  в формировании правительства (Испания, Португалия, Франция);

участием  в формировании судебной власти. В  ФРГ члены Федерального конституционного суда Германии избираются двумя палатами парламента, то есть Бундестагом и  Бундесратом поровну. Президент  США назначает судей Верховного суда по совету и с согласия сената засвидетельствовать вступление в  должность президента; давать оценку программе правительства; принимать  резолюции доверия и порицания  правительства; высказываться по вопросу  роспуска органов власти автономных областей.

     Особое  значение имеют контрольные полномочия парламента в отношении исполнительной власти и других высших органов государства. Такие полномочия закрепляются непосредственно в ряде конституций либо вытекают из содержания конституционно-правовых норм. Такие формы контроля различны в президентских республиках, дуалистических монархиях, парламентских республиках и монархиях. Однако парламент всегда, являясь высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями. Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия правительству, министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

Работа  парламента

     Правовое  регулирование работы парламента и  парламентских процедур устанавливается  Конституцией, законами и регламентами парламента и его палат. Такие  процедуры называются общими. Парламенты работают в сессионном порядке. Сессия - это период времени, когда парламент  может проводить пленарные заседания  и принимать основные решения. Как  правило, ежегодно проводятся две очередные  сессии (весенние и осенние). В период сессии проводятся пленарные заседания  парламента и его палат, а также  заседания парламентских комитетов  и парламентские слушания.

Информация о работе Строение и деятельность парламента