Структура и типы политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности политической системы государства.

Содержание

Введение 2
1. Структура политической системы 4
2. Элементы и функции политической системы 8
3. Типы политических систем 14
Заключение. 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Политическая система .doc

— 97.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческое  общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под  влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям.

Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Всякое классовое  общество политически оформлено, имеет  механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

В развитых капиталистических  странах политические системы уже  сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Термин политическая система был введен в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид.

Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т. Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.

Глубокое обоснование  и широкое распространение понятие  “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическую систему  составляют многие подсистемы, структуры  и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Основной целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности политической системы государства.

 

  1. Структура политической системы

 

Политическая система  существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко несовершенны, и даже  современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов,  позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности и выступает средством подавления имущими классами неимущих.

Возникновение государства  как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией  и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений):

  • Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.
  • Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальными механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы безопасности).
  • Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.
  • Суверенитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны.
  • Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства [6].

Существует несколько  вариантов теории политической системы. Каждый из них отражает собой различные  направления политической науки, послужившие  основой для разработки метода системного анализа и теории политической системы.

Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно праву, государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа.

Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая  система, анализ которой показывает, что:

  1. Каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом.
  2. Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а система внутренне организованных ее элементов.
  3. Только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.
  4. Существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом [1].

Политическая система  состоит из подсистем, которые непосредственно  связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

В структуре политической системы выделяют подсистемы:

1) Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, - все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Очень велико влияние на государственную власть и политических партий, групп интересов. Особую роль играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на правительство, на политических лидеров.

2) Нормативная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей , традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

3) Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти в обществе.

4) Коммуникативная  подсистема включает все формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

5) Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления [9].

 

  1. Элементы и функции политической системы

 

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан  принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.

Политическая система  включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений [5].

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности.

Процесс воплощения идей в нормы, правила  поведения, а затем в принципы существования политической организации  называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политической организации общества. Процесс деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политическая организация  общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Каждый структурный элемент  политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Значит он непременно должен:

а) выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности;

б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к  государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

г) руководствоваться  в своей деятельности политическими  нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны [2].

Политическая организация  включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими  организациями, т.е. они прямо и  непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

Информация о работе Структура и типы политической системы