Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Работа содержит 1 файл

Суд.власть.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Судебная власть

В соответствии с принципом разделения властей  одной из трёх (наряду с законодательной  и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти разрешают  правовые споры (тяжбы) между конкретными  лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. 

Принцип разделения власти на три ветви сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия этих ветвей внутри политической системы. В большинстве стран мира, исполнительная власть так или иначе доминирует над двумя другими ветвями  власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата насилия (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для претворения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США.

Признаки 

Судебная власть в Российской Федерации

осуществляется  только судами;

имеет полную самостоятельность;

осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

имеет правоприменительный  характер;

обладает исключительностью  — не допускает возможность вторичного рассмотрения разрешённых дел;

обладает единством  судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

закрепления принципов  судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

соблюдения всеми  судами единых, законодательно установленных  правил судопроизводства;

признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

закрепления единства статуса судей на всех уровнях  судопроизводства;

финансирования  судей из федерального бюджета.

По действующей  Конституции Российской Федерации  судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов  Российской Федерации. 

Высшие федеральные  суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий  дела об оспаривании конституционности  законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные  конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);

Верховный Суд  Российской Федерации;

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, рассматривающий  хозяйственные споры в области  предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;

Дисциплинарное  судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" )

Конституционный суд Российской Федерации

— судебный орган  конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Структура 

Главой Конституционного суда является Председатель. 

Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по жребию, порядок проведения жеребьёвки устанавливается  Регламентом Конституционного Суда. 

Согласно ст. 20 Федерального конституционного закона о Конституционном суде, персональный состав палат не должен оставаться неизмененным более чем три года подряд.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации 

Конституционный суд Российской Федерации:

По запросам Президента РФ, Совета Федерации или  одной пятой его членов, Государственной  думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов  законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ,

Разрешает споры  о компетенции между органами государственной власти

По жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле

По запросам Президента РФ, Государственной думы, Правительства РФ, органов законодательной  власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ

По запросу  Совета Федерации даёт заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения против Президента РФ

Выступает с  законодательной инициативой по предметам своего ведения

Осуществляет  иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).

Верховный Суд  Российской Федерации:

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным  и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

осуществляет  в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции, включая военные суды.

в пределах своей  компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

разрешает в  пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров  Российской Федерации, СССР и РСФСР 

Полномочия ВС РФ (кроме указанных в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), порядок его образования и деятельности должны устанавливаться Федеральным конституционным законом, но сейчас временно определены в Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (глава пятая раздела II) — в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Также указанные нормы можно найти в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральном законе «Об органах судейского сообщества»

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Система арбитражных  судов России 

Высший Арбитражный  Суд находится на вершине системы  арбитражных судов:

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные  суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные апелляционные  суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. 

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов  законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. 

Председатели, заместители  председателей, судьи федеральных  арбитражных судов округов и  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». 

Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов. 

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Мировой суд во многих государствах является звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях. История 

Мировой суд  появился в Англии в XIV веке, был введен в Северной Америке в XVII веке, во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован). 

В Российской Империи  первые М. С. появились в 1864 году, в  ходе буржуазных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году

Современная Россия

 

Фемида —  символ правосудия 

Мировые судьи  являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»[3] - на основании которого принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"; общий статус мировых судей и основные положения порядка назначения (избрания) мировых судей устанавливаются Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Подробный порядок назначения М.С. законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избрания населением судебного участка (за счёт соответствующего субъекта РФ) устанавливается законом субъекта РФ. 

Информация о работе Судебная власть