Тоталитаризм как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:19, реферат

Описание работы

Понятие "тоталитаризм" вошло в обиход в научной литературе Запада в конце 30-х гг. нашего века. Агрессивная политика гитлеровского рейха и особенно вторжение германских войск в Польшу заставили интеллектуалов пересмотреть оценку фашизма как меньшего зла по сравнению с большевизмом.Нападение же Германии на Советский Союз заставило советских политиков и обществоведов отказаться от определения нацизма как новой стадии капитализма и характеристики войны как войны исключительно между капиталистическими странами.

Содержание

1. Введение
2. Аннигиляция традиции
3. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
4. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве
5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
6. Вывод
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

аня политология.docx

— 28.46 Кб (Скачать)

По мнению фашистских идеологов, интересы отдельных индивидов, групп и классов можно рассматривать  как законные постольку, поскольку  они совместимы с высшими интересами нации. Общество составляет содержание, а государство - форму политической жизни. В результате фашизм "отождествлял общество с нацией, нацию-с государством, экономическую деятельность-с политической деятельностью".

Таким образом, Гитлер и его сподвижники, пришли к выводу, по своему функциональному значению близкому позиции большевиков.

4. Тоталитарный  человек в тоталитарном государстве

Антропологический компонент тоталитаризма состоит  в стремлении полной переделке и  трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками. Важное место в комплексе идеи механизмов занимает жёсткий контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром. На смену индивидуальности приходит тип человека с его однообразием, однозначностью, без индивидуальных особенностей. Если отсутствует разделение между государством и гражданским обществом, нет общественных институтов способных защитить человека, то последний становится простым винтиком в огромной партийно-государственной машине. Государства является единственным и конечным источником власти, поскольку оно обладает исключительным правом использования насилия. Государство по своей сущности интегрально и тоталитарно, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: "Всё внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства".

Меры, принятые Гитлером это запрет на свободный выезд  граждан из страны, "чистка" писателей  и художников, издание закона об "имперских культурных гильдиях" писателей, художников, музыкантов который  предусматривал запрет на издание, исполнение, выставки всех тех, кто не является членами гильдии; издание закона "об обеспечении единства партии и государства".

Нечто подобное было целенаправленно осуществлено и у нас в стране. В обоих  случаях имеют место абсолютная власть над человеком, целенаправленная и всеохватывающая система духовного контроля и идеолого-пропагандистская машина, мифология и принципиальная аморальность или полное отрицание морального начала. В итоге характерным для обоих вариантов тоталитаризма было тотальное доминирование государства над обществом, уничтожение различий между государством и обществом.

5. Террор  как сущностная характеристика  тоталитаризма

Неизменным атрибутом  тоталитаризма является тесная взаимосвязь  между истиной и силой, где  сила определяет истину. Нацистские лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристику тоталитаризма. Отличительная особенность тоталитарного  режима состоит в том, что здесь  террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и  запугивания врагов и противников, но и как нормальный повседневно  используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера  гражданской войны.

Тотальность тоталитарного  режима устанавливает всеохватывающий  контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, как бы полностью поглощая их. Подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации постулируемые партийным руководством или фюрером-вождём: обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения цели. С этой точки зрения чисто тоталитарными можно считать сталинский режим в нашей стране и национал-социализм - в Германии.

Следует особо  подчеркнуть, что тоталитаризм как  особый общественно-политический феномен  невозможен без массовой базы, массовости как таковой, растворение отдельного индивида в массе, толпе.

Суть тоталитаризма  слитность, нерасчлененность, недифференцированность различных структур: социальных, экономических, политических, идеологических.

6. Вывод

Тоталитарное  государство использовало всю свою мощь, чтобы утвердить версию своей  идеологии в качестве единственно  возможного мировоззрения.

Здесь, всё сводится к тому, чтобы добиться единства человека-массы, общества, государства, партии.

Тоталитаризм, будучи порождением XX века оказался жизнеспособным. Неоспорим факт близости и родства  большевизма и фашизма по множеству  важных параметров. С этой точки  зрения поражает почти полная синхронность появления на исторической арене  фашизма и большевизма, правого  и левого вариантов тоталитаризма, которые за короткий период из незначительных групп превратились во влиятельные  общественно-политические движения, которые  сумели подчинить своему господству сотни миллионов людей, многие страны и народы.


Информация о работе Тоталитаризм как социальный феномен