Тоталитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:02, реферат

Описание работы

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

Содержание

Введение
1. Понятие политического режима
2. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
3. Тоталитарный политический режим: основные черты
4. Тоталитарный режим (тоталитаризм)
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx политология.docx

— 36.92 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Понятие политического режима

2. Предпосылки  установления тоталитарных и авторитарных режимов

3. Тоталитарный  политический режим: основные черты

4. Тоталитарный режим (тоталитаризм)

 Заключение

 Список литературы 

 

Введение 

     В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину  «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой  трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

     Политический  режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти в обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое положение  личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

     Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. В  рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления  могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни  принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая  власть была сосредоточена в руках  рабовладельческой верхушки.

     В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга. 

 

1. Понятие политического  режима 

     Функциональный  и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Так, политический режим конца 80-х гг. отличался от режима 70-х-начала 80-х гг. (так называемая эпоха "застоя", ассоциируемая с именем Л.И. Брежнева) и тем более отличался от режима, установленного в 30-х гг. Подобная эволюция политического режима осуществлялась в рамках советской политической системы.

     В политологии существует несколько трактовок политического режима:

     1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический  режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур.

     2. Социологический подход делает акцент на характере отношений между государством и обществом, "которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения".

     Политический  режим включает в себя:

     - политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

     - методы осуществления государственной  власти: каким методам управления  и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным  или методам убеждения;

     - реальный уровень свобод человека, объем его прав;

     - методы выработки политических  решений;

     - способы урегулирования конфликтов;

     - плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

     - конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;

     - идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;

     - формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);

     - тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

     - структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.

     Режим указывает на социальную природу  власти : какие группы господствующего класса находятся у власти; на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

     Вышеназванные признаки служат критериями для выделения  разных типов политических режимов. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. 
 
 
 
 
 
 

2. Предпосылки установления  тоталитарных и  авторитарных 

режимов 

     В отличие от авторитаризма, примеры  которого можно найти в тиранических режимах прошлого, тоталитаризм появился в ХХ в.

     Ниже  приведены наиболее типичные подходы, объясняющие феномен тоталитаризма.

     Согласно  первой версии, потенциальная возможность  тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившийся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию.

     Есть  мнение, что если процесс регулирования  со стороны государства заходит  достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и  обрекает себя на тоталитаризм. Подобного  взгляда придерживался К. Поппер, который рассматривал тоталитарную систему такой, где государство  присваивает себе функции управления во всех сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной  на идеальное будущее идеологии.

     Среди других причин исследователи называют концентрацию ресурсов в руках государства  в период первой мировой войны, что  потенциально усилило возможности  государства в управлении другими  общественными процессами. На эту  причину указывал в 40-х гг. Ф. Хайек, усмотревший в усилении планового  регулирования "дорогу к рабству".

     Ряд исследователей рассматривает тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными  массами.

     Духовную  предпосылку подобных идеологий  ХХ в. пытаются вывести из идей прошлого, в частности из политических идей Платона, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Гегеля. Устанавливается генетическая связь  леворадикального тоталитаризма с  социалистической теорией К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, а праворадикального тоталитаризма - с теорией Гегеля.

     Массовое  общество начинает формироваться с  конца ХIХ - начала ХХ вв. как результат процесса модернизации. Под модернизацией понимают процесс перехода от аграрного к индустриальному типу производства, урбанизацию, развитие средств массовой коммуникации, повышение общего уровня грамотности и др.

 Одновременно модернизация привела к резкому размыванию традиционных структур (деревенский общины, семьи) и устоявшегося уклада жизни, к эрозии традиционных культурных и моральных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности человека.

     Следует обратить внимание еще на другую сторону  модернизации - расширение технических  возможностей контролировать сознание и поведение людей. Появление  в 20-30-х гг. ХХ в. доступных средств  массовой информации (газет, радио, а  позже и телевидения) предоставило тоталитарным лидерам уникальную возможность  манипулировать людьми.

     Тоталитаризм  можно рассматривать также как  реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические  кризисы первой половины ХХ в.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти  явления сопровождались массовой маргинализацией  населения, т.е. появлением огромной массы  людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.).

     Отметим, что под маргинальностью понимается вызванное какими-либо обстоятельствами (например, миграцией, урбанизацией, экономическими кризисами) нахождение индивида вне  своей социальной группы, а также  разрыв индивида с групповыми социокультурными нормами. Результатом распада традиционных структур стало появление атомизированных (с ослабленными социальными связями) людей, которые стали удобным  объектом для манипулирования.

     Атомизированная масса была более отзывчива на призывы тоталитарных вождей, которые  предложили ей новую консолидирующую  основу - идеологию, с помощью которой  создавалась иллюзия приобщения индивидов к классу или расе, к  государству.

     Социально-политический и социально-психологический подходы  могут быть дополнены версией "опоздавшей модернизации" (модернизация "вдогонку").

Ее наиболее часто используют для объяснения причины возникновения тоталитаризма  в СССР и некоторых современных  авторитаритарных режимов. Опоздавшая модернизация представляет собой форму  форсированного развития, когда предпринимаются  попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический  и социальный уровень, демонстрируемый  более развитыми странами (индустриализация в СССР, экономический рост современных  стран Юго-Восточной Азии). Подобная форма модернизации содержит угрозу установления так называемых постмодернизационных диктатур. Под этим подразумевается  резкое усиление роли государства в  осуществлении всех преобразований. В нашей стране это проявилось в формировании командно-административной системы, взявшей на себя функцию  мобилизации всех ресурсов общества для обеспечения плана индустриализации страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Тоталитарный политический  режим: основные черты

     тоталитаризм  авторитаризм демократия политический режим

     1. При тоталитаризме партия-гегемон  запрещает все элементы общественно-политического  плюрализма, оппозиционные партии  и движения. Инициатива допускается  только в рамках созданных  "сверху" и "патронируемых"  партией общественных организаций.  При авторитаризме имеет место  ограниченный плюрализм. Правящая  власть в определенных пределах  допускает инакомыслие и подконтрольную  оппозицию.

     2. При тоталитаризме ядром политической  системы выступает партия-гегемон,  монополизировавшая государственную  власть, при авторитаризме - само  государство.

     3. При тоталитаризме особая роль  отводится идеологии. Она выполняет  две важные функции: легитимацию  этого режима и мобилизацию  масс на выполнение поставленных  партией задач. Для объединения  народа вокруг власти в сознание  масс через СМИ, искусство,  образование внедряются нужные  для господствующей партии стереотипы. Мощнейшая пропагандистская машина  рисует утопические цели, "великое  будущее" - коммунистический или  расовый рай. Одновременно создается  "образ врага", в качестве  которого выступают "реакционные  классы" или "низшие народы", сторонники других идеологий.  Тезис о внешних и внутренних  врагах призван оправдать жесткие  методы управления, ограничение  свободы личности, массовые репрессии  и весь уклад жизни, напоминающий  жизнь в осажденной крепости.

Информация о работе Тоталитарный политический режим