Участие правительства РФ в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:29, реферат

Описание работы

Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе является одним из приоритетных направлений деятельности этого органа государственной власти. Это объективно вытекает из конституционного статуса Правительства России, уполномоченного при осуществлении исполнительной власти на федеральном уровне решать важнейшие вопросы управления страной. Основываясь на положениях ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" конкретизировал полномочия высшего органа исполнительной власти России.

Работа содержит 1 файл

Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе является одним из приоритетных направлений деятельности этого о

— 62.00 Кб (Скачать)

Организация управления (организация деятельности центральных федеральных органов, штаты, документирование и т.д.) 

Анализ постановлений  Правительства Российской Федерации  позволяет выделить среди них  акты общенормативного характера, когда  утверждаются положения, правила (таковы Правила 

дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 г., Положение о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций от 25 ноября 1993 г.), вводится порядок деятельности (например, постановление «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» от 16 октября 1993 г.), а также акты программно-организующего характера (например, постановление «О социально-экономическом положении Российской Федерации и о мерах по реализации первого этапа программы Совета Министров – Правительства Российской Федерации на 1993 – 1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» от 6 ноября 1993 г.). Много актов посвящено изменению ситуации в отдельных регионах, отраслях и подотраслях (например, о мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993 – 1994 годах). 

И все же можно  заметить некоторые «смещения» в  нормативном массиве правительственных  актов. Чрезмерно довлеют над  ними указы Президента Российской Федерации, которыми подчас решаются вопросы собственно правительственной компетенции (например, о регулировании деятельности полевых учреждений Центрального банка, о стабилизации работы Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). Нередко в указах содержатся прямые поручения министерствам и ведомствам, а это сужает сферу воздействия на них со стороны Правительства. Бывает, что Правительство подвергается влиянию отраслевых и территориальных органов и меньше внимания уделяет стратегическим задачам, совершенствованию управления и координации звеньев исполнительного аппарата. 

Акты Правительства  – зеркало его деятельности, и  хотелось бы видеть в нем точное отражение перспективно и эффективно действующего высшего органа исполнительной власти. 

Большая ориентация Правительства на деятельность по исполнению законов могла бы послужить стабильности и четкому взаимодействию всех государственных  органов, а Правительству позволила  бы строже выполнять функции органа исполнительной власти. Уменьшилась бы доля рассогласованных правовых воздействий на экономические и социальные процессы и соответственно юридических коллизий. Удалось бы обеспечить большую согласованность законов и подзаконных актов. 

Можно рекомендовать  в данной связи, во-первых, систематическую выработку Правительством (любого уровня) программ, планов, мероприятий по исполнению законов, рассмотрение на своих заседаниях вопросов перестройки управления и хозяйствования. Во-вторых, в постановлениях желательно чаще ссылаться на законы, делая их по существу гласным правообразующим фактором для правительственных актов в смысле точного раскрытия нормативных положений законов, правильного их истолкования, обязательности исполнения. В-третьих, правительственные акты должны издаваться и периодически обновляться в тех случаях, когда их принятие предусмотрено законом, указом Президента. В-четвертых, необходимо последовательно выполнять поручения, содержащиеся в постановлениях парламента о введении в действие того или иного закона. Пока это делается не всегда и нередко с большим опозданием[3]. 

Решить поставленные задачи поможет Временное положение  о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации  от 19 июня 1994 г., в подготовке которого участвовали сотрудники Института  законодательства и сравнительного правоведения. Каковы его основные положения? 

Регламент призван  определять порядок организации  законопроектной деятельности Правительства  Российской Федерации, осуществляемой им в процессе реализации законодательной  инициативы, а также по поручению Президента Российской Федерации и на основе обращений Федерального Собрания. 

Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации, осуществляемая им по своей  инициативе, проходит ряд стадий. Важно, чтобы законопроектная работа Правительства проводилась в соответствии с федеральными программами законопроектных работ Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Правительство вносит по своей инициативе предложения к проектам федеральных программ законопроектных работ Федерального Собрания и Президента Российской Федерации, предложения об изменении и дополнении федеральных программ законопроектных работ Федерального Собрания и соответствующих программ Президента. С учетом этого Правительство Российской Федерации утверждает программу разработки законопроектов по своей инициативе и участия в подготовке законопроектов по линии других государственных органов, а также определяет содержание законодательного обеспечения. И далее, в соответствии со своей программой законопроектных работ Правительство дает поручения министерствам, ведомствам и

97 иным федеральным органам по разработке законопроектов и подготовке законодательных предложений в соответствующих сферах государственного управления, устанавливает сроки представления этих документов. 

Опыт показывает, сколь существенны тщательно  урегулированные взаимоотношения  Правительства Российской Федерации  и Федерального Собрания Российской Федерации по ведению законопроектных  работ. Проекты законов и законодательных предложений представляются Правительством Российской Федерации Государственной Думе с необходимыми социально-экономическими обоснованиями. 

Правительство Российской Федерации для рассмотрения в Федеральном Собрании Российской Федерации законопроектов, направляемых им в порядке законодательной инициативы, назначает своих представителей. Представителями Правительства в Федеральном Собрании назначаются заместитель Председателя Правительства, руководители федеральных министерств и ведомств или их заместители, ведущие ученые и специалисты. 

Представители Правительства Российской Федерации  в Федеральном Собрании: представляют в парламенте законопроекты, направляемые Правительством Российской Федерации  в порядке реализации права законодательной инициативы; дают необходимые социально-экономические обоснования представляемых законопроектов; разъясняют положения представляемых законопроектов; участвуют в рассмотрении принятых Государственной Думой законов в Совете Федерации.

Информация о работе Участие правительства РФ в законодательном процессе