Учение Платона о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы. Начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель работы – раскрыть основные положения учения Платона о государстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Жизнь и сочинения Платона……………………………………………4
Глава II.Учение Платона о государстве.................................................................7
2.1 Идеальное государство………………………………………….................8
2.2 Характеристика сословий………………………………………………...11
2.3 Добродетели государства………………………………………...............18
2.4 Отрицательные формы государства……………………………..............19
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература………………………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 61.31 Кб (Скачать)

Ради пользы подвластных и государства  в целом, правители прибегают  ко лжи и обману: жеребьевка, в  ходе которой формируются в дни  определенных празднеств разовые брачные  пары, подстраивается так, чтобы лучшие соединялись с лучшими, а худшие — с худшими. По поводу качества браков 
Платон говорит, что «наше небольшое стадо должно быть самым отборным», а касаясь количества, требует, «чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось.24

Сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат лишь дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей  и относят в общие ясли к  кормилицам. Родившихся от худших родителей  или обладающих какими-либо телесными  недостатками детей укрывают в тайном месте и по достижении ими определенного  возраста переводят в сословия производителей. Детей, родившихся от союзов, не санкционированных  государством, следует считать незаконными. Матери должны быть в возрасте от двадцати до сорока лет, отцы — от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение между полами должно быть свободным, но принудительными являются аборт или детоубийство. 
Родители и дети не должны знать друг друга. Поэтому каждый молодой человек должен чтить в старшем поколении своих родителей, а каждый старший человек должен видеть в младшем поколении своих детей, любить и воспитывать их.

Уничтожив частную собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы  всецело заменить и семейные интересы общегосударственными. 
Только при условии общности жен и детей достигается совершенное единство граждан, единство интересов. Тяжбы и взаимные обвинения разве не исчезнут у них, попросту говоря, потому, что у них не будет никакой собственности, кроме своего тела? Все остальное у них общее. Поэтому они не будут склонны к распрям, которые так часто возникают у людей из-за имущества или по поводу детей и родственников.25

Платон не излагает подробных законов, которые руководствовали бы поступками граждан его государства, считая это излишним.

 

2. 3 Добродетели государства

 

Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся  у 
Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

Между происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами.

Так как возможность подобного  несоответствия угрожает гармонии государственного строя, то в число обязанностей класса правителей входит, по Платону, обязанность  исследовать нравственные задатки  детей и распределять их в соответствии с этими задатками между тремя  основными разрядами государства. Если в душе вновь родившегося  окажется «медь» или «железо», то, в  каком бы разряде он ни родился, его  следует без всякого сожаления  прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленников родится  младенец с примесью в душе «золота» или «серебра», то вновь рожденный  должен быть причислен к разряду  правителей или же воинов-стражей26.

 

2. 4 Отрицательные формы государства

 

Идеальному типу Платон противопоставил  отрицательный тип общественного  устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются  материальные заботы и стимулы. По мнению Платона, все существующие государства  принадлежат к этому, отрицательному типу: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно — государства богатых, другое — бедных».27

Отрицательный тип государства  выступает в четырех формах: как  тимократия, олигархия, демократия и  тирания. В сравнении с идеальным  государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение идеальной формы. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей — насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития — стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов — алчность.

Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. Уже с первыми  признаками упадка возникает страсть  к обогащению и стремление к стяжанию. В тимократии первоначально сохранялись  черты совершенного строя: здесь  правители пользуются почетом, воины  свободны от земледельческих и ремесленных  работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном  искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных  металлов начинают втайне собирать и  хранить золото и серебро в  стенах своих жилищ, и, при участии  в этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход  от тимократии к олигархии — господству немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют  богатые, а бедные не имеют участия  в правлении.28 В подобном городе «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой — из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга».29 В олигархическом государстве расточители — богачи; подобно трутням в пчелином улье, они превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней — с жалом: преступники, злодеи, воры, отрезыватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел.

В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое и притом столько свое». Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

Дальнейшее развитие олигархии  приводит, по Платону, к последовательному  развитию ее в еще худшую форму  государственного устройства — в  демократию. Это власть и правление  большинства, но правление в обществе, в котором противоположность  между богатыми и бедными обостряется  еще сильнее, чем при олигархии. Развитие роскошного образа жизни в олигархии неудержимая и неукротимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными. Неуклонно развиваясь, имущественная противоположность становится заметной даже во внешности тех и других. С другой стороны, самые условия общественной жизни делают неизбежными не только частые встречи с богатыми, но даже совместные действия: в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия.

Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя  Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает  эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Та же болезнь, которая заразила и погубила олигархию от своеволия, еще больше и еще сильнее заражает и порабощает демократию.30 По Платону, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную сторону: так бывает со сменой времен года, в растениях, всех телах и ничуть не меньше в правлениях: избыток свободы должен приводить отдельного человека, так же как и полис (город-государство), не к чему иному, как к рабству.31 Поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесточайшее рабство — из высочайшей свободы. Тиран вырастает не из чего более, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».32 Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события. Тогда тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы».33

 

Заключение

 

Платона можно считать одним  из первых древнегреческих философов, который в систематической форме  представил свое понимание государства.

В диалоге Платона «Государство»  причина возникновения государства  — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге. Свобода личности подавляется государством. Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.

Жизнь и быт стражей построены  на коммунистических началах: лишение  частной собственности, общность жен и детей. Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.

Членам третьего сословия разрешается  иметь частную собственность  и семью, но лишь с целью обеспечения  первых двух сословий всем им необходимым.

Платон предупреждает об опасности  излишней свободы и чрезмерного  рабства в государстве. «Ведь  чрезмерная свобода, по-видимому, и  для отдельного человека, и для  государства обращается не во что  иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, на разные лады и актуальны сейчас.

Устройство совершенного государства  в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного  устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому. 

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения. 

Литература

 

  1. Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Издательство «Логос», Издательство «Прогресс-Традиция», 1999. – 208 с. ISBN 5-8163-0001-6
  2. Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 462[2] с. ISBN 5-271-10563-6
  3. Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т II. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 576 с. ISBN 5-8183-0414-0
  4. Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. – 798 с. ISBN 5-244-00875-7
  5. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. ISBN 5-94723-821-7

1  Платон Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 5

2 Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. с. 324

3 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы; - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. с. 104-105

4 Платон Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 8

5 Платон Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 6

6 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: издательство «Логос», издательство «прогресс-Традиция», 1999. c. 27-31

7 Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т II. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. c.131

8 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы; - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. с. 106.

9 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 27-28

10 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 110-111

11 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 111

12 Там же. С. 111

13 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 114

14 Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т II. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. c.136

15 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 227

16 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. c. 117

17 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: издательство «Логос», издательство «прогресс-Традиция», 1999. c. 132.

18 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы; - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. с. 107

19 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 121-122

20 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Издательство «Логос», Издательство «Прогресс-Традиция», 1999. C.100.

21 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 165

22 Там же. С. 206

23 Там же. С. 209

24 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 211

25 Там же. С. 217

26 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Издательство «Логос», Издательство «Прогресс-Традиция», 1999. C. 105.

27 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 171

28 Там же. С. 305

29 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 306

30 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998.  с. 319-320

31 Там же, с. 320

32 Там же, с. 323

33 Там же, с. 324


Информация о работе Учение Платона о государстве