Уставные и договорные органы по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 01:15, реферат

Описание работы

Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

          Комитет по правам инвалидов является консультативным органом независимых экспертов, который осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции государствами-участниками. Комитет заседает в Женеве и обычно проводит две-три сессии ежегодно. В момент вступления Конвенции в силу он будет состоять из 12 независимых экспертов. После еще 60 ратификаций Конвенции или присоединений к ней членский состав Комитета увеличится на 6 человек, достигнув максимума — 18 членов.

Присоединившиеся  к Конвенции страны (государства-участники) представляют Комитету регулярные доклады  о мерах, принятых для осуществления  ими своих обязательств по Конвенции. На своих заседаниях Комитет рассматривает  доклады государств-участников и  обсуждает волнующие их проблемы и рекомендации соответствующему государству-участнику  в форме заключительных замечаний. Вначале государства-участники представляют доклады с периодичность один раз в два года с момента  подписания ими Конвенции, а затем  — раз в четыре года. Согласно Факультативному протоколу к Конвенции, Комитету предоставляется право рассматривать индивидуальные жалобы, касающиеся утверждений о нарушениях Конвенции государствами — участниками Факультативного протокола, или производить следственные действия по делу, подкрепленному надежными доказательствами грубых и систематических нарушений положений Конвенции.

           Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов и семей (КТМ) — орган, сформированный из независимых экспертов, который наблюдает за соблюдением Международной конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее — Конвенция) странами-участницами. Расположен в Женеве. Собирается на ежегодные сессии, первая из которых прошла в марте 2004 года. На 2010 год Комитет состоит из 14 экспертов (до того, как число государств-участников конвенции достигло 40, экспертов было 10), которые должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и признанной компетентностью в сфере трудовой миграции. Члены Комитета избираются государствами-участниками методом тайного голосования, при этом учитывается справедливое географическое распределение, включая как государства происхождения, так и государства работы по найму, и представительство основных правовых систем. Каждое государство-участник может выдвинуть по одному лицу из числа его собственных граждан. Члены Комитета избираются и выполняют функции в своем личном качестве. 

Комитет, в случае, если по меньшей мере десять государств-участников Конвенции сделают  соответствующие заявления, получит  право получать и рассматривать  сообщения от лиц, которые утверждают, что государство — участник Конвенции  нарушило их личные права, предусмотренные  Конвенцией. Такие сообщения будут  приниматься только в отношении  тех государств, которые заявили, что признают компетенцию Комитета на их рассмотрение (ст. 77 Конвенции). Комитет рассматривает доклады, представляемые каждым Государством — участником настоящей Конвенции, и препровождает заинтересованному Государству-участнику такие замечания, какие он сочтет целесообразными. Это Государство-участник может представить Комитету замечания по любым комментариям, сделанным Комитетом в соответствии с настоящей статьей. При рассмотрении этих докладов Комитет может запросить у Государств-участников дополнительную информацию. Комитет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций о выполнении Конвенции, содержащий его мнения и рекомендации, основанные, в частности, на рассмотрении докладов и любых замечаний, представленных Государствами-участниками.

       Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, состоявшаяся в Дурбане (Южная Африка) в августе-сентябре 2001 г., с глубокой обеспокоенностью отметила, что «несмотря на усилия международного сообщества, главные цели трех десятилетий борьбы против расизма и расовой дискриминации не были достигнуты и что бесчисленное множество людей и поныне остаются жертвами различных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Этот комитет из 18 экспертов контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г. и вступила в силу в 1969 г. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, «которые должны выполнять свои обязанности в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению и представительству различных форм цивилизации, а также главных правовых систем». В 2003 г. гражданином Российской Федерации в Комитете является Ю.А. Решетов. Обычно Комитет заседает два раза в год. Сессия продолжается в течение трех недель и проводится в феврале-марте и августе в Отделении ООН в Женеве. В соответствии с п.6ст. 8 Конвенции государства-участники несут ответственность за покрытие расходов членов Комитета. Однако несколько сессий пришлось отменить, поскольку ряд государств-участников не выполнил своих финансовых обязательств по Конвенции. С 1994 г. положение изменилось: теперь деятельность финансируется непосредственно из бюджета ООН. Среди других договорных органов Комитет уникален тем, что осуществляет четыре функции: рассмотрение докладов, превентивные процедуры, принудительное рассмотрение ситуации в государстве-участнике в случае просрочки его доклада и выработку мнений по индивидуальным сообщениям. Комитет заседает дважды в год примерно по три недели в штаб-квартире ООН в Женеве.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Этому Комитету поручен контроль за выполнением государствами-участниками Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ПЭСКП), который вступил в силу в 1976 г. В отличие от других договорных органов ООН по правам человека Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был учрежден не на основании положений соответствующего договора, а по решению ЭКОСОС в 1985 г. Комитет состоит из 18 членов, избранных ЭКОСОС из списка лиц, выдвинутых государствами-участниками ПЭСКП. Они избираются для работы в личном качестве как эксперты в области прав человека. В 2003 г. в составе Комитета работает гражданин Российской Федерации Ю.М.Колосов. Комитет обычно собирается два раза в год в Женеве на трехнедельные сессии в апреле-мае и ноябре-декабре; его заседания открыты для публики. Каждой сессии предшествует однонедельное заседание рабочей группы. Эта группа готовит краткие списки вопросов по государственным докладам, которые будут рассматриваться Комитетом на его последующих сессиях. Комитет представляет ежегодный доклад о своей деятельности в ЭКОСОС. Комитет рассматривает доклады государств-участников о шагах, которые они предприняли по реализации прав человека, сформулированных в ПЭСКП. На апрель 2003 г. насчитывалось 146 государств-участников Пакта. Государство-участник должно представить всесторонний доклад через два года после вступления Пакта в силу для данного государства и далее каждые пять лет.  

Доклады государств - общедоступные документы; их рассмотрение проводится на открытых заседаниях, на которых представители  государства вносят доклад и отвечают на вопросы членов Комитета. Комитет  стремится выяснить посредством  конструктивного диалога, применяются  ли содержащиеся в Пакте нормы  должным образом и как государство-участник могло бы улучшить выполнение Пакта. В последний день сессии по итогам обсуждения основных тем, вызвавших  обеспокоенность, Комитет делает заключительные замечания, включающие предложения  и рекомендации государству-участнику. Чтобы придать четкость процессу подачи и рассмотрения докладов и диалогу с представителями государств-участников, а также повысить эффективность системы контроля в целом, Комитет разработал в 1991 г. подробные руководящие принципы относительно формы и содержания докладов государств-участников (E/1991/23, приложение IV). Комитет настоятельно рекомендует всем государствам-участникам представлять доклады в соответствии с руководящими принципами, насколько это возможно. Комитет сталкивается с серьезными организационными проблемами. С одной стороны, имеет место продолжающееся отставание в рассмотрении уже полученных докладов, с другой, по состоянию на февраль 2003 г. 102 государства имеют задолженность по докладам, в том числе 63 не подавали доклады более 5 лет. Для изменения ситуации Комитет решил, что будет рассматривать состояние дел с выполнением обязательств по Пакту по крайней мере в одном из просрочивших доклад государств на каждой из своих сессий. 

                         Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям 

С учетом серьезного характера такого возмутительного  явления, как исчезновения, Генеральная  Ассамблея Организации Объединенных Наций обратила на него особое внимание. В 1979 году в резолюции 33/173, которая  была озаглавлена «Пропавшие без  вести лица» и в которой  она выразила обеспокоенность поступающими из различных районов мира сообщениями  о насильственных или недобровольных исчезновениях лиц, она предложила Комиссии по правам человека Организации  Объединенных Наций рассмотреть  этот вопрос и вынести надлежащие рекомендации. Тогда же она призвала также правительства выделять соответствующие  ресурсы и проводить безотлагательные и беспристрастные расследования  случаев насильственных или недобровольных исчезновений, а также обеспечить, чтобы органы по поддержанию правопорядка и органы безопасности были полностью  подотчетны, особенно юридически, при  исполнении своих обязанностей. Такая  подотчетность должна была включать юридическую ответственность за неоправданное злоупотребление  властью, которое может привести к насильственным или недобровольным исчезновениям или к другим нарушениям прав человека. В резолюции 20 (XXXVI) от 29 февраля 1980 года Комиссия по правам человека постановила «создать на срок в один год рабочую группу в составе пяти членов Комиссии, выступающих как эксперты в индивидуальном качестве, для изучения вопросов, касающихся насильственных или недобровольных исчезновений лиц». С тех пор мандат и круг ведения Рабочей группы возобновлялись Комиссией и утверждались Экономическим и Социальным Советом ежегодно. Начиная с 1986 года это делается на двух-, а с 1992 года — на трехгодичной основе. Созданная в 1980 году по инициативе Генеральной Ассамблеи Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям стала первым тематическим механизмом в рамках Программы Организации Объединенных Наций по правам человека, созданным для рассмотрения случаев особенно серьезных по своему характеру конкретных нарушений прав человека, имеющих место во всем мире. До этого рабочие группы и специальные докладчики назначались лишь для рассмотрения положения в области прав человека в той или иной стране или территории.

За время  начала своей работы Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям рассмотрела порядка 50 000 индивидуальных случаев, в которых  были затронуты более чем 70 стран. По причинам, не зависящим от Рабочей  группы, расследована была лишь часть  этих случаев. Тем не менее невозможно подсчитать, сколько случаев исчезновения людей, быть может, предотвратила Рабочая  группа посредством своих терпеливых и настойчивых контактов с  соответствующими правительствами. Тот  факт, что ей удавалось, особенно в  рамках своей процедуры незамедлительных действий (см. ниже) , оказывать содействие в расследовании случаев и, таким  образом, возможно, спасать человеческие жизни, считается достаточным основанием для продолжения ее деятельности. Кроме того, функционирование Рабочей  группы следует рассматривать как  отражение испытываемой международным  сообществом тревоги и его  решимости действовать. Ее работу следует  воспринимать так же, как составную  часть долгосрочного процесса, направленного  на ликвидацию грубых нарушений прав человека, процесса, цель которого также  состоит в том, чтобы привлечь внимание широкой общественности к  вопросам, касающимся прав человека, и  оказывать консультативные услуги и техническую помощь правительствам в деле поощрения и защиты прав человека.

           Основная задача Рабочей группы заключается в оказании помощи родственникам исчезнувших лиц в выяснении судьбы и местонахождения членов их семей. С этой целью Группа получает и рассматривает сообщения об исчезновении людей, представленные родственниками пропавших лиц или правозащитными организациями, действующими от их имени. Удостоверившись в соответствии этих сообщений ряду критериев, Рабочая группа направляет информацию об отдельных случаях соответствующим правительствам с просьбой провести расследование и информировать Рабочую группу о его результатах. Во многих случаях Рабочая группа занимается рассмотрением нарушений прав человека, исходя из чисто гуманных принципов, независимо от того, ратифицировало ли данное правительство действующие правовые договоры, предусматривающие процедуру рассмотрения жалоб отдельных лиц. Рабочая группа действует в основном как канал связи между семьями исчезнувших лиц и правительствами и успешно ведет с большинством соответствующих правительств диалог, направленный на разрешение дел, касающихся исчезновений.

Сообщения о случаях запугивания, преследования  или репрессий в отношении  родственников исчезнувших лиц, свидетелей изчезновений или их семей, членов организаций родственников  и других неправительственных организаций  или отдельных лиц, не остающихся безучастными перед проблемой исчезновений людей, также препровождаются соответствующим  правительствам с призывом принимать  необходимые меры с целью защиты всех основных прав этих лиц.

      Рабочая группа проводит пяти-восьмидневные сессии три раза в год, одну — в Нью-Йорке и две — в Женеве. Заседания Группы являются закрытыми. Однако Рабочая группа регулярно встречается с представителями правительств, неправительственных организаций, членами семей и свидетелями. После каждой сессии Рабочая группа информирует правительства в письменном виде о решениях, принятых относительно исчезновений в их странах. По меньшей мере один раз в год она напоминает правительствам об общем количестве доведенных до их сведения в прошлом случаев, которые так и не были расследованы. Дважды в год она напоминает правительствам о требующих незамедлительных действий случаях, информация о которых была направлена в течение предшествующих шести месяцев и по которым не было получено разъяснений.

      Методы работы Рабочей группы основаны на ее мандате, предусмотренном в резолюции 20 (XXXVI) Комиссии по правам человека, и прежде всего ориентированы на выполнение ее главной задачи: оказание помощи семьям в выяснении судьбы и местонахождения их пропавших без вести родственников, которые в результате исчезновения оказываются вне защиты закона. С этой целью Рабочая группа стремится создать канал связи между семьями исчезнувших и соответствующими правительствами для обеспечения того, чтобы достаточно полно документированные и четко идентифицированные отдельные случаи, о которых прямо или косвенно сообщили Рабочей группе семьи исчезнувших лиц, были расследованы, а местонахождение исчезнувших установлено.  

Информация о работе Уставные и договорные органы по правам человека