Ведущие политические концепции ХХ в

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Политология, объясняя политические процессы и раскрывая закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических организаций, способствует осознанию членами общества - руководителями и рядовыми гражданами - общественных потребностей и интересов, пониманию проблем, подлежащих решению.

Содержание

Введение 3
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, 5
Г. Моргентау
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд 15
3. Концепции политических режимов и их классификации: 19
Х. Арендт, Р. Арон.
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

  Моргентау своей работой заложил основы детально разработанной теории международных отношений как самостоятельной научной отрасли. Основные положения теории политического реализма (о международной политике как борьбе за власть, о несовпадении национальных интересов государств и, следовательно, конфликтности международной среды) оказались актуальными и для политиков-практиков.

  Итак, в своей знаменитой работе "Политические отношения между нациями" (либо "Политика международных отношений") Ганс Моргентау формулирует основные принципы политического реализма. Первоначально  автор обосновывает мысль о том, что в основе международной политики (international politics) лежат законы политического поведения, корни которых следует искать в природе человека.

  История политических идей, по мнению Моргентау, - это борьба двух точек зрения на природу человека, общества и политики. Представители одной верят в возможность рационального и одновременно основанного на моральных принципах политического порядка. Они верят в изначальную добродетель человеческой природы и возможность усовершенствования общества путем образования и реформ. Сторонники другой точки зрения - концепции политического реализма - считают, что мир несовершенен. Чтобы создать рационально обоснованный политический порядок, необходимо учитывать несовершенную природу человека. Для современного мира характерны конфликты интересов. Значит, принцип существования всех плюралистических обществ основан на балансе интересов, на системе сдержек и противовесов.

  Первый  принцип политического реализма связан с вероятностным характером политической деятельности в сфере международных отношений. Под политическим реализмом Г. Моргентау понимал такую политическую доктрину, которая основана на учете противоречивых сторон человеческой природы и признании ограниченных возможностей для построения справедливого и нравственного политического порядка. Политический реализм также основан на положении, что всякие действия по усовершенствованию общества - это разновидность рисковой деятельности.

  Вторым  принципом политического реализма является принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества. Концепция национального интереса позволяет рассматривать международную политику как сферу, относительно независимую от таких областей, как экономика, религия, этнические отношения. Моргентау отмечает, что без подобного теоретического допущения невозможно создать теорию политики [1, 5]. Далее он продолжает, что именно понятие интереса, трактуемого в терминах власти и могущества, дает возможность теоретического понимания международных отношений и международной политики.

  Третий  принцип политического реализма состоит в том, что политический реализм избавляет теорию международных  отношений от двух заблуждений - исследования мотивов и намерений, лежащих  в основе политических действий, а  также изучения идеологических предпочтений субъектов международных отношений. Точка зрения, согласно которой ключом к пониманию внешней политики являются исключительно мотивы государственного деятеля, ошибочна. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.

  Политический реализм в теории международных отношений также означает возможность избежать еще одного заблуждения - влияния мировоззренческих и идеологических представлений лидера на внешнюю политику. Моргентау писал: "Современные политики довольно часто приносят политическую целесообразность в жертву мировоззренческим и идеологическим симпатиям с целью получить народную поддержку своих действий" [1, 7]. В тех странах, где существует демократический контроль за действиями правительства, нельзя жертвовать политической рациональностью в угоду массовым эмоциям и демонстрации поддержки проводимой внешней политики.

  Однако  политический реализм не означает полного  отказа от политических принципов и  идеалов. Позиция политического  реализма требует четкого разграничения  между желаемым и действительным, оценки возможного в конкретных обстоятельствах времени и места. Следовательно, внешняя политика, по Моргентау, должна быть эмоционально нейтральной, объективной и рациональной.

  Следует отметить, что Ганс Моргентау также  стоял у истоков теории рационального выбора. Рационально ориентированная, продуманная внешняя политика выкристаллизовывается из политического опыта и исключает случайные отклонения. Рациональная внешняя политика нацелена на минимизацию риска и максимизацию выгоды, она подчинена правилам благоразумия и политического успеха.

  Четвертый принцип политического реализма связан с динамическим пониманием национальных интересов. Моргентау писал: "Политический реализм полагает концепцию интереса, понимаемого в терминах власти, не как раз и навсегда установленную и неизменную, а как зависимую от ситуации" [1, 8]. Интересы меняются в зависимости от исторических условий. Здесь Моргентау ссылается на М. Вебера, который писал, что интересы (материальные и идеальные), а не идеи определяют тип социального действия. Различные виды интересов, определяющих политические действия, формируются в конкретный исторический период и в конкретном политическом и культурном контексте.

  Интересы - это долгосрочные стандарты, по которым  можно судить, оценивать политические решения и действия. Современные  связи между интересами и национальным государством - это продукт истории и, следовательно, могут изменять свою конфигурацию. Здесь Моргентау задается вопросом: как может быть трансформирован современный мир? Связь между национальными интересами и их продуктом - государством - со временем может исчезнуть. Политический реализм не отрицает, что современное деление мира на национальные государства может быть заменено союзами государств или иными образованиями.

  Следующий принцип в концепции Моргентау  состоит в том, что международная  политика рассматривается как борьба за власть. "Международная политика как борьба за власть" - это название большой главы в работе "Politics Among Nations". Большое внимание Моргентау уделяет вопросу: что такое власть в международных отношениях? Международная политика любого государства в структуре международных отношений всегда связана с борьбой за власть. Из этого положения Моргентау делает следующие выводы:

  1. Не всякое действие государства  на международной арене является  политическим. Государства вступают  в юридические, экономические,  гуманитарные, культурные взаимоотношения.

  2. Различные государства в различные  исторические периоды неодинаковым  образом вовлечены в международную  политику. К примеру, Испания,  являвшаяся в XVI-XVII вв. одним из  основных претендентов на мировое  господство и влияние, в настоящее время играет второстепенную роль в международных отношениях. Таким образом, отношение государств к участию в международной политике является динамической категорией, которая зависит от внутриполитической ситуации в стране, от культурных трансформаций, позволяющих государству занять более выгодные позиции на международной арене . Как же Моргентау определяет понятие "власть"?-"Под властью я понимаю различные формы контроля субъекта власти над действиями и идеями объектов власти". Далее он продолжает: "Политическая власть - это взаимные отношения контроля и подчинения между теми, кто обладает общественным авторитетом, и остальной частью общества". Однако политическая власть отлична от силы в смысле прямого применения физического принуждения (physical violence). Угроза применения силы в форме действия органов внутренних сил, заключения под стражу, применения смертной казни либо начала войны - все это неотъемлемые черты внутренней политики любого государства (politics). Моргентау делает здесь существенное замечание: он проводит различие между политической и военной властью. Когда угроза насилия превращается в актуальность, это означает постепенный переход от политической власти к власти военной. В международных отношениях вооруженные силы и угроза их использования являются важнейшим материальным ресурсом, определяющим силу нации.

  Г. Моргентау различает также экономическую  политику саму по себе и экономическую  политику как инструмент международной  политики, когда экономические цели подчинены задачам контроля либо доминирования над другими нациями. Он считает, что подобное разграничение имеет как теоретическое, так и практическое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теории  политической системы: Д. Истон, Г.Алмонд.
 

   Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества

     Наиболее  детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.

     Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.

     Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных  с осуществлением власти.

     Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".

     На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

     Политическая  система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.

     Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию  функций политической системы (функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы), основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.

     В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:

  • преобразования,
  • адаптации и сохранения системы.

     Первая  группа включает шесть функций, различаемых  в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

     Вторая  группа включает две основные функции  – политическое рекрутирование и  политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой  процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция  политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

     В современном мире существуют многообразные  политические системы. В зависимости  от различных критериев предлагаются разные классификации.

Информация о работе Ведущие политические концепции ХХ в