Виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть — это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам — от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Содержание

Понятие власти …………………………………………………. 3

Структура власти.………………………………………………..5

Виды власти……………………………………………………... 5

Легальность и легитимность власти………………………… 7

Список использованной литературы………………………………. 10

Работа содержит 1 файл

к.р. Политология.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

План

 
 
  1. Понятие власти …………………………………………………. 3
 
  1. Структура власти.………………………………………………..5
 
  1. Виды  власти……………………………………………………... 5
 
  1. Легальность и легитимность власти………………………… 7
 

Список  использованной литературы………………………………. 10

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие власти.

 

      В центре мира политического, как известно, стоят государство, власть и властные отношения. Поэтому естественно, что их анализ дает ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов, всего мира политического. Более того, власть и господство представляют собой базовые характеристики любого человеческого сообщества. С этим феноменом мы в той или иной форме встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Речь может идти, например, о власти родителей над детьми в семье, руководителя предприятия над работниками, президента ассоциации над ее членами, мэра города над своими подчиненными, папы над прихожанами католической церкви и т.д. А иногда понятие «власть» вообще используется в качестве метафоры: говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любви, о власти человека над самим собой, над природой. Очевидно, что не всякие властные отношения можно назвать политическими.

 

   Власть политическая — способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Власть политическая осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов больших групп людей.

 

            Еще   в   XVIII в.   французский   мыслитель Г. де Мабли (1709—1785) так определил социальное назначение власти: «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

      По  своей природе власть — явление  социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти — это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие — не очень, одни активны, другие пассивны и т.д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

      Однако  социальная функция власти по обеспечению  целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочения социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

      Таким образом, политическая власть внутренне  присуща всякому обществу, поскольку

      а) заставляет уважать существующий политический порядок и основывающие его правила;

      б) защищает общество от его собственных несовершенств и слабостей;

      в) ограничивает внутри него результаты соперничества между группами и индивидами, предохраняя общество от энтропии и хаоса и обеспечивая внутреннюю кооперацию и равновесие.

      Политическая  власть это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам — от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

      Формой  осуществления власти является авторитет — способность субъекта власти оказывать влияние на объект, других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций. Авторитет предполагает неформальность влияния и добровольность подчинения. Он основан на уважении к носителю авторитета, согласии выполнять его указания, признании руководимыми права субъекта авторитета на управление вследствие обладания им какими-либо выдающимися качествами: умом, знаниями, опытом, святостью, нравственными добродетелями и т.д.

      В противоположность авторитету господство — это возможность добиться повиновения со стороны определенной группы лиц, опираясь на силу, принуждение, могущество, и т.д. Господство представляет собой форму, способ проявления политической власти. Истинное отношение господства включает в себя внешнюю или внутреннюю заинтересованность в том, чтобы подчиниться: страх подвластного, внешнюю угрозу и т.д.

 

      Структура власти.

 

Источники власти

          Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, тайна, интерес и др.

 

    Субъекты власти

  Государство и его институты, политические

 элиты и лидеры, политические партии

 

 
Власть

 

Объекты власти

Индивид, социальная

группа, масса, класс,

общество  и т.д.

 
 
 

    Функции власти

Господство, руководство,

регуляция, контроль, управление,

координация, организация,

мобилизация

 

    Ресурсы власти

Принуждение, насилие,

убеждение, поощрение, право,

традиции, страх, мифы и т.д.

 
 
 
 

      Виды  власти.

 

     Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии.

     В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов — на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект — на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть — международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть — центральные государственные институты; мезовласть — учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть — уровень власти в малых группах, самоуправление.

     В соответствии с ресурсами, на которых  основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную

 

      Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными;  это контроль над средствами достижения всех наших целей». (Хайек Ф.А. Дорога к рабству//Новый мир. 1991. №7. С.218)

      С экономической властью тесно  связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная – распределения позиций на социальной лестнице – статусов, должностей,  льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

      Культурно-информационная власть – это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

      Информационная  власть способна служить разным целям: не только распространению объективных  сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

      Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительная власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства – важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом – главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

 

Легитимность  и легальность власти.

 

      Внутренняя  необходимость общества во власти не исключает определения границ и средств ее осуществления. Власть требует согласия, общественного признания и некоторой взаимности. Согласие общества включает принцип законности и механизмы, которые сдерживают злоупотребления власти. Отражением принципа законности является легализация — это юридическое обоснование осуществления власти, ее норм и законов. Легальность власти отражается в официальном признании власти или претензии на ее признание. В отличие от легальности легитимность — неофициальное одобрение власти в силу ее притягательных черт. Никакое господство, согласно М. Веберу, не удовлетворялось чистой покорностью, оно стремилось преобразовать дисциплину в привязанность к истине, которую оно представляет или претендует представлять. М. Вебер разработал типологию законного господства, классифицировав их в соответствии с тремя способами его легитимации: харизматическое, рациональное и традиционное господство. В этом случае власть можно рассматривать как право, признанное за личностью (лидером) или группой (элитой) с согласия общества, принимать решения, касающиеся других членов общества.

Информация о работе Виды власти