Власть и властные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

Введение
1. Происхождение власти
2. Концепции власти
3. Субъекты и объекты власти
4. Властные отношения
5. Современные психологии манипулирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 34.07 Кб (Скачать)

    К субъектам политической власти относятся: социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои), государство, политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления), групповое и индивидуальное лидерство, личная власть, отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, толпа (охлос).

    Объектами власти могут быть: руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения. 

    4.ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Мотивация подчинения достаточно сложна. Она  может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в  необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении  и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.

    Сила  власти, основанная на страхе, прямо  пропорциональна тяжести наказания  и обратно пропорциональна вероятности  избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию  к ослаблению.

    Сравнительно  безболезненно принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща государству  в традиционных обществах. Она - надёжный фактор стабильности власти до тех  пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается как только люди замечают, что она изжила себя, и её представители недостойны повиновения.

    Наиболее  стабильной является власть, построенная  на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному  выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей  других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и  идентификации. Такое подчинение связано  с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости  подчиняться государству или  другому носителю власти ради высоких  целей - важный источник силы власти.

    Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение  без угрозы санкций или убеждения.

    Власть, основанная на интересах, убеждённости и авторитете, часто перерастает  в идентификацию подчинённого с  руководителем. В этом случае достигается  максимальная сила власти, и субъект  воспринимается объектом как свой представитель  и защитник.

    Процесс властвования упорядочивается и  регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций  и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают  государственные органы, право, политическая система в целом.

    Особенности  различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

    В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень - международные организации, макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень - подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

    Разделение  властей и разграничение их компетенции  в различных странах имеют  свою специфику. Однако общим для  всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви  власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

    Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение  властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

    Законодательная власть основывается на принципах конституции  и верховенства права, формируется  путём свободных выборов. Законодательная  власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней  политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для  всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

    В демократических государствах носителем  законодательной власти выступает  парламент, эффективность деятельности которого  во многом зависит от проверенных  опытом государственного строительства  структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран действует так  называемая простая двухпалатная парламентская  система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной  пропорциональности.

    Исполнительно-распорядительная власть  по сравнению с законодательной  отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое  решает множество вопросов, в том  числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного  быта и нужд населения и т.д. Особенность  состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной  инициативой.

    Ещё одна особенность этой власти проявляется  в том, что при всём желании  её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как  исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого, нужны особые меры.

    Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она  не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан  исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством  регулярной подотчётности и ответственности  перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

    Судебная  власть включает учреждения, которые  представляют самостоятельную структуру  государственной организации. Состояние  судебной власти, отношение к ней  в обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие  на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую  уверенность в том, что его  обращение в к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

    Судебная  власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.  
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Власть - понятие правовое, означающее созидание  и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть - это  законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя  торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление  правомерности своей власти и  законности правления. В обществе, в  котором народ с уважением  относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные  условия для принуждения. Там  же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие  и сохраняется  опасность социальных потрясений. 

    Власть и есть та основа, которая  определяет политику; власть существует везде, где есть совместная  деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть  которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил  в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом  деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта  инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная  модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и  подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит  гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными  между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим  образом. 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованных источников 

1) Власть: очерки  политической философии Запада // Под ред. Мшениверадзе М. М. М., 1995.

2) Ильин И.  Аксиомы власти . 1994. Краснов Б.  И.

3) Разуваев В.  В. Власть в России: бюрократическое  измерение 1995.

4) Шестопал В. Б. Образ власти в России: желания и реальность 1995. 

Информация о работе Власть и властные отношения