Власть как социально-политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен.

Работа содержит 1 файл

контр.работа (ПОЛИТОЛОГИЯ0.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Традиционная легитимность (традиционное государство) свойственна монархиям, харизматическая легитимность наиболее характерна в периоды революционных перемен как переходная форма власти от традиционной к рациональной, рационально-легальная свойственна современным демократическим государствам.

Признание власти осуществляется на различных уровнях  легитимности:

  • идеологическом (признание народом целей и ценностей данного политического режима, его идеологии);
  • структурном (признание народом эффективности и законности существующих политических институтов, устройства государства);
  • персональном (доверие населения к конкретным политическим элитам и политическим лидерам).

Демократический политический режим - это способ функционирования политической системы, организации  общественной жизни, основанный на признании  народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в  решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур.

Основные  из них:

  1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
  2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
  3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин - один голос» раскрывает смысл политического равенства.
  4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти и другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
  5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
  6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
  7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование, участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка.

Таким образом, выделим основные характерные черты  демократического политического режима:

  1. Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  2. Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
  3. Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
  4. В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство — правовое.
  5. Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
  6. Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она - неотъемлемый элемент политического процесса.
  7. СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
  8. Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они - вне политики.
  9. Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой.
  10. Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
  11. Плюралистическая политическая культура.
  12. Возникающие в обществе конфликты разрешаются через механизм, закрепленный в законе.
  13. Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.

Таким образом, политическая власть -- это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в реальной способности субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).

Она основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие, основным из которых  является принцип легитимности, предполагающий, что власть основывается преимущественно  на доверии и поддержке граждан.

Политическая  власть не тождественна государственной власти, представляющей собой пусть самую мощную, но, тем не менее, всего лишь одну из ее форм. Политическая власть включает государственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть.

Политическая  власть имеет ряд специфических  черт: персонально-волевой характер политической власти; существует только в обществе, т.е. она всегда носит  общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей; выделяется своими масштабами; для нее необходим особый аппарат принуждения; имея в виду структурные характеристики политической власти, следует отметить ее многоуровневый характер, предполагающий внутреннюю градацию своих институтов, форм организации и сфер применения.

К функциональному  свойству политической власти следует  отнести ее преобразовательное назначение. Это самое мощное орудие социальных трансформаций, содержащее возможность  противостояния различным видам сопротивления, противоположному влиянию объективных факторов, социокультурной среде. Именно поэтому политическая власть может не только объединять, но и дезинтегрировать общество

2.ТЕСТЫ

.

1. В соответствии с  названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:

 

Сферы жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

господствующая форма собственности, объем валового национально го продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас, степень устойчивости национальной валюты, масштабы внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции

активная инвестиционная и научно-техническая  политика, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны

Социальная

социальные группы и слои, на которые  власть опирается

мероприятия по изменению статуса  социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности.

Административно-силовые

совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат

система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции

Юридические

материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается  в практической деятельности

всякого рода инструкции, мероприятия  по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные  постановления судебных и исполнительных органов

Культурно-информационные

систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал  страны, средства массовой информации, системы получения и переработки  разведывательной информации, международные  и национальные компьютерные сети.

системы хранения национального культурного  достояния, методики сбора, обработки  и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих  обществу информационно-культурный плюрализм, же включается система мер, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению террористов и всякого рода экстремистских элементов.


 

2. Какой из перечисленных  методов является демократическим  в осуществлении политической  власти?

а) демагогия, популистские заявления;

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции;

в) принуждение, насилие, террор;

г) формирование стереотипов  поведения.

3. Укажите, какие понятия  и определения соответствуют  друг другу:

а) политическая власть;

1) реальная способность  данного класса, группы, индивида  проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических  и правовых нормах

б) государственная власть;

2) способность одних  людей оказывать воздействие  на деятельность других форма  общественной власти, опирающаяся на специальный аппарат принуждения

в) власть;

3) способность одних  людей оказывать воздействие  на деятельность других

г) медиакратия;

4) власть, основывающаяся  на воздействии средств массовой  информации 

д) теократия;

5) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;

е) анархизм.

6) социально-политическое  течение, провозглашающее замену  любых форм принудительной власти  добровольной ассоциацией граждан 


4. Какое понятие определяется  как «способность политической власти создавать социальную базу поддержки своих действий и формировать позитивное по отношению к себе массовое политическое сознание»?

а) бюрократизация;

б) легитимность;

в) партикуляризм;

г) лоббизм.

 

5. Кто из мыслителей  внес существенный вклад в разработку теории разделения властей?

а) Конфуций;

б) Ш. Монтескье;

г) Аристотель;

д) Ж. Боден.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  •  

    1. Алексеев С.С. Теория государства и права: начальный курс М., 1994
    2. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо, 1996
    3. Венгеров А.Б. - Теория государства и права М., 1998.
    4. Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М.: Пропаганда, 2008.
    5. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник. - Новосибирск: Изд-й центр «Академия» 2005.
    6. Луман, Н. Власть [Текст] / Н. Луман. М., 2001.
    7. Любимов, А. П. История лоббизма в России [Текст] / А. П. Любимов. М.,2005.
    8. Макарин, А. В. Бюрократия в системе политической власти [Текст] / А. В. Макарин. СПб., 2001
    9. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. - М.: Наука, 2007.
    10. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М., "Юристь", 2009.
    11. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. -- М.: Норма, 2004.
    12. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.
    13. Ракитянский, Н. М. Портретология власти [Текст] / Н. М. Ракитянский. М., 2004.
    14. Соболева, Н. А. Из истории советской политической символики [Текст] / Н. А. Соболева // Отечественная история. 2006. №2.
    15. Халипов, В. Ф. Кратология – наука о власти : концепция [Текст] / В. Ф. Халипов. М., 2002.
    16. Шестопал, Е. Б. Новые тенденции восприятия власти в России [Текст] / Е. Б. Шестопал // Полис. 2005. № 3.

    .


    Информация о работе Власть как социально-политический феномен