Власть: содержание, происхождение, понятие легитимности власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять.

Содержание

1.Введение.
2. Содержание власти.
3.Происхождение власти
4. Понятие легитимности и принцип деления власти
5.Заключение
6.Литература.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Власть: содержание, происхождение, понятие легитимности власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 

План: 
 
 

      1.Введение.

    2. Содержание власти.

    3.Происхождение  власти

    4. Понятие легитимности  и принцип деления  власти

    5.Заключение

    6.Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение. 
 

    Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

    Власть  представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.

    Власть  - это: способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;

    механизм  осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;

    производительная  или преобразующая способность  социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;

    система властных органов;

    лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;

    знание-власть и коммуникационная власть - комплексные  факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.

    Власть  складывается и существует в различных  областях человеческой жизни, проявляется  в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения  социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество). 

    2.Содержание власти. 

    По  характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и  др.

    По  объекту власти можно выделить такие  ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.

    По  своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.

    По  сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)

    Основные  разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется  реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.

    Политическая  власть представляет собой систему  институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального  доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.

    Власть  включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты.

    Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение  к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия  и прав на их использования.

    Функциональное  измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовать функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.

    Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения  с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного  общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.

    Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы  к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса. Во-первых, это атрибутивно-субстациональные теории власти, трактующие власть как атрибут, качественное свойство влияния субъекта. Во-вторых, это реляционные концепции, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном уровнях.

    Итак, в политической науке выделяются следующие направления понимания  и рассмотрения власти:

    бихевиористское (поведенческое): власть - особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

    инструменталистское, воздействующее: власть - возможность  использование определенных средств, в частности насилия;

    структуралистское: власть - особый род отношений между управляющими и управляемыми, иерархический срез;

    функционалистское: власть - способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;

    конфликтное: власть - возможность принятия субъективных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;

    телеологическое: власть - это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;

    коммуникативное: власть - феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации.

    Источник  власти заключается в существующих в существующих общественных отношениях, структура которых оказывает решающее воздействие на сущность и характер власти, на функционирование системы социального управления как в обществе в целом, так и в составляющих его общностях. 
 
 
 

    3.Происхождение власти 

    Власть появилась  с возникновением человеческого  общества и сопутствовала его  развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом  ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.  
        Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

    В соответствии с религиозно-мифологическими  воззрениями древних египтян  и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и  законодателями, верша земные дела.  
Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как "теория естественного права".

    Рационализация  политических представлений, наблюдаемая  в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

    Весьма  радикальным и плодотворным был  процесс рационализации первоначально  религиозно-мифологических воззрений  на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

    В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят  освещение в наиболее известных  литературных источниках, как "Повесть  временных лет", "Новгородская летопись", "Русская правда" и др.

    Важной  проблемой более позднего времени была борьба за верховность власти между церковной властью и светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до "грешной" природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или "смешанной" формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с "простыми" формами.  
         К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая от "естественного человека" и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений. Идею общественного договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека.  
Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге "О духе законов" была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы и придания роли праву истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами.  
Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.  
Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.  
Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить при самом общем логико-гносеологическом анализе на два больших класса:  
атрибутивно-субстанциональные, трактующие власть как атрибут, субстанциональное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный "предмет" или "вещь";  
реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях. 
Атрибутивно-субстанциальные подходы к осмыслению власти, в свою очередь, можно подразделить на: потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные.

Информация о работе Власть: содержание, происхождение, понятие легитимности власти