Власть в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.). Понятие власти является одним из центральных в политологии. Необходимо отличать власть от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:
Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;
Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
В третьих, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

Содержание

Введение. (стр.3)
1.Сущность политической власти. (стр.4)
2. Понятие политической власти. (стр.5)
3. Понятие ресурсов власти. (стр.7)
4. Виды власти. (стр.8)
5. Особенности политической власти. (стр.10)
6. Принцип разделения властей. (стр.11)
7. Соотношение властей в обществе. (стр.13)
Заключение. (стр.14)
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

политология реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Санкт-Петербургский  Государственный  Университет

Сервиса и Экономики

Институт  региональной экономики  и управления 

Кафедра «История и политология» 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

«Власть в обществе» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса

Заочной формы обучения

Специальность: 080502.65

Экономика и управление на предприятии  в сфере сервиса

Самуйлов  Дмитрий Александрович

Шифр: з853204

Проверил: 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 год

 

Содержание

Введение. (стр.3)

1.Сущность  политической власти. (стр.4)

2. Понятие политической власти. (стр.5)

3. Понятие  ресурсов власти. (стр.7)

4. Виды власти. (стр.8)

5. Особенности политической власти. (стр.10)

6. Принцип  разделения властей. (стр.11)

7. Соотношение  властей в обществе. (стр.13)

Заключение. (стр.14)

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение.

  Власть  служит основой политики. Именно она  отличает политику от других сфер жизни  общества (экономической, социальной, духовной и др.). Понятие власти является одним из центральных в политологии.  Необходимо отличать власть от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:

  1. Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;
  2. Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
  3. В третьих, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

  Необходимо  также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.

  Наконец, необходимо видеть различие между властью и лидерством (в том числе политическим). Лидерство - это далеко не всегда сама власть, а те личные качества, которые позволяют ее получить.

  Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти предпринимались еще в древних Индии, Китае и Греции.

  Власть  оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь». Власть способна оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей.

 

1. Сущность политической власти 

  Политическая  власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностно-непосредственный, а общественно- опосредованный характер. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

  Основными компонентами власти являются: ее субъект, объектные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный  человек, организация, общность людей. Например, народ или даже мировое  сообщество, объединенное в ООН.

  Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы, и народно- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

  Субъект определяется содержанием властного  отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа и, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект  власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя, взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все, же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях”. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

 

2. Понятие политической власти 

  В своем общем значении понятие  “власть” означает право и возможность  одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

  Политическая  власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками являются:

  • верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
  • всеобщность, то есть публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
  • легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
  • моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра

      (системы  властных органов) принятия решений;

  • широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

 

3. Понятие ресурсов власти.

  Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти. В  широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Таким образом, ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, представляют собой:

  • важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.)
  • средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.)
  • орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

   Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших  оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или  убеждения.

   Структурные основания власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы основания власти как страх, интерес, убеждение.

   Как и любое отношение, политическая власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Ресурсы политической власти подразделяются на: экономические, социальные, силовые, информационные и др.

  Экономические ресурсы - нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

  Силовые ресурсы - выполняют функцию обеспечения  обороны страны, охраны внутреннего  порядка, в том числе обеспечения  безопасности политической власти, недопущение  каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

  Социальные  ресурсы - социальная политика в больших  современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.

Информационные  ресурсы - это средства массовой информации.

 

4. Виды власти.

  Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий.

  Одной, из наиболее содержательных классификаций  власти, является ее деление, в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. В рамках самой политической власти, так и независимо от нее в самом обществе в качестве рычагов воздействия на власть существуют и действуют следующие ее виды:

  1. экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты);
  2. социальная власть (на уровне самой государственной власти - ее способность повышать и понижать социальный статус индивида, в самом обществе - привилегированное социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства);
  3. информационная власть (контроль за производством и распространением информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние СМИ);
  4. принудительная (силовая) власть (специальные институты принуждения в распоряжении государственной власти, а также отдельные инструменты насилия (прежде всего вооружение) в руках независимых от государства групп (террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления на общество и власть);
  5. правовая власть (опора самой государственной власти на закон, а в рамках общества - способность самих граждан воздействовать на государственную власть, опираясь на закон и добиваясь удовлетворения своих интересов).

  В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

  Политическая  власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства  общества) и представляющих её организаций  и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Информация о работе Власть в обществе