Влияние католической церкви на политическую мысль Испании в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Целью проведенного нами исследования - является анализ роли Католической церкви в политической жизни Испании в ХХ веке, с учетом уникального характера влияния католической церкви на внутреннюю и внешнюю политику государства в тот период времени. Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи:
Рассмотреть взаимоотношения католической церкви и испанского государства в ХХ веке;
Определить основные идейные течения католицизма;
Проанализировать роль идеологов католицизма в политической мысли Испании в ХХ веке.

Содержание

Введение 3
Глава I. Институт католической церкви в политической истории Испании XX века 5
Глава II. Роль идеологов католицизма в политической мысли Испании в XX веке 20
2.1 Правый католицизм 20
2.2 Социальный католицизм 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Российской  Федерации

Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Философский ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

Специальность (направление): 020200 – политология 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ВЛИЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ  ИСПАНИИ В XX ВЕКЕ
 
 

Студент 2 курса

Группа 1893 «А»    

"___"_________ 20__ г.            __________________ Р.А.Массарова 

Научный руководитель

кандидат  исторических наук,

доцент кафедры политологии   

"___"_________ 20__ г.   _________________    В.Ю. Дубровин 
 
 
 
 
 
 

Казань  – 2011

 

Cодержание

 

Введение

     Актуальность темы исследования обусловливается тем, что религия играла и играет важную роль в жизни общества. Религиозное сознание имеет определенный вес при выборе вариантов политического поведения, как отдельными лицами, так и различными группами людей.

     ХХ  век в мировой истории является веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия, что связано в первую очередь с распространением идеологии марксизма. Однако, волна равнодушия к религии в наименьшей степени затронула католиков, что имеет подтверждение в  статистических данных: доля католиков  выросла с 16,6% в 1900 г. до 17,3% в 2000 г., а абсолютная численность католиков в мире за столетие увеличилась почти в 4 раза1.

     Католицизм, в отличие от всех других конфессий, представляет собой крупную религиозно-политическую и идеологическую силу с мощным пропагандистским аппаратом. Испания, в свою очередь, является опорой католического мира. Таким образом, католическая церковь в Испании в ХХ веке, фактически находясь у власти, являлась мощным регулятором политической жизни общества.

     Стоит отметить, что ХХ век в истории  Испании – век значительных перемен. Распад политической системы либерально-монархического государства под напором демократического движения в 1917-1923 годах, попытка военно-монархической диктатуры генерала Примо де Ривера, не увенчавшаяся успехом, буржуазное реформаторство Республики, потопленное в гражданской войне, установление франкизма – этапы, через которые в исторически короткий срок прошла Испания, встав, в итоге на путь демократизации. Именно в ХХ веке, боясь потерять свои позиции во власти, католическая церковь начинает свою активную деятельность в политической и общественной жизни Испании. 

     Целью проведенного нами исследования - является  анализ роли Католической церкви в политической жизни Испании в ХХ веке, с учетом уникального характера влияния католической церкви на внутреннюю и внешнюю политику государства в тот период времени. Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи:

      1. Рассмотреть взаимоотношения католической церкви и испанского государства в ХХ веке;
      2. Определить  основные идейные течения католицизма;
      3. Проанализировать роль идеологов католицизма в политической мысли Испании в ХХ веке.

     Объектом курсового исследования являются взаимоотношения Католической церкви и Испанского государства в ХХ веке. Предметом исследования является роль католической церкви в политической жизни испанского общества в ХХ веке.

      Степень научной разработанности  темы. Тема исследования достаточно разработана и освящена в работах как российских, так и зарубежных ученых. Среди работ, изученных нами в процессе исследования, особо следует выделить следующие: «Испанский католицизм XX века» Л.В. Пономаревой,  «Испания XX  века» Х.Гарсия, «Католическая церковь современной Испании » З.Б.Буниной.

      Методы  исследования. При написании исследования мы использовали аналитический, исторический, сравнительный, описательный  методы, а также метод изучения монографий и статей.

      Структура работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой изучения данной темы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 

Глава I. Институт католической церкви в политической истории Испании XX века

     В исторической литературе, посвященной  Испании давно определилась точка  зрения на церковь и духовенство  как на опору испанского общественно-политического  строя. Вопрос о духовенстве и отношениях церкви и государства является одним из важных моментов испанской внутриполитической жизни XX века.

     В начале XX века католицизм был единственным официально поддерживаемым вероисповеданием, а все остальные конфессии  имели  статус допустимых, что было закреплено в Конституции 1876 года. Это положение имело негативные последствия. Произошло разделение испанского общества на два идеологических лагеря: представители первого видели главную общественную проблему в самой церкви и ее доктрине. Их основные усилия были направлены на установление контроля над религиозными орденами, которые имели значительное влияние в образовательной сфере, и сократить их количество. «Республиканцы, анархисты, социалисты, масоны и сторонники Института свободного образования  были едины в своем желании сократить или свести на нет ведущую роль церкви в области образования, что виделось необходимым условием модернизации страны»2. Представители второго видели основную проблему в том, что люди возлагают на церковь вину за упадок страны.

     В 1923 году в результате военного переворота к власти пришел Мигель Примо де Ривера. В этот период церковь занимала значительное место в жизни испанского общества. Церковь была союзницей режима и в известной степени находилась у власти. Испания была единственным государством, на которое Ватикан мог распространять свое непосредственное  влияние. Церковь опасалась демократизации народных масс, которые начинали переходить на антиклерикальные позиции. В связи с этим, главной целью церкви становится распространение своей «социальной политики» и создание своих организаций (кооперативов, профсоюзов, касс взаимопомощи) для борьбы против классовых профсоюзов. Таким образом, церковь стремилась взять под свой контроль рабочее движение. Важно отметить, что в период военной диктатуры генерала Примо де Ривера «религиозный вопрос перешел в область межпартийной борьбы и стал причиной раскола между большими династическими  партиями – либералов и консерваторов. Первые поддерживали меры, направленные на снижение влияния церкви на общество, а вторые пытались затормозить, аннулировать или задержать принятие соответствующих законов и защищали церковь.  <…> католицизм стал ассоциироваться с консерватизмом …»3, а Испания в первой трети XX века являлась оплотом консерватизма. Военная диктатура просуществовала до 1930 года: значительный экономический спад вынудил генерала Мигеля Примо де Ривера уйти в отставку.

     В обществе усиливались антимонархические настроения. Венгерский посол в Ватикане Дьерде Барца в донесении, составленном на основании своей беседы с государственным секретарем кардиналом Пачелли, в феврале 1931 года писал: «По мнению кардинала, испанский народ в общем настроен монархически и привязан к личности довольно популярного короля Альфонса. Но, с другой стороны, антидинастическая Республиканская партия развивает такую бурную агитацию против трона, что трудно предвидеть последствия этого революционного движения»4. Ватикан высказывал свои опасения по поводу свержения испанского короля, так как вместе с его свержением « с карты Европы исчезла бы великая историческая католическая держава»5.

       В результате начавшейся в 1931 году буржуазно-демократической революции в Испании монархия была свергнута. 14 апреля 1931 года в Испании был провозглашен режим Второй республики. Первым президентом республики стал консервативный либерал Нисето Алькалла Самора, а премьер-министром – радикальный либерал Мануэль Асанья. Правительство начало широкую антиклерикальную деятельность. 15 октября 1931 года кортесы утвердили 26 статью проекта конституции об отделении церкви от государства, роспуске ордена иезуитов, конфискации его имущества и о запрещении заниматься церковным учреждениям промышленной и торговой деятельностью. Одновременно статья обязывала церковь принять эти решения. Стоит отметить, что в прошлом Ватикан повсюду сопротивлялся отделению церкви от государства. В Испании, где церковь имела сильные позиции как в области экономики, так и в области политики и культуры, Ватикан всегда ожесточенно боролся за сохранение этих привилегий. Таким образом, центральным вопросом взаимоотношений Ватикана и новой Испанской республики стал вопрос об исполнении утвержденных кортесами статей конституции, а также о возможности достижения компромисса. Проводились переговоры, но компромисс достигнут не был. И 9 декабря 1931 года была принята Конституция Испанской республики. В 26 статье третьей части говорилось о том, что государство не окажет никакой поддержки церкви. После официального опубликования 10 декабря текста конституции отношения между духовенством и республикой стали еще более напряженными и враждебными.

     «Новый поворот в религиозном вопросе наступил летом 1933 года после того, как 2 июня правительство приняло проект закона о конфискации имущества всех монашеских орденов. Во второй главе закона указывалось, что официальными представителями монашеского ордена могут быть только испанцы. Но настоящим переворотом явились 11-18 статьи закона, которые провозглашали национализацию имущества монашеских орденов»6 Также монашеским орденам запрещалось заниматься всякой политической деятельностью. Решения, предусматривающие роспуск орденов вызвали сильное сопротивление духовенства. Отношения между Ватиканом и испанским правительством стали чрезмерно напряженными.

     В ходе политического развития Ватикан  и испанское духовенство начали выдвигать на первый план более правые силы.  В 1933 году была основана католическая партия – Испанская конфедерация автономных правых, CEDA. «Девизом партии было: религия, отечество, семья, порядок, собственность»7

     Выборы 1933 года привели к укреплению правых, в результате чего крупнейшей силой парламента стала католическая CEDA. В парламенте усилился авторитет «католической народной партии», руководимой Хилеем Роблесом. Укрепление правых сил способствовало улучшению положения церкви. Но в консервативных кругах существовало противоречие, которое тормозило восстановление прежних позиций и привилегий церкви. Это «противоречие между стремлением крайне правых кругов к полной реставрации монархии и намерением центра придерживаться лояльной политики по отношению к Республике»8. Это противоречие мешало быстрой реставрации позиций церкви.

     В феврале 1936 года партии социал-демократической, левореспубликанской и коммунистической ориентации, в том числе и Коммунистическая партия Испании, образовали Народный фронт, который одержал победу на выборах в кортесы. Результат выборов вызвал разочарование в высших сферах Ватикана. «Монархисты и находившийся здесь (в Ватикане) экс-король Испании настолько надеялись на победу правых, что уже поговаривали о предстоящем возвращении короля на испанскую землю. Исход выборов означал большое разочарование и удар для церкви, ибо после свержения монархии очень скоро события вновь вошли в нормальное русло, так что церковь могла рассчитывать на дальнейшее продолжение этого процесса»9. Положение церкви после выборов в Испании были далеко не устойчивым. «…после победы на выборах Народного фронта антиклерикальная программа стала проводиться намного энергичнее, чем раньше»10.

     Весной  1936 года ситуация в стране обострилась. Страна разделилась на два лагеря: с одной стороны сторонники Народного фронта, с другой – сторонники Национального блока. Открытую поддержку националистам оказывала католическая церковь. Противоборство правых и левых сил «вылилось» на улицы испанских городов. Начались поджоги церквей, причем занимались этим как республиканцы, так и националисты, с целью обвинить противоположную сторону либо в провоцировании мятежа, либо в безбожии. В испанском обществе царила паника, охватившая различные слои населения. Их главным требованием являлось восстановление порядка в стране. Так как республиканский строй ставил под угрозу корпоративные интересы  высшего армейского командования, в их среде назревал антиправительственный заговор. Так, испанская реакция, во главе с генералом Франко, в июле 1936 года подняла военно-фашистский мятеж против республиканского правительства. Это положило начало гражданской войне в Испании. Следует отметить, что высшее руководство испанской католической церкви  не принимало участия в антиправительственном заговоре, но весной 1937 года, Ватикан официально признал правительство Франко и послал в зону мятежников в качестве папского легата монсеньора Антониутти, известного своими профашистскими взглядами11. В 1938 году в Бургос прибыл первый нунций  («постоянный дипломатический представитель римского папы в государствах, с которыми папа поддерживает официальные дипломатические отношения»12) Ватикана. «Борьба франкистов против республики в клерикальных кругах получила наименование «национального крестового похода». Это выражение, впервые употребленное епископами Мухика и Олаэчеа в пастырском послании верующим от 6 августа 1936 года, в дальнейшем получило широкое распространение во франкистском лексиконе»13. Таким образом, зародившийся во время гражданской войны франкизм был тесно связан с католицизмом. Религиозный вопрос в период гражданской войны являлся ключевым, так как присущий республиканцам яростный антиклерикализм был направлен на то, чтобы окончательно уничтожить испанский католицизм, а восставшие представили войну не только как «национальный крестовый поход», но и как «конечный катарсис в полуторавековой борьбе за «религиозный вопрос» - и за этим катарсисом должно было последовать воцарение католической Испании»14.

Информация о работе Влияние католической церкви на политическую мысль Испании в ХХ веке