Внешняя политика: сущность, функции, цели, средства, субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для того, что достигнуть поставленную цель необходимо обеспечить решение следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики; в-пятых, представляется целесообразным указание субъектов внешней политики, т. е. непосредственных её участников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 4
2. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 6
3. СРЕДСТВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донбасский  государственный техничческий университет

Кафедра СГД 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: “Политология” 

на тему:

“Внешняя политика: сущность, функции, цели, средства, субъекты” 
 
 
 
 
 

                Выполнил: ст. гр. ЭС-08-2

                                     Слесаренко В.В.

                Проверил: Ямковой А.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Алчевск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

введение

 

      Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса.

      В связи с всеобщей интеграцией  и расширением внешних связей между странами, имеющем место  на данном этапе развития нашей цивилизации, вопрос внешней политики и её составляющих представляется автору этой работы исключительно интересным и познавательным.

      Цель  данной работы – проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для того, что достигнуть поставленную цель необходимо обеспечить решение следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики; в-пятых, представляется целесообразным указание субъектов внешней политики, т. е. непосредственных её участников.

      Таким образом, решив в процессе работы над темой поставленные и задачи, представляется возможным сделать  и ряд важных выводов по вопросу внешней политики.

 

1. Сущность  и субъекты внешней  политики

 

      По  своему содержанию политика – явление сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

      Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих  или присвоивших право выступать  от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации. В связи с этим необходимо рассмотреть такие категории, как “национальный интерес” и “национальная безопасность”. 1

      Поскольку государства являются основными  субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями “национальный” и “государственный” интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

      Внешнеполитическая  деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

      К сфере национальных интересов общество относит прежде всего повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами. 2

      Итак, как отмечает Г.А. Круглова, основными субъектами внешней политики являются:

      Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

      Неправительственные организации, так называемая “народная дипломатия”, которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. 3

      Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

2. Цели и функции осуществления внешней политики

 

      С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства  связаны её цели и функции.

      Главная цель внешней политики любого государства  – это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также её граждан за её пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем.

      Эффективная реализация данной функции зависит  от способности государства в лице его специальных органов и институтов выявлять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

      Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильности. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в её задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Итак, внешняя политика выполняет также экономическую функцию.

      Информационно-представительская  функция внешней политики находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

      Регулирующая  функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств. 4

      В дополнение к вышеназванным функциям внешней политики учёный-политолог БГЭУ А.Н. Егоров добавляет также интеграционную функцию, которая является наиболее общей из всех вышеуказанных. Она выражается в том, что посредством международных отношений обеспечивается существование международного сообщества как сложного, противоречивого единства; причём, такого единства, неотъемлемыми свойствами которого на современном этапе является политика и политические отношения, т. е. интеграционные взаимодействия, организующие международное сообщество во всемирную систему, носят не только экономический, научно-технический, коммуникационный, но и главным образом политический характер. 5

      Итак, главными целями внешней политики являются охранительная, экономическая, информационно-представительская, регулирующая, а также, выделяемая некоторыми политологами, интеграционная функция.

3. Средства внешней  политики

 

      Внешнеполитическая  деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

      К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приёмов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций. По мнению доктора политических наук, профессора А.В. Торкунова, Дипломатия обеспечивает национальные интересы и реализацию внешнеполитического курса посредством различных мероприятий, среди которых выделяются такие, как “деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях”. 6

      Экономические средства внешней политики подразумевают  использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть главную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государством служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении.

      К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы.

Информация о работе Внешняя политика: сущность, функции, цели, средства, субъекты