Взаимодействие политики с экономикой, моралью, правом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Цель работы — всестороннее изучение и обобщение проблемы взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни, а именно с экономикой, моралью и правом.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
1. дать определение понятию «политика»
2. изучить взаимодействие политики и экономики
3. изучить взаимодействие политики и морали

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………….3
1. Политика как общественное явление…………………..…………….……….5
2. Взаимодействие политики и экономики……….……….…………………….8
3. Взаимодействие политики и морали……….….……………...……………...14
4. Взаимодействие политики и права…………..………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………..19

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

Понимание верховенства политики предполагает необходимость учета двух моментов.

Речь не идет о том, чтобы заменить теорию, которая односторонне рассматривает  общество через экономику, другой теорией, определяющей общество через политику. Любая теория с односторонним  подходом к обществу через какой-либо один аспект общественной жизни ложна. Неверно, будто при конкретном способе  хозяйствования непременно может быть один-единственный политический строй. Когда производительные силы достигают  определенного уровня, структура  государственной власти может принимать  самые различные формы. Для любой  структуры государственной власти невозможно предвидеть, какой окажется система или природа функционирования экономики. Если рассмотреть эту проблему с исторический точки, зрения, то очевидно, что всегда можно выявить причины того или иного события, но ни одну из них некогда нельзя считать главнейшей.

Что же означает примат политики в  трактовке Р. Арона? Он утверждает, что  современные индустриальные общества, у которых много общих черт (распределение рабочей силы, рост общественных ресурсов и прочее), различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы и отношений между группами людей. В современных условиях все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика.

Второй смысл, который Р. Арон вкладывает в главенство политики, — это смысл человеческий. Применительно к человеку политика важнее экономики, потому что она непосредственно затрагивает самый смысл его существования. Человеческая жизнь состоит из отношений между отдельными людьми — основополагающего элемента любого сообщества. Механизмы же осуществления власти, в том числе способы назначения руководителей, больше, чем что-либо другое, влияют на отношения между людьми.

Таким образом, главенство политики, о котором говорит Р. Арон, является строго ограниченным. Речь не идет о  верховенстве каузальном (причинном), в котором политика выступает  причиной, а экономика следствием (то есть причина и следствие в  схеме Маркса меняются местами).

Представление об одностороннем воздействии  лишено смысла. Имеется в виду лишь то, что, во-первых, различия обществ  обусловлены прежде всего структурами государственной власти, определяющими некоторые черты экономических систем этих обществ, а во-вторых, политика как сфера, где избираются люди, отдающие приказы, и вырабатываются методы, в соответствии с которыми эти приказы отдаются, больше любой другой сферы влияет на характер человеческих отношений в обществе.

Вопрос о взаимосвязи экономики  и политики глубоко проанализирован  и в известной работе К. Поппера  “Открытое общество и его враги”. Вывод, к которому автор приходит в результате анализа теории Маркса, прямо противоположен концепции  последнего. Согласно позиции К. Поппера, политическая власть имеет фундаментальный  характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т.д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля - самое главное в жизни общества [5, c. 298] .

Потребность в активном воздействии  политики на экономику возрастает в переломные моменты жизни общества. Такая ситуация сложилась в Беларуси рубеже 80-90-х гг., когда начался переход к рыночной экономике.

Известно, что рынок далеко не идеальный  механизм функционирования экономической  жизни. Прямое или косвенное воздействие  политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней России имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны. Названные кризисные процессы в экономике российского общества, таким образом, напрямую связаны с непредсказуемостью и противоречивостью экономической политики государства.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной  науке традиционно уделяется  главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной  точки зрения или имеет меньшее  значение в реальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ

 

Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали. Классовая, революционная мораль усложняет оценки политики, ибо понятие “хороший” – “плохой” имеют разный смысл в политике и морали ,так же как и понятия “благо”, ”добро” и “зло”.

Возникновение политики и  морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии  и морального сознания также различны. Если в политике оценка дается в категориях власти, революции, диктатуры класса и т. п., то нравственные воззрения находят свое выражение в категориях добра и зла, совести и чести, долга и справедливости и др. Понятия добра и зла, правил и норм поведения людей менялись от века к веку, от народа к народу. В классовом обществе они помимо общечеловеческого содержания выражали интересы определенных классов. Если политические взгляды какого-либо класса закрепляются обычно в программе и уставе его политической партии, а правовые взгляды господствующего класса – в праве, благодаря чему им придается обязательный характер, то нравственные воззрения, как правило, лишены такого рода закрепления. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали – всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким [6, c. 134].

Мораль формируется под  сильнейшим воздействием политики. Политическая элита обладает большими возможностями  для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов. Это воздействие может  создавать атмосферу нравственного  воодушевления, использовать моральный  фактор в политике, а может создавать  моральный смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействия  масс неугодных политике. Оценивая такую политику, Ю. Бондарев писал: ”Для безнравственности в политике невозможно лишь одно: чтобы что-нибудь оказалось  невозможным”. Однако ведущие воздействие  политике отнюдь не означает отрицание  морали как особой формы общественного  сознания. Недопустимо смешение политики и морали. Коренной вопрос о власти может быть решен только политической борьбой.

Решение политических проблем  не всегда укладывается в нормы нравственности. Особенно часто нарушается заповедь о неприкосновенности жизни и  собственности человека, его прав и свобод. Тем не менее политика, как правило, не покушается на пересмотр норм нравственности. Для политики отнюдь не безразличны существующие в обществе моральные ценности, она хотела бы соответствовать нормам справедливости. Но все дело в том, как подчеркивал Ф. Энгельс, что то, что справедливо с точки зрения морали и даже права, может оказаться далеко несправедливым в социальном плане [7, c. 123].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

 

Право — одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных  органов. Право (др.-славянское правь — закон) — 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение) [8, c. 345]. 

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке. 

Право и политика — две взаимосвязанные  сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.  
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. 

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные  регулятивные системы. Известный голландский  юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза» [9, c. 345] . 

Важное различие между политикой  и правом проистекает из разницы  между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера — это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления — это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных). 

Другое отличие между политикой  и правом состоит в том, что  нормы права достаточно определенны  и «устойчивы», а политика более  изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и  принципы, да и воспринимаются они  по-разному. Политика является более  гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей. 

Еще одно различие между политикой  и правом состоит в том, что  политика — более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни.

Политика обычно есть везде, где  есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между  политикой и правом состоит и  в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное  нормотворчество [10, c. 345].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведём  итоги, обобщив результат исследования, проведённого в работе.

Политика — сфера жизни общества включающая отношения между различными общностями людей и деятельность институтов представляющих интересы этих общностей.

Свои важнейшие импульсы политика получает от экономической основы жизнедеятельности — ее материальной базы и социально-экономических отношений. Однако не менее фундаментальные основы самой экономики заложены в политике – именно такое взаимное определение взаимодействующих систем характерно для их отношений. Вернее в этом случае говорить не об односторонней, а о круговой причинно-следственной связи таких двух начал, как политика и экономика. Как уже говорилось, политика взаимодействует с экономикой также в двух формах – прямого участия в экономическом процессе и косвенного, опосредованного социальными процессами, отношениями и структурами.

Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали.

Право и политика — две взаимосвязанные  сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двустороннигосударство санкционирует и констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Алексеев, С. С. Теория права : учебник / С. С.Алексеев. — М. : БЕК, 1995. — 448 с.

2. Белякович, Н.Н. Политология : учебное пособие / Н. Н. Белякович. — М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. — 410 с.

3. Политология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. / Гуманитар.-экономич. негос. ин-т. Респ. Беларусь. - Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1997. - с. 329.

4. В.Д Перевалов. Политология: учебник/ Перевалов В.Д. – ,2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма,2009 – 512с.

5. Р.Т. Мухаев. Политология: учебник для студентов вузов/ Р.Т. Мухаев Р.Т. – ,2-е изд. – М.: Приор,2001 – 428с.

6. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

7. Денисюк  Н.П., Соловей Т.Г.,Старовойтова Л.В., Политология: Курс лекций. – Тетра системс, 1996. — c. 256

8. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. — 4-е изд., исправл. и доп. — Минск : Амалфея, 2010. — 500 с.

9. Основы государства и права: учебное пособие / под общ. ред. С.А. Комарова. — М.: '' Русское слово''; ''Манускрипт'', 1997. – 320 с.  

10. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие политики с экономикой, моралью, правом