Західноєвропейська політична думка Середньовіччя

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Идейной основой социально-политических доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты Священного Писания, догмы официального вероучения. В силу этого проблемы общества и государства обсуждались лишь в борьбе за власть между духовенством и светскими феодалами. Соответственно одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна имеет приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть:
Сравнение Средневековой мысли с Древним миром…………………….4
Политические учения Средневековья:…………………………………….5
- Августин Блаженный (354-430гг.)………………………………………...6

- Фома Аквинский (1226-1274гг.)………………………………………….7

* учение Фомы Аквинского (Аквината) о государстве и праве………..8

- средневековые ереси:……………………………………………………14

* богомильство…………………………………………………………..15

* манихейство…………………………………………………………...16

* бюргерская и крестьянско-плебейская ереси……………………….16

* лолларды и табористы ……………………………………………….17

2.3. Возрождение и Реформация – как самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья:………………………….18

- Николо Макиавелли (1469-1527гг.)……………………………………18

3. Вывод……………………………………………………………………………21

4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Західноєвропейська політична думка Середньовіччя.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Міністерство  освіти і науки  України

Херсонський національний технічний  університет

Кафедра   політології  і  права
                                       

                      

                                       Доповідь з дисципліни “ Політологія”

 

                            
 

  
 
 

Виконала студентка  групи  4ІМ1:       Гончаренко Ю.С.               22 вересня 2011 р.  

                                                              

                                    Прийняв:   доцент   Ватуля Ю.О.

                                                                     
 

                                                     
 
 

                                                       
 

ХЕРСОН - 2011

План

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Основная часть:
    1. Сравнение Средневековой мысли с Древним миром…………………….4  
    2. Политические учения Средневековья:…………………………………….5

            - Августин Блаженный (354-430гг.)………………………………………...6

              - Фома Аквинский (1226-1274гг.)………………………………………….7

                 * учение Фомы Аквинского (Аквината) о государстве и праве………..8

               - средневековые ереси:……………………………………………………14

                 * богомильство…………………………………………………………..15

                  * манихейство…………………………………………………………...16

                  * бюргерская и крестьянско-плебейская ереси……………………….16

                 * лолларды и табористы ……………………………………………….17

         2.3. Возрождение и Реформация – как самые крупные и значительные      события позднего западноевропейского Средневековья:………………………….18

                   - Николо Макиавелли (1469-1527гг.)……………………………………18

      3. Вывод……………………………………………………………………………21

      4. Список использованной литературы………………………………………….23 
 
 

1. Введение

       История Средних веков начинается с падения Рима (476г.). К IX-Xвв. Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств, фактически не зависящих от центральной власти. Сложилась феодальная структура общества, где каждое сословие имело свои права (привилегии) в строгом соответствии с иерархией.

     Своеобразие политической мысли, её главное отличие – сопряжённость с проблемами религии. Данная мысль развивалась с учётом основных догм христианства. Церковь являлась в те времена монополистом в духовной сфере жизни общества. В руках священнослужителей политика была прикладной отраслью богословия.

    Средневековые  мыслители отстаивали идею о  божественном происхождении власти, в рамках которой не могло  быть и речи об участии обыкновенного  человека в общественной жизни:  ему было предназначено выполнять  указания свыше.

   Будучи  мощной экономически и политически,  обладая монопольным правом на  толкование господствующей идеологии  христианства, церковь выступила  единой силой, объединяющей весь  западноевропейский мир.

    Идейной  основой социально-политических  доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты Священного Писания, догмы официального вероучения. В силу этого проблемы общества и государства обсуждались лишь в борьбе за власть между духовенством и светскими феодалами. Соответственно одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна имеет приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

      Именно решение этой проблемы  я попытаюсь привести в своей  работе, анализируя работы и идеи мыслителей того времени.

               2.1. Сравнение Средневековой мысли с Древним миром      

     Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцентрический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.  
      Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства какой-либо сферы жизнеустройства людей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала зарождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. В связи с этим, можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных более значимых, нежели политические идеалов. 
         Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утверждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Так, с XI века папа Григорий VII предпринимает попытки распространить принцип верховенства власти пап над властью светских правителей. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075 г.) содержит пункт о праве папы низлагать императоров. Согласно этому положению, папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. 
         Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней политической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества - государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.  
     Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства.  

                                2.2. Политические учения Средневековья

       Политическая мысль Средневековья представлена прежде всего именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее именно период Средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти, власти церковной. “Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены” - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли Средневековья.

     Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной степени продолжает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время.

     В средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.

       В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезают. Освобождение от пут пробудило в людях энергию и творчество, привело к редкому в человеческой истории расцвету гения и одновременно анархии и политическому беспорядку, которая неизбежно следует за упадком морали. Политический беспорядок отчетливо отражен в “Государе” Н. Макиавелли: при отсутствии ведущего принципа или основной идеи политика становится неприкрытой борьбой за власть и Макиавелли “учит”, как успешнее вести такую “игру”.

                                   Августин Блаженный (354-430 гг.)

      Августин Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града” является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

      История, по Августину, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его  стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть- не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости.

                                 Фома Аквинский (1226-1274 гг.)

Еще более гибкую позицию по отношению к государству занимал Фома Аквинский (1226-1274 гг.) - виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

       Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы.

     Как и многие мыслители древности, Фома отдавал предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных “чистых” форм - монархии, аристократии и демократии. При этом он различал абсолютную монархию и политическую монархию, в которой власть монарха ограничена законом. За исключением этой приверженности монархии, взгляды Фомы Аквинского по вопросу о формах государства мало отличались от взглядов Аристотеля.

     В рамках позднего Средневековья появлялись и все более усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. Было поставлено под вопрос право церкви на верховенство ее власти, поскольку власть короля стала рассматриваться как власть, полученная непосредственно от Бога, а не от Папы Римского. Большое значение имели здесь принятие в Англии Великой хартии вольностей (1215 г.), впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, и создание английского парламента в XIII в.

       

                  Учение Фомы Аквинского (Аквината) о государстве и праве

    Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни Средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265–1266 гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266–1274 гг.) и в иных работах.

       В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».

     От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью Бога. Прежде чем приступить к руководству миром Бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

     Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодальносословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного Богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Идеолог, который считал, будто «совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все степени совершенства», – такой идеолог и не мог видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве.

Информация о работе Західноєвропейська політична думка Середньовіччя