Законодательная власть в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту. Палата Лордов и палата Общин. Законодательный процесс. Особенности принятия некоторых законов.

Работа содержит 1 файл

prakt.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


Законодательный процесс в Великобритании

 

Часть I. Законодательная власть в Великобритании

 

Государственное устройство Великобритании: конституционная монархия. Единой конституции в государстве нет. Ее заменяет совокупность парламентских актов, конституционных обычаев и некоторых судебных решений. Неписаная конституция Великобритании складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов (так называемое статутарное право), судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Статутарную основу конституции Великобритании составляют несколько важнейших актов: Великая хартия вольностей 1215 года, Петиция о праве 1628 года, Хабеас корпус акт 1679 года, «Билль о правах» 1689 года, Вестминстерский статут 1931 года, Акт о народном представительстве 1948 года, Акт о реформе палаты лордов 1968 года, Акт о народном представительстве 1969 года и другие.[1]

Глава государства - король. Согласно Закону о престолонаследии, принятому парламентом в 1701 году, британские король и королева должны исповедовать протестантизм. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия - по женской линии, согласно старшинству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира. Однако в действительности английский король - лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти - кабинета министров.

Королева Великобритании - Елизавета II. Вступила на престол 6 февраля 1952 года.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент – триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически – палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически – палату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко[2].

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата лордов состоит из представителей аристократии - пэров, наследственных или назначенных королем, и пэров по должности, к которым принадлежат высшие судебные чины и англиканские епископы: 25 архиепископов и епископов англиканской церкви. В 1999 году в палате лордов была проведена реформа, в ходе которой ликвидирован статус наследственных пэров. Наследственное право заседать и голосовать до второй фазы реформы оставлено за 102 наследственными пэрами, среди которых 92 пэра получили это право в ходе тайного голосования коллег-аристократов, а десять пэров согласились на ультиматум правительства: поменять звание наследственного пэра на пожизненное. Право на участие в деятельности палаты сохранили лорды, титул которым был присвоен монархом в знак признания их личных заслуг и по предложению правительства. Палата лордов является высшей апелляционной судебной инстанцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Парламент Великобритании

 

Британский парламент – один из старейших парламентов мира – возник в конце XIII  века и с тех пор продолжает функционировать  без перерывов на протяжении всей политической истории Великобритании. Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность. Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.

Особенностью британского парламента является и то, что он функционирует в условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности содержатся в обычных законах страны, другие - в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами: парламентского верховенства и парламентарного правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса, она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством».

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и это дает ему сильные позиции в парламенте.

Одна из важнейших особенностей парламента - выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране. Правила, определяющие проведение выборов, имеют большое значение для политической жизни страны. В процессе парламентских выборов решается вопрос о том, кто из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной. В Великобритании порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством.

Парламентские выборы здесь имеют глубокие исторические корни и традиции, и нормы избирательного права складывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими двухпартийную систему[3].

 

A. Палата Общин

 

Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Закон предоставляет также право участвовать в парламентских выборах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Однако одного этого недостаточно, чтобы принимать участие в голосовании. Для этого необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного списка (10 октября), и быть внесенным в регистрационный список.

Регистрация — необходимое условие для осуществления права голоса. Список составляется ежегодно чиновником местного совета по регистрации на основании данных, сообщаемых домовладельцами. Он заполняется каждый год к 10 октября. К 29 ноября временный список вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Гражданин может возразить против включения или исключения его имени из списка до 16 декабря. Регистрационный чиновник обязан выслушать возражения и вынести решение. Соответственно он может исправить список. На его решение может быть принесена жалоба в суд графства с последующим обжалованием в Апелляционный суд. Список вступает в силу 16 февраля. Он является действительным для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12 месяцев.

«Не могут принимать участия в выборах: 1) иностранцы; 2) лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту выборов; 3) душевнобольные; 4) пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии); 5) лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания под стражей); 6) лица, осужденные за совершение правонарушений, входящих в категорию “бесчестных и незаконных приемов на выборах”».

В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым должен отвечать член палаты общин. Имеется перечень условий, лишающих права быть членом палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего права.

Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин, достигший 21 года. Членами палаты общин не могут быть иностранцы (это не относится к гражданам Ирландской республики). Лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности. К их числу принадлежат профессиональные оплачиваемые судьи высших и низших судов (судьи Высокого суда, окружные судьи, оплачиваемые магистраты). Установленное законом правило не относится к неоплачиваемым магистратам. Не могут быть членами палаты общин гражданские служащие, то есть профессиональные кадровые служащие министерств и центральных ведомств. Сюда же включаются лица, находящиеся на дипломатической службе. Гражданский служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, должен подать в отставку еще до выдвижения кандидатуры (это правило предусмотрено специальным правительственным постановлением о выдвижении гражданскими служащими кандидатур на парламентских выборах). Исключаются из числа членов палаты общин лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Это правило не относится к офицерам вооруженных сил, находящимся в отставке. Военнослужащие (так же как и гражданские служащие) должны подать в отставку прежде, чем стать кандидатами на парламентских выборах.

Партийная структура — основа всей организации и деятельности палаты общин. Две главные партии образуют официально признанные стороны в палате общин — правительственное большинство и “официальную оппозицию Ее величества”. Партия, победившая на выборах, располагает большинством и в силу этого формирует правительство. Лидер этой партии становится премьер-министром. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное большинство. Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер — лидером оппозиции. Должность лидера оппозиции получила законодательное закрепление в 1937 г., когда ему было назначено жалованье в размере 2 тыс. фунтов стерлингов в год (в настоящее время он получает 48148 фунтов). Для оппозиции характерно состояние готовности принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов фракции “теневой кабинет” и назначает “министров-теней”, которым поручается выступать в парламенте по определенным вопросам государственной политики.

Партийные фракции — базовые единицы в палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин “партия” означает, что фракции в палате общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента.

Лидер партия является также лидером парламентской фракции, что подтверждает значение, которое придается партиями парламентской деятельности.

Лидер консервативной партии избирается членами парламентской фракции после консультации с пэрами-консерваторами и партией вне парламента. Проводятся собрания рядовых членов фракции, имеющие форму так называемого “Комитета 1922 года”. На заседаниях, созываемых еженедельно, обсуждаются текущие дела, которые предполагается внести на обсуждение палаты общин. “Комитет 1922 года” — средство связи лидера и рядовых членов.

Начиная с 1980 г. в выборах лидера лейбористской партии и его заместителя принимают участие не только члены парламентской партии, но и представители тред-юнионистов и местных партийных организаций. Когда партия находится в оппозиции, члены парламентской фракции избирают так называемый “парламентский комитет” (по существу, это и есть “теневой кабинет”). Проводятся регулярные заседания всех членов фракции.

Каждая парламентская фракция имеет в палате свои партийные комитеты. Их организация и деятельность не регулируются какими-либо документами, а определяются нормами, сложившимися в ходе деятельности фракций. Не существует определенного и строго установленного состава членов. На заседании может присутствовать любой член фракции, по каким-либо причинам заинтересованный в его работе.

Партийные фракции имеют особых должностных лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий, официально именуемые “кнутами”. Должность “кнута” не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.

В консервативной партии “кнуты” назначаются лидером партии; в лейбористской — избираются собранием парламентской фракции путем тайного голосования.

Руководит палатой общин председатель палаты - спикер ( в палате лордов председательствует лорд - канцлер) . У него имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать  к какой - либо партии. Спикеру оказывают помощь партийные “кнуты”, которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции[4].

Основная обязанность спикера — следить за поддержанием порядка в палате общин. Он обладает широкими дискреционными полномочиями, считается судьей в вопросах процедуры и вправе издавать правила, представляющие собой источник парламентской процедуры. Он имеет право толковать процедурные правила в случае возникновения спора, касающегося процедуры. Заключения, которые он дает палате по поводу применения процедурных правил, являются обязательными.

Информация о работе Законодательная власть в Великобритании