Законодательное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Законодательное регулирование внешнеэкономической деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Законодательное регулирование внешнеторговой деятельности в.docx

— 25.98 Кб (Скачать)

Законодательное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

 

 

1. Российское законодательство по ВЭД

 

Законодательное регулирование  внешнеэкономической деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также  общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами Российской Федерации.

 Основными принципами  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности Российской  Федерации являются:

1) защита государством  прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных  интересов российских производителей  и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной  территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении  другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения  обязательств Российской Федерации  по международным договорам Российской  Федерации и осуществление возникающих  из этих договоров прав Российской  Федерации;

6) выбор мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для участников внешнеторговой  деятельности, чем необходимо для  обеспечения эффективного достижения  целей, для осуществления которых  предполагается применить меры  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного  вмешательства государства или  его органов во внешнеторговую  деятельность и нанесения ущерба  участникам внешнеторговой деятельности  и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны  страны и безопасности государства;

11) обеспечение права  на обжалование в судебном  или ином установленном законом  порядке незаконных действий (бездействия)  государственных органов и их  должностных лиц, а также права  на оспаривание нормативных правовых  актов Российской Федерации, ущемляющих  право участника внешнеторговой  деятельности на осуществление  внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения  методов государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации.

 Федеральный  закон «Об основах внешнеторговой  деятельности» основан на принципе разграничения полномочий в области внешнеторговой деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

К полномочиям федеральных  органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится: формирование концепции  и стратегии развития внешнеторговых связей, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, определяют порядка ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации  драгоценных металлов и драгоценных  камней. Заключение международных договоров  Российской Федерации в области  внешнеэкономических связей также  находится в компетенции федеральных  органов. К полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  внешнеторговой деятельности относится: проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических  связей с субъектами иностранных  федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также, с согласия Правительства  Российской Федерации, с органами государственной  власти иностранных государств. Субъекты Федерации вправе иметь своих  представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств их бюджетов по согласованию с Минэкономразвития России и МИД России;

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных  сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а  также обязанность соответствующей  стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой  сделкой предусматривается обмен  неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

 Порядок осуществления  контроля внешнеторговых бартерных сделок и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля таких сделок и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Внешнеэкономические  интересы Российской Федерации  в иностранных государствах обеспечиваются  дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями  Российской Федерации, а также  созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

 

2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Законодательная база, регулирующая внешнеторговую деятельность, включает в себя:

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном контроле" (09.10.92, N 3615-1)

федеральные законы "О  внесении дополнений в закон Российской Федерации "О валютном регулировании  и валютном контроле" (05.07.99, N 128-ФЗ), "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли товарами" (14.04.98, N 6З-ФЗ), "О координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации" (04.01.99, N 4-ФЗ), "О временном запрете  импорта этилового спирта" (31.03.99, N 61-ФЗ), а также большое число  нормативных актов Банка России, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств.

Действующая законодательная  база нуждается в развитии и совершенствовании, как в силу необходимости законодательного обеспечения ряда сфер этой деятельности, которые пока не регламентированы соответствующими законодательными актами, так и в  целях определенной корректировки  ранее принятых в этой области  законов.

Первым из важных направлений  совершенствования российского  внешнеэкономического законодательства является приведение его в соответствие с нормами ВТО.

Сравнительный анализ упомянутых выше законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), свидетельствует о том, что  они имеют существенные отличия  от норм ВТО.

Так, в Федеральном законе "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" ряд  положений не соответствуют принципам  этой организации. Имеются расхождения  в терминологии и трактовке некоторых  понятий, особенно в части, касающейся торговли услугами. Так, экспорт услуг  трактуется как вывоз с таможенной территории Российской Федерации, т.е. признается только трансграничная поставка услуги, тогда как ВТО различает  несколько способов поставки услуг, в том числе через коммерческое присутствие иностранного поставщика на территории другой страны. Различаются  и принципы регулирования торговли услугами. При трансграничной торговле используются количественные ограничения, тарифы и т.п., при коммерческом присутствии - специальные меры, ограничивающие деятельность иностранных поставщиков  на внутреннем рынке.

С другой стороны, регулирование  торговли услугами в рамках ВТО касается не только международных аспектов этой деятельности, но и мер, применяемых  на внутреннем рынке, т.е. вторгается в  область, всегда входившую в систему  внутреннего правового пространства.

Различается и регулирование  торговли товарами. Особенно большие  расхождения наблюдаются по таким  понятиям, как количественные ограничения, меры защиты внутреннего рынка, а  также по процедурам разрешения споров.

В российском законодательстве количественные ограничения, как экспорта, так и импорта согласно закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" могут вводиться в целях:

- обеспечения национальной безопасности;

- выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния внутреннего товарного рынка;

- защиты внутреннего рынка Российской Федерации.

ВТО же более конкретно  в определении условий введения количественных ограничений. Так, разрешаются:

- временные ограничения экспорта, чтобы справиться с критической нехваткой продовольствия или других основных продуктов;

- импортные ограничения на сельскохозяйственные и рыбные продукты для поддержания программ расширения внутреннего производства (в настоящее время этот пункт перенесен в входящее в пакет ВТО Соглашение по сельскому хозяйству, где квоты пересчитаны в тарифные ставки).

Кроме того, ВТО позволяет  вводить импортные ограничения  для обеспечения внешнего финансового  положения и равновесия платежного баланса. При этом предусматривается  координация действий между МВФ  и ВТО, чтобы предпринимаемые  меры, касающиеся платежного баланса  и контроля товарообмена, не противодействовали друг другу и чтобы количественные ограничения применялись недискриминационным образом, а сокращение импорта не меняло резко его распределение по странам и поставщикам.

По закону же "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" распределение квот и лицензий осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, т.е. здесь о сохранении доли рынка  речь не идет.

Существенно отличаются подходы  ВТО и действующего российского  законодательства к запретам экспорта и импорта. В ВТО список условий, разрешающих их введение, более конкретен.

Меры защиты внутреннего  рынка – еще одна сфера, где действующее российское внешнеэкономическое законодательство серьезно отличается от норм ВТО.

В российском законе, например, возможность применения защитных мер  предусмотрена лишь в общей форме (статья 18), антидемпинговые и компенсационные  меры в нем вообще не упомянуты, как  и сами понятия демпинга и субсидии. Упущен ряд важных положений, придерживаться которых необходимо при применении защитных мер. Все это, безусловно, снижает  возможности государства по защите внутреннего рынка.

Что касается ВТО, то она  предполагает использование трех групп  мер защиты:

- чрезвычайные защитные меры;

- антидемпинговые меры;

- компенсационные меры.

Отмеченные выше недостатки закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" призван был устранить закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Однако разработанный Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, этот закон был отклонен Президентом Российской Федерации, в том числе и по основанию несоответствия отдельных его положений нормам ВТО. В частности, существенным пробелом рассматриваемого закона названо то, что предусмотренные в нем защитные меры касаются лишь отечественной промышленности и не распространяются на сельское хозяйство. Между тем эта отрасль сейчас испытывает серьезные негативные последствия из-за конкуренции продовольственных и сельскохозяйственных товаров, импортируемых из-за рубежа, причем, как правило, субсидируемых.

Не регламентированы действующим  законодательством и многие другие важные меры защиты экономических интересов  России при осуществлении внешней  торговли товарами. Так, не предусмотрен такой важный инструмент оперативного регулирования ввоза и вывоза для поддержания баланса спроса и предложения на внутреннем рынке, как лицензирование импорта. Не регламентированы также санитарные, ветеринарные, фитосанитарные меры защиты внутреннего рынка.

Второе направление совершенствования  законодательства в сфере ВЭД  обусловлено сильной криминализацией  этой сферы и превращением ВЭД  в один из основных каналов незаконной утечки за рубеж отечественных капиталов.

В связи с этим представляется необходимой разработка новой редакции закона "О валютном регулировании  и валютном контроле". Во-первых, многие термины, используемые в этом законе, сегодня используются в ином значении. Во-вторых, он не решает ряд  вопросов, связанных, в частности, с  применением административных санкций.

Ряд формулировок вызывают трудности в применении на практике и требуют уточнения. Не урегулированы  вопросы приобретения недвижимости иностранными физическими лицами – не предпринимателями.

Не решены вопросы осуществления  сделок без пересечения таможенной границы (например, продажа рыбы без  пересечения таможенной границы, добыча нефти на шельфе (расчеты в валюте). Часть неторговых операций, признанная международными договорами, у нас таковой не признается.

Информация о работе Законодательное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации