Западничество и славянофильство как течение российской общественно-политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:32, реферат

Описание работы

Почти весь XIX век в русской философской и общественной мысли разделен противостоянием западников и славянофилов. Между славянофилами и западниками не могло быть никаких компромиссов, т.к. изначально эти течения в философии базировались на разных платформах, абсолютно антагонистичных друг другу.

Содержание

Введение………………….…………………………………………..…………3

1.Славянофильство…….…………………………………………………….4

1.1.Идеи славянофилов………………..………….…………….………………………4

1.2.Идеологи славянофильства…………………...………………………………………...6

1.3.Значение славянофильства…………………….……………………..7

2.Западники……………………………………………………………………..8

2.1. Предпосылки западничества……………………………..……………………...……………8

2.2.Философия и история западничества…………………………………………………………….……9

Заключение…………….……………………………………………………...12

Список используемой литературы…………………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

рефер.docx

— 28.98 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования 
 
 
 

          Реферат по курсу

Политология

Тема:

Западничество и славянофильство как течение  российской общественно-политической мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           

                                                           
 

Содержание:

Введение………………….…………………………………………..…………3

1.Славянофильство…….…………………………………………………….4

1.1.Идеи славянофилов………………..………….…………….………………………4

1.2.Идеологи  славянофильства…………………...………………………………………...6

1.3.Значение славянофильства…………………….……………………..7

2.Западники……………………………………………………………………..8

2.1. Предпосылки западничества……………………………..……………………...……………8

2.2.Философия  и история западничества…………………………………………………………….……9

Заключение…………….……………………………………………………...12

Список  используемой литературы…………………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Почти весь XIX век в русской философской и общественной мысли разделен противостоянием западников и славянофилов. Между славянофилами и западниками не могло быть никаких компромиссов, т.к. изначально эти течения в философии базировались на разных платформах, абсолютно антагонистичных друг другу.

В XX и начале XXI веков история противостояния западничества и славянофильства приняла новые обороты, видоизменилась и трансформировалась. Даже сейчас общество в той или иной степени разделено на западников и славянофилов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Славянофильство.

Славянофильство – сложившееся  в 1830-50е годы националистическое направление русской  общественной и философской  мысли, представители  которого выступали  за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение  возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали  за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. 

    1. Идеи  славянофилов.

  Славянофильская  теория – элемент  русской духовной  культуры XIX века  и одновременно  важный и необходимый  этап ее развития, без которого не  представим сложный  и противоречивый  процесс самоопределения  отечественной культурной  традиции. Основной  тезис славянофилов  – доказательство  самобытного пути  развития России, точнее – требование  «идти по этому  пути», идеализация  главных «самобытных»  учреждений –  крестьянской общины  и православной  церкви. Социология  и общественно-политическая  теория славянофилов, их философия истории,  культурология, философско-антропологическая  концепция – все  это, говоря словами  Белинского, отразило  “потребность русского  общества в самостоятельном  развитии” и, можно  добавить, внесло  свой вклад в  формирование неповторимого  облика русской  культуры прошлого  века, бесспорно,  отличающейся “лица  не общем выраженьем”  в бесконечном  и многообразном  культурном мире  человеческой истории.

   Славянофилы утверждали, что нет какого-то  единого, универсального, общечеловеческого  пути развития, а  каждый народ живет  своей особой жизнью, имеет свой особый  “народный дух”. Выступая против  казенного патриотизма,  против крепостного  права, самодержавной  бюрократии, в защиту  достоинства личности, славянофилы, тем  не менее, говорили  о чувстве национальной  гордости за Россию. Они остро осознавали разрыв интеллигенции с народом и стремились вернуться к “почве”, отказаться от слепого подражания Западу.

   Спасение России  славянофилы видели  в ликвидации крепостного  права, в освобождении  церкви из-под  ига государства,  в уничтожении  “немецкой” бюрократии, в развитии самоуправления  и возвращении  к общинным началам  русской жизни.  Отрицая капитализм, парламентаризм, конституционализм,  как “западные”  выдумки, славянофилы  стремились вернуться  не к древней,  допетровской Руси, а на её исторически  сложившийся самостоятельный  ПУТЬ.

   Славянофилы, как  христианские мыслители,  видели в раскрытии  духовного потенциала  личности путь  к становлению  новой общечеловеческой  духовной культуры, которая, по их  мнению, обновит облик  будущего мира. 

   Концепции славянофильского  учения определялись  спецификой русских  культурных традиций, в контексте которых  система воззрений  ранних славянофилов  выступала как  форма синтетического  знания. Им принадлежит  разработка принципа  органического истолкования  явлений духовной  культуры способом  синтеза двух различных  и, в сущности, несовместимых источников: ранней патристики  и идей западного  романтизма и западной  культурфилософии. На  основе этого принципа  славянофилы разрабатывали  проблемы сущности  и содержание российской  культуры, ее социального  значения, а также  идеала общественного  устройства. Этот  идеал, основанный  на духовном единении  людей, выразился  в концепции "соборности". При этом народ  и нация рассматривались  в качестве примера  истинной общины, коллективной личности. Славянофильский  тезис о самобытности  и самоценности  русской культуры, о наличии в  ней своего особого  смысла и содержания, находил свое обоснование  и в трактовке  славянофильского  идеала личности  – Чукаева 

    “Надо пробудить  от сна все производительные  силы страны, как  нравственные и  умственные, так и  материальные, уничтожив  рабство (казенное  и помещичье крепостное  право), возвратив  слово церкви, дав  более широкое  основание народному  просвещению, преобразовав нашу подушную подать и тоже рекрутскую” – Самарин

   Предельный идеал  славянофильства  — это прежде  всего солидарное  общество с высокой  степенью внутренней  мобильности и  самоуправления на  основе местных  общественных коллективов.  На политическом  уровне любая конституционно-представительная  перспектива отвергается  как фактор индивидуалистического  раздробления: временами  обнаруживается стремление  к возрождению  Земского Собора  как “голоса земли”, который служил  бы связующим звеном  между царем (сакральная, объединяющая функция  которого не подлежит  сомнению) и “народом”.  Собрание это,  следовательно, предполагалось  как чисто совещательный  орган и, главное,  как орган, основанный  не на индивидуальном  избирательном праве,  а на коллективном  праве местных  производительных  общин – Гвидо Карпи

    "Что  есть нация, - писал  славянофил Киреевский, - как не совокупность  убеждений, выраженных  в образе жизни,  обычаях, языке,  верованиях, которые  все вместе являют  собой плод мыслей  и чувств людей  с крепкими общественными  связями, пронизывающими  всю их жизнь" 

    1. Идеологи  славянофильства

Сторонники  славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) верили в наличие  у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного  от западноевропейского  пути. Основоположником кружка славянофилов и главным его  идеологом был  литератор Хомяков, деятельную роль в  движении играли Киреевский, Аксаковы, Самарин. Среди  наиболее известных  славянофилов числились  также Тютчев, Даль, Языков.

В каком-то смысле противостояние двух идеологий, ориентированных  соответственно на особость российского пути и на единство России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и  сохраняется в  настоящее время.

Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли  большую роль в  развитии русского национального  сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы  объявили об особом пути России, утвердились  в мысли о спасительной роли православия  как единственно  истинного христианского  вероучения, отметили неповторимые формы  общественного развития русского народа в  виде общины и артели.

«Всё, что препятствует правильному и  полному развитию Православия, — писал  И. В. Киреевский, —  всё то препятствует развитию и благоденствию  народа русского, всё, что даёт ложное и  не чисто православное направление народному  духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает  её здоровье нравственное, гражданское и  политическое. Поэтому, чем более будут  проникаться духом  Православия государственность  России и её правительство, тем здоровее будет  развитие народное, тем благополучнее  народ и тем  крепче его правительство  и, вместе, тем оно  будет благоустроеннее, ибо благоустройство  правительственное  возможно только в  духе народных убеждений».

Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах Елагиных, Свербеевых, Павловых. Здесь в горячих  спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы  пропагандировали идеи русского возрождения  и славянского  единства. 

    1. Значение  славянофильства

Своим творчеством славянофилы  создали мощное общественное и интеллектуальное движение, сильно пошатнувшее  идущее ещё с эпохи  Петра I прозападное  мировоззрение. Славянофилы  пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет  тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям  и идеалам, славянофилы  способствовали пробуждению  национального сознания. Много ими было сделано для собирания  и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен Киреевского, Словарь живого великорусского языка Даля).

Славянофилы-историки (Беляев, Самарин  и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том  числе его духовных основ. Огромный вклад  славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная  роль в создании и  деятельности славянских комитетов в России в 1858-78 годах.

Несмотря  на огромный вклад  в развитие русского самосознания, славянофилы  не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось  характером той космополитической  среды, из которой  многие из них вышли  и которая толкала  их в сторону либерализма. 

  1. Западники.

Западничество – сложившееся  в 1830-50х годах направление  русской общественной и философской  мысли, представители  которого, в отличие  от Славянофилов и  почвенников, отрицали идею своеобразия  и уникальности исторических судеб России. Особенности  культурного, бытового и общественно-политического  уклада России рассматривались  западниками главным  образом как следствие  задержек и отставания в развитии. Западники  полагали, что имеется  единственный путь развития человечества, на котором  Россия вынуждена  догонять развитые страны Западной Европы.

В менее строгом  понимании к западникам относят всех, ориентированных  на западноевропейские культурные и идеологические ценности. 

2.1. Предпосылки западничества

Своеобразными предшественниками  западнического мировоззрения  в допетровской России были такие политические и государственные  фигуры XVII века, как  московские бояре  — воспитатель  и фаворит царя Алексея Михайловича  Б. И. Морозов, главы Посольского приказа, фактически возглавлявшие русские правительства, — А. С. Матвеев и В. В. Голицын. 

    1. Философия и история западничества.

К общим чертам идеологии  западничества следует  отнести:

1) неприятие феодально-крепостнических  порядков в экономике, политике и культуре.

2) требование социально-экономических  реформ по западному  образцу: «западники... были убеждены, что  Россия должна  учиться у Запада  и пройти тот  же самый этап  развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила  европейскую науку  и плоды векового просвещения» (Лосский).

3) подозрительное отношение  к революционным  методам разрешения  социальных противоречий: представители 3. считали возможным  установить буржуазно-демократический  строй мирным путем  – посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы.

Информация о работе Западничество и славянофильство как течение российской общественно-политической мысли