Корпоративные медиа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

По данным Ассоциации корпоративных СМИ РФ, сегодня в России издается более пяти тысяч корпоративных газет и журналов суммарным тиражом в десятки миллионов экземпляров, ежегодные затраты на их производство и распространение превысили миллиард долларов. Как отмечает Д.Мурзин[1], богатство корпоративных изданий на современном отечественном рынке масс-медиа крайне редко сопровождается научно-теоретическим осмыслением практики развития данного типа СМИ. Но, тем не менее, корпоративные СМИ иногда становятся объектом для исследований. Так, в октябре-ноябре 2007 года, как нам известно, в стране было защищено, по крайней мере, три кандидатских диссертации, в которых изучен и систематизирован опыт издания ведомственных, производственных и вузовских средств массовой информации России.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

Контент анализ издания: Корпоративные медиа России

 

 

Каково издание, таково и  предприятие 
 
Корпоративные СМИ – обособленный вид печатных и электронных изданий современного российского медиарынка. Своеобразие этой прессы определяют, прежде всего, характер деятельности компании, четкая тематическая направленность на целевую аудиторию. Имиджевая и рекламная составляющая этих изданий определяет жанровую палитру, тематические предпочтения, содержание материалов, дизайн издания. Специфичная структура, содержание и сущность корпоративной прессы существенно отличает ее от массовых изданий. К тому же и журналисты-корпоративщики выполняют необычные функции, не свойственные журналистике общественной. 
 
По данным Ассоциации корпоративных СМИ РФ, сегодня в России издается более пяти тысяч корпоративных газет и журналов суммарным тиражом в десятки миллионов экземпляров, ежегодные затраты на их производство и распространение превысили миллиард долларов. Как отмечает Д.Мурзин[1], богатство корпоративных изданий на современном отечественном рынке масс-медиа крайне редко сопровождается научно-теоретическим осмыслением практики развития данного типа СМИ. Но, тем не менее, корпоративные СМИ иногда становятся объектом для исследований. Так, в октябре-ноябре 2007 года, как нам известно, в стране было защищено, по крайней мере, три кандидатских диссертации, в которых изучен и систематизирован опыт издания ведомственных, производственных и вузовских средств массовой информации России. 
 
Зачастую редакционные коллективы корпоративных изданий состоят из людей, не имеющих журналистского или филологического образования, людей, замкнутых пространством своего предприятия и поэтому находящихся в стороне от общих тенденций развития российской корпоративной журналистики. 
 
Основные черты и общие закономерности, определяющие содержание и форму данных изданий выявлены авторами в процессе исследования современных корпоративных изданий ведущих российских компаний. Мы провели анализ 28 печатных корпоративных СМИ (газеты, журналы, бюллетени, листовки) различной периодичности, участвующих в Национальном конкурсе корпоративных медийных ресурсов «Серебряные нити» (21 – 24 ноября 2007 г., г. Москва). 
 
При изучении медиа, представленных на конкурс, нами были использованы методы экспресс-анализа изданий, контент-анализ, текстологический анализ публикаций, а также сравнительно-сопоставительный метод. 
 
Металлургия, страхование, энергетика, пищевая промышленность, связь, транспорт, нефть, полиграфия, издания высокодоходных компаний и небольших заводов – таков разброс направлений корпоративных СМИ, отобранные для анализа. По изданию можно судить о предприятии. Можно даже сказать, что средство массовой информации – это лицо компании. Такие разные и непохожие газеты, но каждая из них – единственная на своем предприятии, которую знают, любят, читают. И она «рассказывает» о компании и ее сотрудниках так, как не расскажет о них никакая другая газета. В этом уникальность корпоративных медиа. 
 
Не заголовки, а штампы 
 
Содержание корпоративных изданий определяется спецификой деятельности компании. Унифицированные тексты, официальный стиль, неинформативные заголовки и жанровая бедность – все это характерно для большинства корпоративных медиа. 
Заголовки отражают корпоративные задачи. Например, в газете «Нижполиграф и я»: «Бумажный рынок буквально перевернулся». Информативные («говорящие») заголовки присутствуют в газете «УГМК-Холдинг. Вести». Много посредственных, сухих ни о чем не говорящих названий публикаций: «Хранители оборудования», «На отлично»[2], «Подарок молодежи города»[3], «Гарантия нашего спокойствия», «Риск можно снизить», «С «Южурал-АСКО» работать интересно»[4], «Играйте и выигрывайте»[5], «Итоги работы в мае», «Золотая медаль компании», «На новой технике», «12 дней счастья»[6]; «Завод должен иметь собственное лицо», «Организация комплексной пенсионной системы на предприятиях трансмашхолдинга», «Капитал, обогащающий душу», «Отдых в Ленинградской области»[7]; «Молодежь ТМХ»[8], «Качество работы выходит на первый план», «Нацелены на эффективную работу»[9], «Удачный старт!», «Ах, карнавал!», «Вахта: на старт!»[10], «Самый лучший подарок!»[11], «Полномочия продлены»[12] и многие другие. Значительная часть названий публикаций содержит экспрессию, но никак не останавливает внимание читателя. А ведь теоретики журналистики и психологии говорят, что хороший заголовок – 70 процентов успеха материала. 
 
Как нам представляется, в таких случаях нужны подзаголовки, конкретизация. В «Вестнике АСКО» материалы имеют конкретную тему, четкое направление в страховании, а заголовки, к сожалению монотонны и посредственны. Заголовки оторваны от темы материала и в газете «Чусовской металлург»: «Тревожный месяц август» (в материале представлена статистика появления людей на рабочем месте в нетрезвом состоянии за 6 месяцев)[13]. Или такие недвусмысленные заголовки: «Зимой должно быть тепло»[14]. Или зимой все-таки должно быть холодно? Не понятен и такой заголовок, как, например, «Квадратные метры социальной ответственности»[15]. 
 
В газете «Медногорский металлург» встречаются неоправданно длинные заголовки: «Новый ЦСК: «Вот и получилось, сделали, сумели, Бог помог, настойчивость и УГМК»[16]. В изданиях все еще можно регулярно встретить заголовки-слоганы и девизы социалистического строительства: «Кадры решают все», «Праздник со слезами на глазах»[17]. 
 
Но есть и находки. Например, можно отметить газеты «Заводские вести» (Пермский край) за заголовок «Ерш в зачет не идет» к заметке о соревновании по зимней рыбалке, «Стайки маленьких утят над заводом полетят» – фотофакт: рабочие на территории завода случайно обнаружили утиное гнездо. 
 
К сожалению, приходится констатировать: работники редакций корпоративных изданий не утруждают себя придумыванием оригинальных интересных названий публикациям. Кроме того, содержащиеся в газетах и журналах заголовки не работают ни на тактическую, ни на стратегическую цели выступлений. Ради чего публикуются тексты? Понятно, что сотрудники редакций в большинстве случаев хотят сформировать положительное общественное мнение о каком-либо явлении или факте. Но для этого нужен конкретный, не проходной заголовок, достойный внимания читателей. Штампы способны вызвать лишь иронию по отношению к редакционному коллективу. 
 
Отчет + канцеляризм = корпоративная газета? 
 
Стилистика материалов определяется однообразными унифицированными текстами, частым использованием канцеляризмов, иногда трудными стилистическими конструкциями: «На собрании был утвержден ряд позиций»[18], «От квалификации наших сотрудников зависит бесперебойный режим работы оборудования»[19], «Завод делает 51 процент всех CtP в мире»[20]; «Развитие энергетики – совместная задача энергокомпаний, промышленников и власти региона»[21]. Тексты-мнения превалируют, отсутствует аналитика и прогнозы, сухая статистика и отчеты («Нижполиграф и я», «Курская руда»). Надо отметить, что такой стиль един для большинства представленных изданий. Информация и развитие темы материала предсказуемы. 
 
Огромные тексты скучны, особенно если они переполнены, например, такими стилистическими конструкциями: «За многолетний, безупречный труд, профессиональное мастерство, в связи с вводом в эксплуатацию нового ЦСК Андрей Анатольевич вручил главному механику медно-серного комбината Валерию Анатольевичу Антыгину Почетный знак отличия за заслуги перед Уральской горнометаллургической компанией III степени»[22]. 
 
Длинным итоговым отчетам руководства отводится большая часть газетных площадей. Они трудновоспринимаемы и вряд ли читаются. Например, в газете «Вагоноремонтник» обращение Б.Ю.Богатырева «Преодолеть негативные тенденции» занимает почти две полосы из четырех. В этот сплошной текст не понятно с какой целью вставлена фотография с изображением российского и корпоративного флагов. Никаких регалий Б.Ю.Богатырева не указано. Из текста понятно, что это Борис Юрьевич. Бориса Юрьевича, очевидно, руководителя завода, знают все работники. Но в правилах хорошего тона журналистов – указать должность выступающего[23]. Кстати, в этой же газете простым перечислением имен без указания должности поздравляют всех сотрудников с днем рождения. 
 
В подавляющем большинстве случаев издания «отрабатывают» тему подробными, но «сухими» с точки зрения языковых средств отчетами с праздников, помещая 1-2 фотографии. 
 
Часто встречаются производственные обзоры, информирование о сотрудничестве, проектах, конкурсах внутри предприятия («Наша энергия», ОАО «Татэнерго», г. Казань; «Перспектива», ООО «Корпорация «Перспектива»», г. Пермь). Все это говорит о хорошем информировании сотрудников. 
 
Положительным является и то, что газеты, пусть непосредственно, но рассказывают о людях – работниках предприятия. «Нижполиграф и я» – газета о людях и про людей; «Курская руда» – газета о делах и людях предприятия, причем с увязкой к региональным событиям. В юбилейных выпусках корпоративных изданий в качестве положительного примера надо отметить портреты людей через их судьбу, связанную с производством, очерки о династиях («Открытые горизонты»). В публикациях показаны разные стороны жизни шахтеров: угольное производство, семья, отдых работников, культурные и спортивные мероприятия. И что самое важное – газета не злоупотребляет восхвалениями руководства. На первом плане – простые рабочие (в отличие от многих других корпоративных изданий, где на первой полосе – лица руководителей и их однотипные, неинтересные приветственные речи). По газетным публикациям, темам и фотографиям видно, что на этом предприятии чтят труд рабочих-горняков. 
 
Оригинальна идея рубрики «Герой номера» в газете «Экспресс» (Демиховский машиностроительный завод). Рубрика представляет портреты рабочих людей в несколько необычном ракурсе – рассказывает о талантливых поэтах, живописцах, музыкантах[24]. 
 
Дизайнеры и журналисты пытаются ввести что-то новое и оригинальное на страницы своих корпоративных изданий. Несколько необычна рубрика «Досуг» в газете «Вагоноремонтник» (ОАО Октябрьский электровагоноремонтный завод) – на последней полосе представлено творчество читателей. Но фотографии, запечатлевшие мосты и фонтаны не оригинальны, без подписи автора и названия[25]. Хорошая идея не получила законченного интересного оформления. 
 
Не понятой для нас осталась рубрика «Качественные новости» в газете «Экспресс». В каждом номере рубрика «дает урок». Так, из незатейливого рассказа о предназначении СМК (аббревиатура, принятая в данной корпорации. – Авт.) непосвященному сложно понять, о чем идет речь[26]. 
 
Стремление к оригинальности стало не совсем серьезным в материале рубрики «Несерьезный ликбез» «Решить жилищную проблему за 5 лет и построить дороги за 5 месяцев: планы администрации края»[27]. Тема обыграна детьми: дети говорят устами взрослых о взрослых проблемах. Неудачный подход. 
 
Встречаются случаи явного нарушения этики, например, в использовании, на наш взгляд, совершенно недопустимого обращения: «С первым апреля, дорогие дураки!»[28] 
 
Хорошим стилем, профессиональными, интересными текстами отличаются такие издания, как «Связист Северо-Запада», «УГМК-Холдинг. Вести», «Балтика». Эти издания рассчитаны на широкую аудиторию (выбор по рубрикам и тематическим полосам: производство, люди, общество, культура, спорт, проекты, отдых), отличаются хорошим уровнем подачи информации. 
 
Медиатексты в основном имиджевые, в них ярко выражена реклама, как, например, в изданиях «Вестник АСКО». Здесь все материалы со знаком «+», сообщается только о положительной стороне деятельности, приводятся положительные примеры. 
 
Отсутствует конструктивный диалог с читателями. Работники сами должны выступать на страницах газет с предложениями по улучшению деятельности предприятия. 
 
Удачно вписываются в структуру издания исторические хроники («Курская руда», «Открытые горизонты») и удачные фоторепортажи («Связист Северо-Запада»). Правильным ходом, по нашему мнению, можно назвать применение формы PR-текста «Вопрос-ответ». Даже если вопрос инициируется самой редакцией, то, как правило, он определяется интересом аудитории. 
 
В то же время, надо отметить такое качество исследуемых изданий, как доступность. Газеты просто и доступно разъясняют термины, например, используемые в страховании («Вестник АСКО»). 
 
Контент-анализ также выявил жанровую бедность многих ведомственных печатных СМИ. Преобладают протокольные отчеты, заметки, интервью, пресс-релизы, мнения, исторические хроники, вопросы и ответы, иногда автобиографии. Предпринимаются слабые попытки создания портретного очерка. Значительная часть публикаций написана официально-деловым стилем, большинство публикаций изобилуют излишними подробностями. Это связано с тем, что на страницах корпоративных медиа часто выступают рабочие, кадровики, специалисты других отделов. Все они не имеют представления о законах подготовки публицистических выступлений, поэтому, как нам представляется, задачей коллектива редакции местного СМИ является не только грамматическая, но и стилистическая правка таких текстов. В каждой редакции должны требования к авторам рукописей! Этот внутренний документ должен стать руководством к действию для каждого сотрудника газеты/журнала. Прежде чем требовать от остальных, качество работы надо требовать от себя. Каждый текст должен пройти стадию подготовки к публикации: стилистическую правку, перепроверку изложенных фактов, обрести красивый заголовок, соответствующую проблеме рубрику, избавиться от таблиц и графиков (такая необработанная информация только запутает читателя). К любому материалу желательна также яркая, работающая на заголовок, фотография. 
 
Кроме того, надо постоянно думать о формировании редакционного портфеля – архива подготовленных для печати рукописей, которые пока не могут быть опубликованы в силу разных причин. Скажем, одну и ту же тему не следует освещать чаще трех-четырех раз подряд, нужна пауза. Иногда под одной рубрикой можно опубликовать разные точки зрения на какую-то проблему и т.д. 
 
Как мы смогли выявить, содержание многих публикаций, к сожалению, под стать сопровождающим их нейтральным фотографиям. Фотографии должны дополнять содержание текста, а не отвлекать от него. Если говорить о зарисовках или интервью с известными читателям людьми, то надо отметить такую повсеместную проблему, как неоригинальность подачи информации. Модель следующая: достижения человека – его автобиография – его жизненные принципы. Вместо заголовка, как правило, лозунг или пословица: «Твой труд, шахтер, всегда в почете!»[29], «Субботник – дело общее»[30], «В альбоме мастера»[31], и т.д. 
 

Главная проблема: отсутствие всех проблем 
 
Корпоративное издание призвано заинтересовывать клиентов, привлекать инвесторов, стимулировать работников предприятия. Но по большинству исследованных газет и журналов этого не скажешь. 
 
Из содержания материалов ряда газет вообще непонятно, какие производственные задачи стоят перед предприятием. Если основные темы номера «спонсорская помощь комбината», «награды» и рубрика «ваше здоровье», то только название газеты «Медногорский металлург» подсказывает направление деятельности предприятия. Содержание газеты «Открытые горизонты» рассказывает о деятельности шахтеров, но названия рубрик этому не способствуют: «Поздравляем», «Знай наших», «Конференция», «Безопасность», «Новая техника», «Увлечения», «Сканворд», «Здорово». Темой номера газеты «Чусовской металлург» (Чусовской металлургический завод, Пермский край, г. Чусовой) стала акция «Щедрая грядка», организованная заводом, видимо, как благотворительная. На страницах этой газеты освещаются так же культурные и социальные проекты, проводимых ЧМЗ, такие как «Город детства» – создание детской площадки[32]. По всей видимости, газета ориентируется на жителей всего городка, так как большинство из них трудятся на этом заводе. Но темы несовместимы с корпоративными задачами. Непонятно также, на какую аудиторию ориентировано издание «Вестник ИЭК» (ООО Интерэлектрокомплект). Может быть, стоит газету обогатить девизом или слоганом: «газета для…»? 
 
Много публикаций, восхваляющих лучших сотрудников, – дифирамбы почетным работникам в газете «За калий» (ОАО Сильвинский, г. Соликамск)[33]. Передовыми статьями о передовых сотрудниках, передовых достижениях переполнена газета «Экспресс». Не понятны задачи компании. 
 
Складывается впечатление, что на предприятии все просто отлично, нет никаких проблем. Газета не делится производственным опытом, этого опыта нет, как нет предложений решения производственных задач. Показана только внешняя имиджевая сторона[34]. 
 
Более выигрышно в этом плане выглядит издание «УГМК-Холдинг. Вести», освещающее разные стороны деятельности предприятия и различные интересы аудитории. Мы считаем, что темы «Вестника АСКО» («АиФ АСКО») напрямую отражают задачи страховой компании. Тематика газеты (журнала) рассчитана на интересы разных категорий населения, заинтересованных в страховании (в журнале – тематические полосы по разным интересам аудитории). Издание простыми словами рассказывает о видах страхования, нововведениях в страховании, приводит комментарии специалистов – страховых агентов, юрисконсультов, топ-менеджеров, показывает работу, реальный опыт через достижения страховой компании «Южурал – Аско». Газета «Курская руда» представлена разнообразием материалов о производстве, комментариями специалистов, своевременным информированием о предстоящих событиях. А вот «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания», г. Санкт-Петербург) поистине для сотрудников. Отдельные номера посвящены, например, детальному разбору имиджа сотрудников. В пример издания для (потенциальных) клиентов можно привести газету «Связист Северо-Запада»: темы-рубрики для клиентов, актуальные проблемные комментарии компетентных лиц. Все это, на наш взгляд, способствует решению корпоративных задач. 
 
При знакомстве с изданиями сложилось впечатление, что главной проблемой всех предприятий или бизнес-структур, которым принадлежат СМИ, является отсутствие каких-либо серьезных проблем. Какую газету/журнал ни открой, практически везде речь идет о производственных достижениях, много места занимают отчеты с торжественных мероприятий (в которых главный герой – руководитель предприятия), интервью или зарисовки о передовиках производства. В таких публикациях, как правило, речь идет только о положительных сторонах дела, о том, какие трудности были преодолены на пути к успеху. Нельзя сказать, что проблемных материалов нет совсем. Они есть, но их удельный вес в общем объеме публикаций составляет менее одного процента. Что беспокоит сегодня рабочих? Например, из газеты «Чусовской металлург» (г. Чусовой, Пермская область) можно узнать, что главной проблемой местного градообразующего предприятия является пьянство сотрудников. Этому злу посвящена одна полоса из шести. Редакция поместила и описание собственного похмельного состояния одного рабочего, и вывод психолога и врача о том, что алкоголь вредит здоровью, и статистика выявлений злоупотреблением алкоголя на рабочем месте. Всего помещено четыре материала, главный пафос которых сводится к банальной теме «водка – это плохо, она мешает работе, поэтому пьянство – бой». Проблема банальна, редакционные решения тоже не оригинальны[35]. 
 
В некоторых изданиях (Арсенал», «Энергетик», «Энергия Северо-Запада») существует так называемая «горячая линия», по которой любой сотрудник предприятия может задать вопрос юристу, а по мере накопления материала ответы публикуются. Но в таких выступлениях содержатся ответы на вопросы, касающиеся расчетов пенсий, оформления недвижимости или земельных участков работников и ни слова нет о родном предприятии. 
 
Таким образом, на страницах анализируемых изданий очень часто отсутствуют проблемные материалы, предложения по исправлению ситуации, нет и обращений редакции к читателям с просьбой о начале дискуссии по определенным проблемам. Скорее всего, данная ситуация напрямую связана с позицией руководства предприятий, убежденных, что корпоративная газета не имеет право тратить бюджетные средства на критику. Причем на любую критику, а не только в адрес начальства. По нашему мнению, такое отношение руководства предприятия по отношению к местной, подручной, газете/журналу может стать причиной тому, что активное желание управляющего предприятием формировать свой имидж через корпоративное (читай собственное) СМИ может стать причиной обратного эффекта. 
 
Первая полоса всегда занята руководителем 
 
В чем заключается основная цель каждого корпоративного СМИ? Только ли в том, чтобы рассказывать своим читателям – работникам предприятия – как хорошо им живется? Только ли в том, чтобы улучшать имидж конкретного учреждения? Или постоянно рассказывать о директоре своей организации, брать у него длинные интервью, а затем, не вырезав ни запятой, непременно с одной и той же фотографией опубликовать в ближайшем номере? Например, газета «Вагоноремонтник» (Московская область) так и поступает. В каждом из четырех номеров, присланных для экспертного анализа, начальник постоянно на первой полосе. Иногда ее не хватает, и редакция щедро выделяет для выражения его позиции дополнительные площади. 
 
Излишнее внимание к начальствующим персонам может стать причиной понижения читательского внимания к корпоративному изданию из-за предсказуемости содержания очередного номера. Почти все из тех СМИ, что предложены для анализа, распространяются бесплатно и только в пределах своих учреждений, в среднем, тиражом около 1500 экземпляров. Интересно: проводил ли коллектив хотя бы одной редакции опрос или анкетирование среди читателей с целью выяснения, насколько они удовлетворены качеством ее материалов, какие рубрики пользуются популярностью, а какие нет, о чем бы хотели прочитать в газете/журнале? Уверены, такое исследование даст редакции много материала для размышлений. Но только коллектив редакции одной из проанализированных газет – «Наша энергия» (Республика Татарстан) – напрямую обратился к читателям с просьбой «помочь делать газету». С этой целью была введена специальная рубрика «Хочу сказать!». 
 
Отдельно хотелось бы остановиться на освещении больших корпоративных мероприятий. Но есть и такие СМИ, редакторы которых творчески подходят к делу. Так, газета «Связист Северо-Запада» (г. Санкт-Петербург) в №4 опубликовала большой репортаж, в котором журналист один день побывал рабочим, в №7 сообщила об итогах организованного совместно с администрацией предприятия конкурса детских рисунков «Телефон и Интернет – мои верные друзья» и опубликовала все 13 конкурсных работ. Один из присланных на конкурс номеров этого СМИ был тематическим, посвященным ежегодному конкурсу «Барышня-связистка». 
 
Проведение различного рода акций или конкурсов для корпоративных изданий может стать для редакции корпоративной газеты/журнала еще одним шагом для реализации своего творческого потенциала. Все дело в желании главного редактора и его подчиненных. 
 
Таким образом, чтобы корпоративные издания пользовались большой популярностью у аудитории, их сотрудники должны, прежде всего, заинтересовать читателей, предлагая им не банальное, а оригинальное информационное сопровождение ведомственных мероприятий. 
 
Проанализированные корпоративные медиа можно с полной уверенностью назвать «журналистикой информационного повода». Подавляющее большинство публикаций имеет ссылку на конкретную дату проведения мероприятия, о котором рассказывается. Далеко не во всех изученных нами изданиях можно найти материалы без информационного повода, в которых речь идет о каких-либо проблемах. Отсутствие критики и проблемных сюжетов в дальнейшем может привести к полной утрате внимания к изданиям данного типа со стороны читателей. 
 
*** 

Список  подвергнутых анализу изданий

 

1. Мурзин Д.А.Феномен корпоративной прессы / Д.А. Мурзин. – М.: Хроникер, 2005. – С.8. 
 
2. Нижполиграф и я. – 2007. – № 7 (30), № 2 (25). 
 
3. Медногорский металлург. – 2007. – № 31 (290). 
 
4. Вестник АСКО. – 2007. – № 2 (01). 
 
5. Вестник АСКО. – 2004. – № 11. 
 
6. Открытые горизонты. – 2007. – № 13 (347). 
 
7. Вагоноремонтник. – 2007. – № 7 (18). 
 
8. Экспресс. – 2006. – № 1 (10). 
 
9. Наша энергия. – 2006. – № 12 (85). 
 
 
10. Киришская PRO ГРЭСС. – 2007. – № 5 (37). 
 
11. Пермская нефть. – 2007. – № 17 (216). 
 
12. Волгателеком на связи. – 2007. – № 3 (25). 
 
13. Чусовской металлург. – 2007. – № 38 (4418). 
 
14. Чусовской металлург. – 2007. – № 38 (4418). 
 
15. Перспектива. – 2007. – № 1 (07). 
 
16. Медногорский металлург. –2007 – № 31 (290). 
 
17. Киришская PRO ГРЭС. 
 
18. Нижполиграф и я. – 2007. – № 7 (30). 
 
19. Нижполиграф и я. –2007. – № 2 (25). 
 
20. Нижполиграф и я. – 2007. – № 2 (25). 
 
21. Энергетик Заполярья. – 2007. – №3 (61). 
 
22. Медногорский металлург. – 2007. – № 31 (290). 
 
23. Вагоноремонтник. – 2007. – № 7 (18). 
 
24. Экспресс. – 2006. – № 1 (10). 
 
25. Вагоноремонтник. – 2007. – № 7 (18). 
 
26. Экспресс. – 2006. – № 1 (10). 
 
27. Перспектива. – 2007. – № 1 (07). 
 
28. Открытые горизонты. – 2007. – № 7 (341). 
 
29. За калий. – 2007. – № 34 (2533). 
 
30. Заводские вести. – 2007. – № 4 (74). 
 
31. Пермская нефть. – 2007. – № 17 (216). 
 
32. Чусовской металлург. – 2007. – № 38 (4418). 
 
33. За Калий. 
 
34. Нижполиграф и я. 
 
35. Мармазов С. Один день из жизни… / С. Мармазов // Чусовской металлург. – 2007. – 13.09. – С.6.; Горшенина Н. Тревожный месяц август / Н. Горшенина // Чусовской металлург. – 2007. – 13.09. – С.6. 
 
36. Наша энергия. – 2006. – № 5 (78).


Информация о работе Корпоративные медиа России