Ценообразование на рынке капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать особенности ценообразования на рынке капитала.

Объектом исследования является рынок капитала.

Предмет исследования: формирование цены в различных сегментах рынка капитала.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить рынок капитала и его функционирование.

2. Рассмотреть особенности ценообразования на рынке капитала.

3. Выяснить особенности ценообразования на рынке капитала в современной России.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.92 Кб (Скачать)

Рынок ссудного капитала подразделяется на денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими  операциями сроком до одного года. Рынок  капитала обслуживает среднесрочные  и долгосрочные операции банков. Он, в свою очередь, делится на ипотечный  рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными  бумагами). Субъектами финансового  рынка являются не только банки и  их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных  институтов.

Инструментарий  рынка капитала включает:

    1. Казначейские облигации, предназначенные для финансирования долгосрочной политики федерального правительства;
    2. Ценные бумаги государственных учреждений, которые эмитируются на основе специального разрешения правительства для финансирования различных типов социальных программ через финансовую систему;
    3. Муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти;
    4. Акции и облигации корпораций, эмитируемые частными фирмами. На рынке ссудных капиталов формируется спрос и предложение денежного капитала.

Рынок капитала как структурное звено рынка  факторов производства является типичным рынком. Принципы его организации  и механизм его функционирования:

    1. Объем спроса на физический капитал носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего;
    2. Максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта (MRP) и предельных издержек материального ресурса (физического капитала) — MRC, т.е. при оптимизации фирмой спроса на капитал действует правило MRP=MRC.

Спрос на капитал  на рынке факторов — это спрос  фирм на физический капитал, позволяющий  фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления — это спрос на инвестиционные фонды. Спрос на капитал выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов.

Предложение капитала возникает в основном со стороны  домашних хозяйств, а также предприятий  и государства. Домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме  вложенных денежных средств, предоставляют  капитал в пользование бизнесу  в форме материальных средств  и получают доход в виде процента на вложенные средства.

В связи с  тем что физический капитал может приобретаться в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование, следует различать плату за поток услуг капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли-продажи).

Стоимость использования  услуг капитала представляет собой  рентную (прокатную) оценку капитала. Она  может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала.

Цена актива представляет собой цену, по которой  единица капитала может быть продана  или куплена в любой момент.

На рынке капитала может сложиться и совершенная  конкуренция, и монопсония, и монополия, и взаимная монополия (дуополия), т.е. все основные типы рыночных структур. Монопсония и олигопсония имеют  место на многих предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Местный  молокозавод выступает по отношению  к колхозам и фермерам в роли монопсониста, так как других перерабатывающих предприятий поблизости нет, а при длительной транспортировке молоко скисает. Рыночное всевластие таких моно-псонистов-переработчиков служит важной причиной тяжелого положения отечественных сельскохозяйственных предприятий. Последние именно в силу монопсонической структуры рынка вынуждены мириться с навязываемыми им закупочными ценами.

Монополистический (олигополистический) тип рынка на рынках материальных ресурсов весьма распространен. Газпром, РАО «ЕЭС России», Транснефть, МПС и другие гигантские предприятия являются поставщиками ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Поэтому обычные для нашей страны жалобы директоров промышленных предприятий на то, что в годы реформ цены на электроэнергию, железнодорожные перевозки и сырье росли быстрее цен на готовую продукцию имеют под собой прочное теоретическое обоснование. Монополисты имеют возможность навязывать своим потребителям завышенные цены на поставляемые ресурсы.

При типичном для  России высоком уровне монополизации  ситуация, когда поставщиком тех  или иных материальных ресурсов выступает  один, а покупателем — другой монополист, отнюдь не является редкостью.

Поставщиками  капитала выступают домохозяйства, а потребителями — фирмы. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является аккумуляция небольших  сбережений домашних хозяйств в огромные суммы финансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма  предоставления капитала может быть разная — либо непосредственная, в  виде распространения акций новых  выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фирмам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предоставленным  средствам процент.

В экономической  литературе имеет место толкование процента в узком смысле (как платы  за предоставленный кредит) и в  широком смысле (как дохода, получаемого  в результате использования фактора  капитала).

В марксистской литературе процент рассматривается  как одна из форм прибыли. Последняя имеет два вида — предпринимательский доход и ссудный процент. Та часть прибыли, которую выплачивает заемщик собственнику капитала, называется ссудным процентом, оставшаяся часть — предпринимательским доходом.

Процент в современной  экономической теории чаще всего  рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его  промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. Таким образом, процент  представляет собой разновидность  дохода наряду с прибылью. Процент  — эта та часть дохода, которую  получает владелец капитала в течение  года. Если она выражается в процентах, то такой доход называется процентной ставкой.

По мнению К. Маркса, прибыль и процент есть такие формы прибавочной стоимости, которые скрывают неоплаченный труд рабочих, и отсюда следует вывод  о неизбежности экспроприации этого  неоплаченного труда у капиталистов — вывод, который выходит за рамки  исследования чисто экономической  теории и рыночных отношений. Западные теоретики ограничиваются анализом рынка и не делают политических выводов.

К. Маркс предполагал, что с развитием технического прогресса процент на капитал должен снижаться. Технических прогресс он связывал с ростом органического состава капитала - , который должен снижать норму прибыли

Так как процент, по мысли К. Маркса, есть часть нормы  прибыли, то и его величина вслед  за нормой прибыли должна снижаться.  

Однако этот прогноз не оправдался. Статистика последних 150 лет его не подтвердила. Причиной тому являются по крайней мере два обстоятельства:

    1. Технический прогресс далеко не всегда шел по линии роста органического состава капитала.
    2. Капитал в условиях, когда норма прибыли начинала падать, перебрасывался на производство нового продукта, на завоевание новых рынков. Такая стратегия обеспечивала устойчивые высокие доходы.

Кроме того, ускорение  научно-технического прогресса вызывало необходимость более динамичного  обновления производства, и вместе с ним усиливалось давление спроса на свободные деньги, что также  не могло способствовать падению  величины процента.

К. Маркс разграничивал  понимание капитала-собственности  и капитала-функции. Процент здесь  — это доход капитала-собственности, плата капиталисту за то, что он является его владельцем. А предпринимательский  доход — вознаграждение капитала-функции, присваиваемое капиталистом в связи  с его организационной деятельностью  по ведению бизнеса. С этой (широкой) точки зрения процент получает не только кредитор (ссудный капиталист), но и предприниматель, использующий в производстве свой собственный  капитал, так как он в одном  лице объединяет капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста. Процент, таким образом, выступает как  универсальная форма дохода капитала-собственности.

Помимо марксистского  толкования сущности процента в экономической  литературе широкое распространение  получили трактовка процента в рамках теории чистой производительности капитала и психологический подход к понятию  процента в теории предельной полезности.

Так, американский экономист И. Фишер, заложивший основы теории чистой производительности капитала, утверждал, что процент возникает  в результате обмена суммы текущих  благ на большую сумму будущих  благ. В результате производительного  использования капитала повышается эффективность производства, что  приводит к расширению выпуска конечного  продукта. Этот прирост выпуска и  является процентом.

Он выдвинул гипотезу относительно связи между  номинальной и реальной ставкой. Она получила название эффект Фишера, который означает следующее: номинальная ставка процента изменяется так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной. В математическом виде эффект Фишера принимает вид формулы:

i = r + п

где i - номинальная ставка процента, r - реальная ставка процента, пе (пи в степени е) - ожидаемый темп инфляции (в процентах). Так, например, если ожидаемый темп инфляции составляет 1% в год, то и номинальная ставка вырастет на 1% за тот же период, следовательно, реальная ставка останется без изменений. Таким образом, понять процесс принятия инвестиционных решений невозможно, игнорируя различие между номинальной и реальной ставкой процента. Простой пример: если Вы намерены предоставить ссуду на год в условиях инфляционной экономики, то какую номинальную ставку процента Вы установите? Если темп прироста уровня цен составляет, например, 10% в год, то, установив номинальную ставку процента 10% годовых по ссуде в 1000 долл., Вы через год получите 1100 долл. Но их реальная покупательная способность будет не той, что год назад. Ваш номинальный прирост дохода в 100 долл. будет «съеден» 10%-ной инфляцией. Различие между номинальной и реальной ставкой процента важно для понимания того, как заключаются контракты в экономике с нестабильным общим уровнем цен (инфляцией или дефляцией). 
 

Согласно мнению сторонников теории предельной полезности (восходящему к трудам австрийского экономиста Э. Бем-Баверка), процент возникает в результате психологического предпочтения времени. Человек так устроен, что для него ценность нынешних (сегодняшних) благ всегда гораздо выше, чем ценность аналогичных благ в будущем. Это связано с возможностью удовлетворения сиюминутной потребности или желания человека, а также с получением дополнительного дохода в результате разумного распоряжения имеющимися ресурсами. Именно эта возможность побуждает людей брать деньги в долг и платить за нее определенную цену в виде процента. Таким образом, процент есть компенсация за отказ от текущего потребления. Отношение суммы денег, которая будет возвращена к денежной сумме, полученной в заем, образует ставку процента.

Теория чистой производительности капитала описывает  события со стороны спроса на капитал. Предприниматель, использующий заемный  капитал, может выплатить проценты, только если его применение дало эффект, если на практике проявилась чистая производительность капитала. Теория предельной полезности, в свою очередь, описывает события  со стороны предложения капитала. Для лица, предоставляющего свой капитал  в пользование другому, эта сделка действительно выглядит как отказ от текущего потребления, заслуживающий компенсации в виде процента.

Современная экономическая  теория трактует процент как цену, которую люди платят за то, чтобы  получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые эти ресурсы можно купить. Учет фактора времени позволяет понять: чем продолжительнее время срочного вклада, тем выше доход на этот вклад в виде выплачиваемого процента.

Определить величину процента можно на основе теории спроса и предложения. С ростом спроса на капитал и уменьшением предложения  капитала уровень процента растет.

Представленный  график (рис.3) позволяет нам понять категорию процента как своеобразную равновесную цену (RE). Точка Е — точка пересечения кривых спроса на капитал (Dк) и предложения капитала (Sk). Здесь происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей, спрос на ссудный капитал и его предложение совпадают.

Необходимо различать  среднюю ставку процента, которая  определяется за длительный период времени, и рыночную ставку процента, складывающуюся ежедневно и подверженную частым колебаниям.

На величину процента и его колебания оказывают  влияние несколько основных факторов, к важнейшим из которых относятся:

Информация о работе Ценообразование на рынке капитала