Ценообразование в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:15, реферат

Описание работы

Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

Содержание

Рыночная экономика и ее основные черты…………………………3
Теория спроса и предложения………………………………………11
Эластичность спроса и предложения………………………………14
Ценообразование в условиях монополии………………………….19

Заключение…………………………………………………………..23
Список использований литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

031201 Реферат.Рыночные отношения.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

       Реферат

       по дисциплине: Микроэкономика

       Выполнили студентки группы №            

 
 
 

       Преподаватель:

       Должность:   
     

       Санкт-Петербург

       2007 г. 
     
     
     
     

Содержание: 

  1. Рыночная  экономика и ее основные черты…………………………3
  2. Теория спроса и предложения………………………………………11
  3. Эластичность спроса и предложения………………………………14
  4. Ценообразование в условиях монополии………………………….19
 

      Заключение…………………………………………………………..23

      Список  использований литературы…………………………………25 

 

    1.Рыночная  экономика и ее  основные черты 

      Рыночная  экономика представляет собой систему организации хозяйства, при которой потребители и производители, которые взаимодействуют в условиях рынка. Рынок является механизмом рыночной экономики.  Экономические исследования в рамках основного, неоклассического направления в ХХ в. существенно продвинулись вперед во многом благодаря Дж. М. Кейнсу. Его оригинальный подход к анализу национального хозяйства значительно расширил современные представление о характере функционирования рыночной экономики и привел к возникновению нового раздела экономической теории - макроэкономики, предметом изучения которой стали факторы, определяющие объем и динамику национального дохода, занятость, уровень цен, темпы инфляции, конъюнктурные циклы, темпы экономического роста. Традиционные проблемы теории ценности: согласование хозяйственных целей множества индивидуальных потребителей и производителей посредством рыночного ценообразования и механизм распределения национального дохода - выделились в другой раздел современной экономической теории - микроэкономику.

      Специфика микроэкономического анализа состоит  в том, что изучение общественного  хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев - отдельных  производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств).  Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения отдельных экономических субъектов.

      Микроэкономика  исследует цели и средства отдельных  экономических субъектов, условия  совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

      Микроэкономика  является одной из двух составных  частей современной экономической  теории. Предмет ее исследования - процесс  рыночного ценообразования и  его роль в национальном хозяйстве.

      Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство.

      Основным  методом экономического анализа  является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельных экономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, а результаты их совокупного взаимодействия - с помощью равновесных моделей. По степени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного и общего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами - статические, сравнительной статики и динамические.

      Полное  представление о механизме ценообразования  и его роли в национальном хозяйстве  можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия. Тем не менее, в дидактических целях изучение микроэкономики начинается с построения моделей поведения отдельных экономических субъектов и частичного равновесия1.

      Специфические черты российского рынка делают его отличным от рынка промышленно развитых стран. Как например, в развитых странах высокий уровень доходов имеют люди с высшим образованием, а в нашей стране  высокий уровень доходов присущ работникам, работающим в сфере торговли, в банковской сфере. Политика правительства в современных условиях направлена на рост экономической эффективности производства и соответственно повышения жизненного уровня трудящихся и населения. З последние годы многое сделано для того, чтобы российская экономика более походила на положение экономики в развитых странах. Наблюдается рост занятости населения в прогрессивных отраслях.

      В условиях рынка одним из основных инструментов  эффективного хозяйствования предприятия  становится маркетинговая  деятельность, которая представляет собой совокупность производственных и коммерческих процессов и операций, направленных на производство новых  конкурентоспособных товаров, их куплю-продажу с ориентацией  на спрос и получение целевой прибыли. Функции, которые выполняют маркетологи в процессе общественного воспроизводства, определяются уровнем развития сферы обращения, типом модели хозяйственной системы и ее состоянием. Они берут на себя  определение вида разрабатываемого товара, его цену, обеспечение качества, необходимого объема производства товара, его доставки в оговоренное  время и место, компенсации затрат на приобретение  и транспортировку, а также размещают заказы у изготовителя до начала производства работ и тем самым  создают условия, позволяющие кредитовать товаропроизводителя.

      В новых условиях рыночной экономики  в России существенно возросла социально- экономическая роль  маркетинга. Он стал нацеливать предприятия  на более глубокое изучение потребностей населения.  Потребитель постепенно превращается в центральную фигуру, интересам которой подчиняется производство.

      Таким образом, для маркетинга главным  становится то, что потребитель думает о своей покупке, в чем он видит  ее ценность, какие преимущества получает, приобретая тот или иной товар. Реализация подобных функций  означает не только подчиненность сферы производства сфере потребления, но и окончательное превращение маркетинга в необходимую деталь  хозяйственного механизма, обеспечивающего интересы производителя  и потребителя как основы роста эффективного производства. Основным направлением маркетинга является  определение ориентиров предприятия  на настоящие и будущие нужды  покупателей с  созданием приемлемого  предложения для удовлетворения  существенных потребностей и получения прибыли.

      При решении маркетинговых задач значительное место уделяется  характеристике потребителя, его покупательной способности, нуждам, поведению на потребительском рынке.   

      В условиях рыночной экономики необходимо постоянно повышать конкурентоспособность  продукции, что приведет к расширению рынка сбыта товаров и услуг и создаст фундамент для дальнейшего развития компании.

     Существует  ряд решений для повышения  конкурентоспособности. Например, снижение издержек, увеличение прибыли. Существуют и другие надежные и выгодные пути. Один из них – внедрение логического подхода оптимизации материальных, финансовых и информационных потоков как внутри фирмы, так и вне нее. То есть  речь идет о логистике как о факторе повышения конкурентоспособности фирмы.

     Концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении преимущества путем предложения дополнительных услуг и повышения  их качества. По мере применения данной концепции большинством фирм снижение издержек вновь может оказаться  первоочередным делом, но уже на другой основе.

     В условиях российского рынка на сегодняшний день изменилась расстановка сил, так как большинство зарубежных конкурентов-производителей освободили свои места  отечественны производителям. И теперь отечественные производители составляют конкуренцию друг другу в борьбе за потребителя.

      Лишь  определяя приоритетным направлением развитие стратегического планирования, включающего преимущественно инновационный  подход, производитель может добиться определенных успехов.

      Конкурентоспособность предприятия это способность осуществлять:

      Во-первых, эффективный экономический контакт с потребителями;

      во-вторых, контакт с поставщиками и конкурентами;

      в-третьих, сравнение с аналогами продукции, имеющимися на рынке.

     Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность изготавливаемого товара, производитель использует такие же критерии, которые применяет потребитель. Значит, при определении перечня товаров необходимо знать точку зрения покупателя. Лишь обладая определенными эксплуатационными и экономическими параметрами, товар будет интересен покупателю.

     Охарактеризовать  степень развития общества можно  рассматривая уровень развития конкурентоспособности, чем она выше, тем выше уровень  жизни в стране.

    Конкурентоспособность предприятияэто способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жёсткой конкуренции.

    Это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

    Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции. Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.

    Взаимодействие  с потребителями осуществляется через рынок, а именно через приобретение или реализацию товара, взаимодействие с поставщиками осуществляется через приобретение и реализацию ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами через систему определенных организационных мер, реализующих активность фирмы в конкурентной среде.

    Таким образом, современная рыночная система представляет собой многообразие смешанных форм и как любая система является компонентом другой системы более высокого уровня – национальной, региональной, мировой.

      Рыночная  система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяет структуру, или внутренне строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. Рыночная система прошла многовековые испытания и при всех ее недостатках обладает внутренним порядком, развивается по определенным законам, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

      Подобно любой саморегулирующейся экономической  системе рыночная система имеет  две тенденции в своем развитии.

С одной  стороны, она стремится сохранить  целостность, подчиняя себе элементы других систем или создавая недостающие  ей звенья, то есть, создавая некий порядок, укрепляющий ее организованность. С другой стороны, система, предоставленная самой себе, движется от состояния порядка, организованности, системности, к беспорядку, дезорганизованности, бессистемности.

      Так, неотъемлемый элемент рыночной системы – конкуренция – может вызвать концентрацию и централизацию капитала в руках отдельной фирмы, что приведет к монополизации экономики и подрыву рынка. Поэтому для сохранения целостности рыночной системы государству необходимо регулировать рыночные связи.

      В экономической теории термин «рынок»  имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это  механизм взаимодействия покупателей  и продавцов экономических благ.

      Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения. По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

      Функции обслуживания производства, обмена, потребления и распределения товара принадлежат рынку.

 

      Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одну из простейших форм обмена. Конечно, ему  еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии