Ценообразование в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, обьединивший в единую хозяйственную систему страши различные экономические уклады.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.35 Кб (Скачать)

  В конце 1947 г., с учетом некоторого повышения  темпов восстановления экономики, была введена политика "контролируемой свободы цен": предприниматели  получили право изменять цены, предупредив  об этом государственные органы, которые  могли отменить такие изменения. Однако уже в начале 1948 1. цены на товары были переведены на режим полной или частичной свободы установления.

  Вместе  с тем, в течение последующих  лет (1949-1957 п.) правительством Франции  были приняты шесть законов о  блокировке цен, что привело к  постепенному ужесточению ценового контроля.

  В 1960-1962 гг. осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 г. правительство  приняло решение о новой блокировке цен в связи с новой экономической  политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и  услуги.

  С 1965 по 1972 гг. государственное регулирование  цен осуществлялось через так  называемые контракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен. В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен - поддержание стабильности общего уровня цен.

  Программные контракты были направлены на то, чтобы способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с контрактами стабильное III ранее подвергались контролю. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.

  Контракты против повышения цен имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляции. При принятии предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.

  В 70-х годах правительство Франции  стало вновь применять систему  мер по блокировке и регулированию  цен. Так, во второй половине 1975 г. были временно заблокированы цены на все  товары и услуги государственного и  частного секторов экономики, а в 1976 г. цены в госсекторе могли повышаться только на заданное количество процентов. При этом государство заключало  контракты с предприятиями, по которым  последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию. На отдельных  этапах развития экономики блокировка охватывала все цены, т. е. замораживалось 100% цен. В случае, если прибыль предприятия  росла быстрее, чем цены, то они  облагались специальным антиинфляционным налогом.

  Между тем стало ясно, что система  жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала  себя" Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг. Одновременно затрудняется процесс инвестирования, и расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Ученые обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции во Франции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами.

  В мае 1973 г. правительство объявило о  либерализации цен на промышленную продукцию, в соответствии с которой  блокировка цен была отменена в большинстве  секторов экономики. Однако программа  либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе либерализации  цен были отобраны отрасли, где имелась  достаточно сильная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая  промышленность), а также отрасли, где в силу специфики производимых товаров не наблюдалось резких скачков  в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышленность), и, наконец, такие отрасли, которые  благодаря системе социального  обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).

  В течение первой половины 80-х годов  процесс либерализации цен продолжался  и к 1986 г. из-под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.

  Либерализация цен не означала полного прекращения  всякого вмешательства государства  в процесс ценообразования. Переход  от политики прямого вмешательства  в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе  глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для  экономики означал лишь изменение  формы вмешательства - переход от жестко "дирижистских" методов  к методам косвенного воздействия  на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен  было принято и другое решение  о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого  рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о "минимальных  цепах", либо о "рекомендуемых  ценах" на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.

  Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение почти 40 лет, способствовал на этапе инфляционного  развития экономики и низкой общемировой  конъюнктуры стабилизации экономики  страны.

  Либерализация цен привела к необходимости  изменения структуры государственных  органов по регулированию цен. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования  были представлены самостоятельным  департаментом, а затем он был  преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию  цен и ценовой конкуренции.

  В настоящее время во Франции имеется  около трех тысяч государственных  контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой  конкуренции департамента по конкуренции  Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров  составляет 10-12 человек).

  Основные  задачи государственных контролеров - наблюдение за государственной дисциплиной  цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования  и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решение о  санкциях к юридическим лицам, связанным  с нарушением законодательства по ценам.

  Испания. Государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

  Контроль  над формированием цен осуществляется Высшим советом по ценам при Министерстве экономики и финансов, являющимся рабочим органом Правительственной  комиссии по экономическим вопросам.

  Основными функциями совета являются: рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; выработка рекомендаций и представление в Правительственную  комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению  цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компании о результатах, рассмотрения вопроса  Правительственной комиссией; наблюдение за исполнением решений Правительственной  комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную  комиссию обоснованных предложений  по пересмотру действующих цен на товары и услуги.

  Государственное регулирование цен имеет следующие  формы:

  1. Разрешительные цены. Государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен. Такие цены устанавливаются на: соевое масло; электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива: фармацевтические товары; страхование в сельском хозяйстве; почтовые и телеграфные услуги; услуги телефонной связи; железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки; морские пассажирские перевозки в пределах страши, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.
  2. Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.
  3. Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев больниц, относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам.

  Во  всех случаях ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам или  в провинциальные комиссии, должны содержать: описание товаров и услуг, на которые предполагается повышение  цен; структуру издержек производства; описание способов реализации товаров  и услуг; действующие цены и тарифы на эти товары и услуги, а также  проектируемые новые пены и тарифы; основание роста издержек производства, а следовательно, увеличения цен.

  Список  товаров и услуг, цены на которые  подпадают под государственное  регулирование, значительно сократился в последние годы. Так, число отраслей экономики, где существовало активное вмешательство государства в  ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее время удельный вес устанавливаемых непосредственно  государством регулируемых цен в  общей структуре потребительских  цен составляет около 10%.

  Дания. Система ценообразования в Дании складывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие на формирование цен весьма ограничено и сводится главным образом к содействию формирования максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые сами устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как объемы производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т.д.

  Гибкое  применение системы потребительских  налогов позволяет правительству  влиять на уровень цен тех или  иных товаров и оказывать воздействие  на потребление в желательном  направлении (например, ограничивать потребление  спиртных напитков и т.д.).

  Цены  и тарифы в государственном секторе, масштабы которого невелики, определяются фолькетингом, муниципальными и городскими властями. Удельный вес устанавливаемых  непосредственно государством твердых  или регулируемых цен составляет около 6%.

  Основным  юридическим актом по ценообразованию  является Закон о конкуренции, принятый фолькетингом 1 нюня 1989 г. Надзор за деятельностью  монополий в области ценообразования  осуществляет Совет по вопросам конкуренции, члены которого назначаются министром  промышленности на четырехлетний срок.

  В случае нарушения порядка установления цен совет обязывает предпринимателя  в течение определенного срока (до одного года) ввести приемлемые цены на свою продукцию или использовать конкретные правила расчета этих цен. Если предприниматель отказывается предоставить совету необходимую информацию и при этом неоднократно и грубо  нарушает положения Закона о конкуренции, то совет может направить специальное  обращение Министерству промышленности с изложением своих предложений  о характере санкций по отношению  к нарушителю (штраф или арест  имущества). Тексты обращений публикуются  в печати.

  Хотя  в Дании фактически отсутствует  система государственных дотаций  к ценам, однако в сфере потребления  предоставляются государственные  субсидии на приобретение медицинских  препаратов. Но этот порядок рассматривается  в качестве элемента системы социального  обеспечения, а не как дотации  к цепам.

  Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма  сельскохозяйственной политики ЕС. При  этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной  поддержки фермеров, предусматривающая, в частности, предоставление государственных  гарантий на займы и льготные рентные  условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих  систем. Оказывается также помощь в виде льготных кредитов молодым  фермерам, купившим собственное хозяйство.

  Греция. Государственное регулирование в области ценообразования осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэкономической политики или в отдельных отраслях экономики.

Информация о работе Ценообразование в зарубежных странах