Ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы на различных типах рынка. Для достижения этой цели необходимо: рассмотреть сущность цен, факторы, на них влияющие, выделить особенности и способы ценообразования на различных типах рынка, определить условия, оказывающие влияние на выбор метода ценообразования предпринимателем.

Содержание

Введение
1. Формирование цены на макроуровне
1.1 Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики
1.2 Общественно-необходимые затраты труда (ОНЗТ) как основа цены. Факторы формирования ОНЗТ в рыночной экономике
1.3 Факторы формирования цены в рыночной экономике
2. Ценообразование на основе максимизации прибыли
2.1 Основы максимизации прибыли
2.2 Виды прибыли.
2.3 Функциональные особенности максимизации прибыли
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Введение

 

1.    Формирование  цены на макроуровне

1.1     Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики

1.2     Общественно-необходимые затраты труда (ОНЗТ) как основа цены. Факторы формирования ОНЗТ в рыночной экономике

1.3     Факторы формирования цены в рыночной экономике

 

2.    Ценообразование на основе максимизации прибыли

2.1     Основы максимизации прибыли

2.2     Виды прибыли.

2.3    Функциональные особенности максимизации прибыли

 

Список использованной литературы

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

     Целью курсовой работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование фирмы на различных типах рынка.

     Для достижения этой цели необходимо: рассмотреть сущность цен, факторы, на них влияющие, выделить особенности и способы ценообразования на различных типах рынка, определить условия, оказывающие влияние на выбор метода ценообразования предпринимателем.

   

1.    Формирование цены на макроуровне

 

1.1 Закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики

 

Закон стоимости  действует в системе экономических  законов товарно-денежных отношений. Через механизм рынка, систему СЭК  и, в первую очередь, цену, он оказывает регулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства.

     Закон стоимости определяет масштабы общественного труда и позволяет измерить результаты этих затрат. В соответствии с законом стоимости обмен товаров на рынке осуществляется по стоимости, что обеспечивает его эквивалентность. В экономике могут возникнуть условия, при которых нарушается это равновесие, что приводит к возникновению кризисов в стране.

     Закон стоимости: величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественными условиями производства, общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ), которые в свою очередь измеряются общественно-необходимым рабочим временем (ОНРВ) на производство товара (овеществленный в товаре труд производителя).

     ОНРВ - время, которое требуется для изготовления какого-либо продукта при нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности (напряженности) труда.

Общественно-нормальными  являются условия, при которых производится подавляющая часть товара, нужная для удовлетворения потребностей в данном виде продукта.

     Различия в формировании ОНЗТ и цены в плановой и рыночной экономике:

1.    В  плановой экономике осуществлялось  административное воздействие через  государственные органы на формирование ОНЗТ и производилось жесткое регулирование системы цен. К ОНЗТ относились усредненные затраты, не ориентированные на научно-технический прогресс, потери, излишние запасы, что приводило к завышению цен, препятствовало эффективному производству. В результате сфера деятельности закона стоимости была ограничена, и постепенно это привело к негативным последствиям в экономике, созданию кризисной обстановки.

2.    В  рыночной экономике закон стоимости  проявляется в полной мере  через систему СЭК. Это влияет на экономические интересы участников рынка, на создание условий для развития НТП, роста эффективности, снижения ОНЗТ на единицу продукции.

 

1.2  Общественно-необходимые затраты  труда (ОНЗТ) как основа цены.

 

     Факторы формирования ОНЗТ в рыночной экономике ОНЗТ являются составной частью стоимости. Уровнем ОНЗТ определяется количественная характеристика стоимости. ОНЗТ определяют базу цены, ее уровень и динамику.

     Величина стоимости товара, определяемая ОНРВ, изменяется вместе с изменением производительности труда. Например, НТП приводит к снижению ОНРВ на ед. продукции и, в результате, к снижению стоимости единицы продукции.

     Факторы формирования уровня и динамики ОНЗТ в рыночной экономике делятся на следующие основные группы:

1 группа. Уровень техники и технологии. Влияние этой группы факторов зависит от вида отраслей (с высокой, средней и низкой эффективностью).

2 группа. Уровень организации производства. Для разных отраслей характерны разные формы организации производства (концентрация, специализация, диверсификация, кооперирование, комбинирование). Форма организации производства влечет за собой разный уровень экономической эффективности и разный уровень ОНЗТ.

3 группа. Уровень организации труда, квалификации и образования.

4 группа. Структура производства. Разные отрасли и товары требуют различных затрат общественного труда на производство, поэтому возникают различия по отраслевой структуре. Выделяют смешанные, материалоемкие, капиталоемкие и энергоемкие отрасли.

5 группа. Природные факторы (удорожающие). Влияние этих факторов в различных отраслях сказывается по-разному, что приводит к отличиям в затратах на производство по регионам и предприятиям. ОНЗТ формируются регионально, цены территориально дифференцированы.

6 группа. Географические (удорожающие). Реализуются через формирование транспортных расходов.

 

1.3 Факторы формирования цены в рыночной экономике

 

Все факторы, влияющие на образование цены в рыночной экономике  принято делить на 3 группы:

•    Базовые  факторы - различные производственные и непроизводственные затраты. Изменение цен под воздействием этих затрат происходит том же направлении, что и изменение затрат.

•    Конъюнктурные  факторы - являются следствием изменения  рынка и зависят от макроэкономических условий, спроса потребителей и т.п.

•    Регулирующие факторы - определяются степенью вмешательства  государства в экономику.

Кроме того, факторы, влияющие на формирование цены в рыночной экономике целесообразно делить на 2 группы:

•    Внутренние - факторы, определяющие уровень и  динамику ОНЗТ (по экономической природе - это производственные факторы). Внутренние факторы зависят от самого производителя (например, качество производимой продукции, эффективность рекламной деятельности, особенности производственного процесса, специфика жизненного цикла товара, длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем). Они в значительной мере определяют уровень и динамику цен.

•    Внешние - факторы, не зависящие от предприятия. К внешним факторам, влияющим на отклонение цены от стоимости, относят политические, экономические, психологические, социальные факторы. Например, степень политической стабильности, уровень и характер конкуренции на рынке, соотношение спроса и предложения, характер эластичности спроса, мода и престижность товара, факторы национальных и климатических особенностей, психология поведения покупателей, участие государства в формирование цены и др.

     В рыночной экономике все ценообразующие факторы действуют в совокупности. Это предопределяет формирование цен как единого экономического механизма.

 

Закон стоимости: величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественными  условиями производства, общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ), которые в свою очередь измеряются общественно-необходимым рабочим временем (ОНРВ) на производство товара (овеществленный в товаре труд производителя).

     Факторы формирования уровня и динамики ОНЗТ в рыночной экономике: а) уровень техники и технологии; б) уровень организации производства; в) уровень организации труда, квалификации и образования; г) структура производства; д) природные факторы (удорожающие); е) географические (удорожающие).

     Факторы формирования цены в рыночной экономике:

а)    базовые - различные производственные и непроизводственные затраты; конъюнктурные факторы - являются следствием изменения рынка;

б)    внутренние - факторы, определяющие уровень и  динамику ОНЗТ; внешние - политические, экономические, психологические, социальные факторы.

     В рыночной экономике все ценообразующие факторы действуют в совокупности. Это предопределяет формирование цен как единого экономического механизма.

 

2. Ценообразование на основе максимизации прибыли

 

     Если на рынке действует фирма, например, акционерное общество, выпускающая однородную продукцию, то компании для максимизации прибыли необходимо в соответствии с конъюнктурой рынка определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену и издержки на средства производства.

     Фирма обладает значительной долей производства и сбыта данной продукции на отраслевом рынке. При этом рынок характеризуется несовершенной конкуренцией – рост производства в результате насыщения рынка вызывает уменьшение цены единицы продукции (олигополия). В таких условиях увеличение производства сверх определенного уровня может привести к уменьшению прибыли.

     Ценообразование на основе максимизации прибыли опирается на разработку стратегического плана развития фирмы, основанного на анализе рынка и определении оптимального объема производства продукции.

     Для достижения этой цели соответствующие подразделения фирмы должны произвести необходимые расчеты для максимизации прибыли.

     В частности:

- Отдел маркетинга, исходя из эластичности спроса, рассчитывает зависимость цен  и дохода от объема производства  и сообщает эти данные собранию акционеров.

- Отдел труда  на основе предельной производительности  работника определяет необходимое  число занятых при различных  объемах производства с учетом  того, что привлечение новых работников  приводит к увеличению зарплаты  вследствие повышения спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, приводит к росту издержек и снижению прибыли. Расчеты отдела труда передаются в бухгалтерию.

- Бухгалтерия  определяет сумму общих издержек (себестоимости) и предельных  издержек при разных планах  производства. На основе этих данных и информации отдела маркетинга собрание акционеров принимает решение о наиболее выгодном плане выпуска продукции, цене, численности персонала, необходимости привлечения банковских кредитов, ставке дивиденда, массе дивиденда, чистой прибыли, номинальной стоимости акций.

Каждое подразделение  выполняет свои функции и составляет отчет о своей деятельности.

 

 

 

 

2.1   Основы максимизации прибыли

 

     Прибыль – конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов. Получение прибыли – цель деятельности любой коммерческой организации. Максимизация прибыли - главная задача в стратегическом плане. Следует учесть, что в операционном периоде можно и даже нужно жертвовать частью прибыли для ее максимизации в стратегическом периоде.

Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является источником финансирования капиталовложений, осуществления воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

     Прибыль от реализации продукции – финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.

Таким образом, происхождение  прибыли связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия и включает в себя оплату труда и прибыль.

     Объем реализации = Материальные затраты + Валовой доход =

= Издержки производства (себестоимость) + Чистый доход

Валовой доход = Оплата труда + Прибыль

     Общая масса прибыли, получаемой предприятием, зависит, с одной стороны от объема продаж и уровня цен, установленных на продукцию, а с другой, от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

     Следовательно, максимизация прибыли может опираться на эти два фактора.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сформировать ценовую и товарную политику.

     Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

    

2.2   Виды прибыли.

   

      Балансовая прибыль – состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.п.)

     Валовая прибыль – балансовая прибыль минус или плюс финансовый результат от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Информация о работе Ценообразование