Ценовая эластичность. спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки.

Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Цена. Виды цен.………………………………………………….……………….5

Спрос……………………………………………………………………………...6

Понятие эластичности.…….……………………………………………..……..12

Влияние и зависимость спроса от предложения………………………………16

Заключение...…………………………………………………………….………20

Расчетная часть…………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач ценообразование.doc

— 408.50 Кб (Скачать)

       Увеличение  спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает  эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами - это «движение» по кривой Спроса. Факторы, описанные выше, способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.

 

                                 

       Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

 

       Понятие эластичности.

       Эластичность  спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может  быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

       Зависимость объема спроса на товар от изменения  цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Например, подорожание коробка спичек с 1 коп. до 5 коп. (то есть в 5 раз!) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший товар.

       Графически  различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью (эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия.

       

       Наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба координатных осей, и потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду кривой. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы осей. Hа следующих двух графиках изображена одна и та же функция спроса, но при разном масштабе осей.

       

 

       Судя  только по внешнему виду (углу наклона) можно сказать, что на первом графике изображен неэластичный спрос, а на втором - эластичный. Следует запомнить, что эластичность зависит от относительных (выраженных в процентах), а не от абсолютных изменений цены и количества товара. Применение процентов при исчислении коэффициентов эластичности позволяет исключить влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и так далее) на величину эластичности.

       В случае линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от наклона к координатным осям эластичность спроса будет различной на разных участках.

       При одинаковых абсолютных изменениях цен ( P) на всем протяжении линии d одинаковыми будут и изменения объема спроса ( Qd), то есть Q/ P = const. Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке P' (В отношении Q/Q : P/P при постоянных числителях первая дробь при движении к (·) P' увеличивается, а вторая - уменьшается). В нижней части графика ситуация обратная. Первая дробь уменьшается, а вторая увеличивается. В результате абсолютное значение коэффициента эластичности уменьшается, стремясь к 0 в точке Q'. И только в середине графика, в точке N (Q'/2 ;P'/2 ) эластичность спроса будет равна единице.

       

       Естественно, при нелинейном виде функции спроса ее можно задать так, чтобы на любом  участке кривой спроса эластичность была равна единице (при том, что отношение Q/ P будет меняться на всем ее протяжении).

       

       Кроме эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним, прежде всего, относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода.

       Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если коэффициент эластичности > 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при коэффициенте эластичности < 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < коэффициент эластичности < 1), второй необходимости (коэффициента эластичности = 1), и предметы роскоши (коэффициента эластичности > 1).

       Hа  эластичность спроса оказывают  влияние также другие факторы:

  1. Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).
  2. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
  3. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
  4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.
  5. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
  6. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

       Эластичность  спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

 

       Влияние и зависимость  спроса от предложения 

 

       Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой. Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и вытеснять некоторых потребителей с рынка.

       Избыточное  предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и привлекут на рынок дополнительных покупателей.

       Потребитель - экономический агент сделки. А  с другой стороны - продавец (или  производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:

 

                                                     

       точка А характеризует ситуацию, когда  при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В - наоборот, при повышении цены - больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую  переменную - объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.

       Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены.

       Важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

  1. цены факторов производства (ресурсов);
  2. технология;
  3. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
  4. размер налогов и субсидий;
  5. количество продавцов и пр.
 

        

       Движение  вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем  выше цена, тем выше величина предложения  и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

       Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно  происходит под влиянием неценовых  факторов, определяющих функцию предложения.

 
 

       На  конкурентном рынке равновесие спроса и предложения устанавливается  по следующим правилам:

  1. увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены. Так и равновесного количества товаров.
  2. уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товаров.
  3. рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.
  4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

           

       Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при  которой количество товаров и  услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.  
    На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.
 
 

       Заключение

       Согласно  закону спроса при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция  потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

       Экономисты  измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя  концепцию ценовой эластичности. Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:

Информация о работе Ценовая эластичность. спрос