Дифференциация цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Содержание

Введение
Принципиальные отличия системы плановых и рыночных цен, их преимущества и недостатки. Изменение системы цен при переходе к рынку. Либерализация цен и её последствия
Дифференциация цен. Установление дискриминационных цен
Практическое задание
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ценообр пау вар 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1

Принципиальные  отличия системы плановых и рыночных цен, их преимущества и недостатки. Изменение системы цен при переходе к рынку. Либерализация цен и её последствия

4

2

Дифференциация  цен. Установление дискриминационных  цен

9

3

Практическое  задание

15

 

Заключение

17

 

Список использованных источников

18


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Высокая цена означает, что  вещь дорогая, и ее покупка требует  больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.

 

1 Принципиальные отличия системы плановых и рыночных цен, их преимущества и недостатки. Изменение системы цен при переходе к рынку. Либерализация цен и её последствия

 

Ценообразование - процесс  формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы  ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

Рыночное ценообразование  представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть уже упоминавшегося затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

 Процесс ценообразования  складывается из ряда последовательных  этапов:

1. Выявление факторов  внешней среды, влияющих на  уровень цены.

2. Постановка целей  ценообразования.

3. Выбор метода ценообразования.

4. Формирование ценовой  стратегии предприятия.

5.  Разработка тактики  ценообразования.

6.  Установление первоначальной цены на товар.

7.  Рыночная корректировка  цены.

8.  Страхование цены  от неблагоприятных внешних воздействий. 

Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под  влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

 Товародвижение - это  процесс, обеспечивающий доставку  товаров конечному потребителю.  Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:

  • прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
  • косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
  • смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.

Политика и практика ценообразования коренным образом  меняются с переходом к социализму. В переходный период от капитализма  к социализму пролетарское государство  овладевает механизмом ценообразования и активно использует его в качестве инструмента ограничения и вытеснения буржуазии, преобразования мелкотоварного уклада, развития и укрепления социалистического хозяйства, повышения уровня жизни трудящихся масс. В. И. Ленин рассматривал деятельность Советского государства в области ценообразования, как важную составную часть борьбы за социализм: «Только тогда, когда Комиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия, национализировал все товары, установил цены, — только тогда мы вплотную подходим к социализму».

В переходный период сформировались основы советской политики цен, были определены принципы планового ценообразования, впервые созданы органы пролетарского  государства по регулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал функционировать  в конце 1918).

Плановое ценообразование  — один из инструментов экономического управления в руках социалистического  государства. Опираясь на общественную собственность на средства производства и планомерное развитие хозяйства, сознательно используя систему  экономических законов (в т. ч. и закон стоимости), оно определяет развитие основных ценообразующих факторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров и услуг, планирует изменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях социализма плановое ценообразование охватывает: установление цен (подготовка проектов прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение); планирование и прогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых различными органами (например, республиканскими или местными) цен на одинаковые товары и услуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью применения утвержденных цен (за соблюдением государственной дисциплины в области цен).

 Плановая цена, как  специфическая категория госпредприятий  характеризуется следующими особенностями.

1. Плановая цена выражает  собой социалистические производственные  отношения. Цена при социализме  используется в качестве инструмента  планового управления производством,  поскольку пропорциональная связь  между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.

2. Плановая цена определяется  не только до реализации товаров.  но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.

3. Плановая цена служит  интересам развития хозрасчетной  самостоятельности предприятий,  так как через цену происходит  возмещение материальных затрат  и получение чистого дохода, созданного  трудовыми коллективами.

Либерализация экономики, т.е. снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, – ключевой момент в переходе от командной, планово-распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, дерегулирование экономики – демонтаж институтов планово-распределительной системы, ограничивающих экономическую свободу, в том числе снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, т.е. либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям были предприняты в 1992 г. Собственно, достигнутый тогда уровень экономической свободы, положивший начало глубоким институциональным преобразованиям.

 Главный элемент  указанных процессов – либерализация  цен. Не случайно во всех  программах перехода к рынку  ключевая точка – D-day, по терминологии  У. Нордхауза, – день отпуска  цен, прекращения действия цен,  устанавливаемых государством, и перехода к свободному формированию цен продавцами и покупателями.

 Почему это так?

 Во-первых, это наиболее  ответственный шаг, конкретные  последствия которого предвидеть  трудно, хотя заведомо ясно, что  поначалу эти последствия будут  негативны: скачок инфляции, снижение уровня жизни, адаптационный кризис производства. Поэтому большинство других мероприятий программ направлено либо на предупреждение этих последствий, либо на их смягчение и сокращение post factum.

 Во-вторых, этот шаг  должен в короткие сроки привести к решению наиболее одиозных проблем командной экономики: устранение товарного дефицита, оздоровление бюджетов всех уровней путем ликвидации в них дотаций к твердым ценам, запуск механизма спроса и предложения. В сущности это запуск рыночной экономики, за которым начинается ее саморазвитие.

 В-третьих, это изменение  основных установок поведения  экономических агентов.

 Накануне и после  либерализации цен велось много  дискуссий о ее значении, о  времени проведения и т.п. Ведь  процесс освобождения цен начался давно и к моменту официального решения стал фактом, который этим решением был лишь легализован. Да и вообще, зачем преувеличивать роль этого акта, есть много других не менее важных.

 На самом деле  речь идет о важнейшем институте  рыночной экономики. Свободные цены именно институт, более всех других влияющий на поведение. Контролируемые цены влекут за собой действие закона "дать меньше – получить больше". Дефицит – прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен – крупнейшее, революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ, хотя оно может занимать совсем мало времени.

 Возможны два варианта  либерализации цен – поэтапный  и единовременный. Поэтапный был  предложен в программе "500 дней", а также в ряде вариантов  программы правительства, хотя  главным в его плане в конечном  счете оказался единовременный  административный пересмотр цен, традиционно проводившийся в советской экономике и никакого отношения к рыночным реформам не имевший. Правда, сторонники этого варианта уверяли, что пересмотр цен снимет основные диспропорции и облегчит шок от последующей либерализации.

 Единовременная либерализация  цен – разовый акт, имеющий  то преимущество, что дополнительные  диспропорции, порождаемые разрывом  между этапами в случае поэтапной  либерализации, здесь отсутствуют.

 По сути в Казахстане был реализован смешанный вариант, в основном единовременный, но в некоторых секторах – поэтапный.

 

2 Дифференциация цен. Установление дискриминационных цен

 

В реальной жизни мы сталкиваемся с разными ценами на абсолютно  один и тот же продукт и разными  ценами на товар, дифференцированный по каким-то признакам (качество, местоположение, сервис, время, реклама и пр.) Различия цен объясняются либо ценовой дискриминацией, либо дифференциацией продукта. За дифференциацией цен может скрываться ценовая дискриминация, которая во многих странах запрещена. Однако доказать ее наличие не так просто, хотя на практике имеются такие случаи, в частности, когда дифференциация цен ограничивает конкуренцию.

Дифференциация цен  проявляет себя в разных формах. К ним относят:

  • Региональную дифференциацию цен;
  • Краткосрочную временную дифференциацию;
  • Дифференциацию на основе различной продукции;
  • Дифференциацию цен на основе покупок в «пакете» (ценообразование в «связке»);
  • Дифференциацию цен по количеству покупаемого продукта («нелинейное ценообразование»);
  • Дифференциацию цен по признакам покупателей:
  1. Возраст (дети, взрослые, пенсионеры);
  1. Доход и образование (школьники, студенты пользуются льготными проездными билетами);
  2. Профессиональные признаки. Льготные цены на книги, персональные компьютеры для учителей, особые цены для работников предприятия.
    • Дифференциация цен по каналам сбыта. Цены варьируются в с целью привлечения покупателей. Простой формой такой дифференциации цен является установление цены на одинаковый продукт на одном канале выше, чем на другом;
    • Дифференциация цен по направлениям использования продукта. Например, цена на пищевую соль выше, чем на ту же соль, используемую в производстве.
    • Дифференциация цен по прочим признакам, к которым можно отнести:
  3. Индивидуальные ценовые переговоры. Тот, кто умеет торговаться, платит меньше;
  4. Сокращение мест продажи. Например, железнодорожный билет для путешествия по Европе можно купить только в США. Это ограничивает долю путешествующих, которые заранее планируют отпуск по железнодорожной дороге. Эта группа клиентов платит меньше за проезд, чем те, кто ездит по этим же маршрутам постоянно;
  5. Заключение договора по каталогу. Дифференциация цен через каталог может увеличивать прибыль.
  6. Доверие к клиенту. Покупатель впервые покупает товар или он приобретает его постоянно;
  7. Налоги, пошлины. Например, брутто-цена на «BMW 318» в Дании благодаря налогам вдвое выше, чем в Германии;
  8. Параллельный импорт. Покупка товара в одной стране по низкой цене и продажа его в другой стране по более высоким ценам.

Информация о работе Дифференциация цен