Факторы, влияющие на политику цен на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует:
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 165.79 Кб (Скачать)
 

Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует: 
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;

- верхний  предел, обусловленный платежеспособностью  покупателя и его готовностью купить товар. 
 
 

ЦЕНА, денежное выражение  стоимости  товара.  При  рыночной  экономике  
конкретные цены складываются под воздействием спроса  и  предложения,  а  
также  других  факторов  конъюнктуры.  Основные  виды  цен  -оптовые,  
розничные.
 
 

4. Факторы, влияющие  на политику цен  на предприятии 

Для решения  задач ценовой стратегии необходимо тщательно изучить и проанализировать обширную информацию, которую можно  свести в шесть блоков.

1.   Информация о рынке в целом. Здесь следует изучит следующие вопросы: каковы сегменты рынка, где может быть продан товар (поиск ниши); на какие группы покупателей можно рассчитывать; каков объем рынка; перспективы роста продаж; каким образом взаимодействуют друг с другом отдельные сегменты рынка.

2.   Информация о конкурентах на рынке. Только после того, как выяснилось, что рынок открыт для товара необходимо получить следующую информацию: какие конкурирующие товары продаются; особенности требований покупателей. Эта проблема особенно сложна поскольку запросы покупателей весьма динамичны: каковы возможности изменения цен; изменяется ли доля рынка отдельных товаров; объем доли рынка конкурентов; финансовое положение конкурентов; каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка в частности, внедрение товаров вашего предприятия на рынок.

3.   Информация о ценах. В данном блоке необходимо получить информацию и проанализировать следующие данные: каковы цены конкурентных товаров, какова система цен на донном рынке; имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене; какова эластичность спроса на данном рынке; каковы возможности использования ценовых инструментов для стимулирования сбыта и увеличения объема продаж.

4.   Информация о правительственной политике. В этом блоке обращается внимание на следующие проблемы: оказывает ли правительственная политика влияние на рынок и в чем оно выражается; какое воздействие оказывает правительственная политика на отдельные фирмы; какие фирмы являются основными поставщиками для правительственных организаций; можно ли рассчитывать на правительственные заказа, финансовую поддержку, твердые цены.

5.   Информация о производственных затратах. Здесь необходимо оценить внутренние возможности производства и сопоставить их с условиями, которые диктует рынок в частности: возможные объемы производства и складские запасы фирмы в настоящее время; уровень затрат при имеющимся уровне производства; необходимо учесть особенности структуры затрат, динамику отдельных статей затрат, их зависимость от внутренних и внешних факторов; исследовать влияние на затраты, оказываемое изменением объема производства. Нужно обратить внимание на уровень и долю постоянных расходов, оценить их влияние на цену. Есть ли необходимость изменить методику расчета себестоимости, например, перейти на калькулирование по сокращенным (переменным) затратам. Оценить насколько имеющаяся информация о затратах соответствует задачам ценообразования.

6.   Информация о выручке от продаж товаров и прибыли. Это итоговый блок информации. При его изучении следует иметь в ввиду, что он дает ответ на вопрос о конечной цели предпринимательства и целесообразности выхода на рынок. Здесь рассматриваются и изучаются следующие проблемы: соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами; воздействие объема производства на выручку от продажи и прибыль; влияние на выручку от продаж, оказываемое мерами по стимулированию сбыта (реклама, скидки и т.д.); рентабельность данного товара, отличается ли она от аналогичного показателя у конкурентов.

5. Организация анализа  цен на товары  и услуги на  предприятии 

Механизм ценообразования  представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Формирование  цены можно представить как процесс, рамками которого служат принципы ценовой  политики предприятия: цель предприятия  → стратегия предприятия →  цель ценообразования → стратегия  ценообразования → методы → ценообразования  →решение о величине цены.

Цель и стратегия  предприятия составляют экономическую  политику предприятия, а цель и стратегия  ценообразования образуют ценовую  политику. В связи с этим ценовую  политику предприятия можно определить как ряд вытекающих из политики предприятия сравнительно постоянных принципов, которые применяются при решении вопросов, связанных с установлением цен.

Ценовая стратегия  предприятия выражает альтернативные способы достижения определенной цели при необходимости принятия решения  о цене. В рамках определенной ценовой  политики возможны разные стратегии.

Методы (тактика) ценообразования означают те почти  стандартные, основанные на знаниях  и опыте, или на расчетах затрат правила  и схемы, которые применяются  при формировании цен[4].

Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, - это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных  методов ценообразования. Ценовые  решения на предприятии рождаются  как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов  ценообразования.

Для успешного  определения ценовой политики и  принятия отдельных решений о  величине цены необходимы эффективная  организация всего этого процесса и распределение ответственности  и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной  структуры и границ ответственности  важно потому, что недостаточно слаженно работающая оргструктура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.

Процесс ценообразования  должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует  использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.

На малых предприятиях и предприятиях, производящих и реализующих  узкую номенклатуру продукции, ценовую  политику определяют владельцы предприятий  или их руководство.

На крупных  предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую номенклатуру продукции, организация процесса принятия решений в области ценообразования  является очень сложной задачей.

Здесь необходимо решить, кто будет принимать решения  о ценах, и на каком уровне организационной  структуры они будут приниматься. Ценовую политику нецелесообразно  отдавать на откуп какой-либо отдельной  службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать  представители производственного  и проекто-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации.

После того, как  определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные  виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной  структуры.

Между представителями  различных служб предприятия  по вопросам ценообразования могут  возникнуть расхождения мнений. Так  руководитель службы сбыта наверняка  захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг. Цена имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба. потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.

Заключение 

Цена на продукт  является для предприятия не только важным фактором, определяющим его  прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Это и обуславливает выработку соответствующих подходов к установлению уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи дело далеко не простое. Оно предполагает учет многих факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно. Действительно, если внутри предприятия цена изделия определяется издержками на его производство, величина которых в значительной степени зависит от усилий самого предприятия, то при выходе на рынок ее уровень обуславливается складывающейся конъюнктурой рынка. Рыночная цена для предприятия является величиной, на которую оно повлиять не может. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии собственной ценовой политики.

Политика цен  предприятия, в свою очередь, является основой для разработки его стратегии  ценообразования, то есть набора практических факторов и методов, которых целесообразно  придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые  предприятием.

Активная политика предприятия в сфере ценообразования  состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, на основе рассмотрения следующих факторов: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах; объемы производства этой продукции, которые  необходимы при таких объемах  реализации; средние затраты, которые  соответствуют этим объемам производства; рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.

Активная ценовая  политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить или улучшить позицию  предприятия на конкурентном рынке  этого вида продукции (внутреннем или  внешнем), а также увеличить чистую прибыль предприятия. 
 
 

Цена  продукции и ее влияние на формирование финансового результата предприятия

  

     Цена  — денежное выражение стоимости  товара (продукции, изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое  покупатель платит за товар. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.

     Рыночная  цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и  др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать  фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают  поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования, косвенные (экономические) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

     Ценовая система – это единая, упорядоченная  совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические  отношения между различными участниками  национального и мирового рынков. Цены дифференцируются по ряду признаков (рисунок 5). 

     

     Важной  составляющей ценовой политики является разработка стратегии формирования цены.

     Ценовые стратегии — обоснованный выбор  из нескольких вариантов цены (или  перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли  для фирмы на рынке в рамках планируемого периода.

     Стратегии дифференцированного ценообразования. Данные стратегии основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К стратегиям дифференцированного ценообразования относятся:

     стратегия скидок на вторичном рынке – основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке: снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта, дифференцированное   ценообразовании   в отдельных рыночных сегментах, ориентированных на определенные демографические группы;

     стратегия периодических скидок – базируется на особенностях спроса различных категорий  покупателей. Эта стратегия широко применяется при временных и  периодических снижениях цен  на модные товары вне сезона, внесезонных  туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а  также при установлении цен на коммунальные услуги во время пиковой  нагрузки, снижении цен на устаревшие модели и т.д. Основной принцип стратегии  таков: характер снижения цен можно  прогнозировать во времени и он известен покупателям;

     стратегия «случайных» скидок («случайного» снижения) – опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом, фирма пытается одновременно максимизировать число покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене. Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам».

     Стратегии конкурентного ценообразования. Эти  стратегии строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования относятся:

     стратегия проникновения на рынок (стратегия  низких цен) – основана на использовании экономии за счет роста масштаба производства. Эта стратегия используется для внедрения новых товаров на рынок, что эффективно на рынках с большим объемом производства и с высокоэластичным спросом;

     стратегия «по кривой освоения» – базируется на преимуществах приобретенного опыта  и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, так как они покупают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить;

     стратегия сигнализирования ценами – строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Пример использования такой стратегии – успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;

     географическая  стратегия – относится к конкурентному  ценообразованию для сопряженных частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления).

     Стратегии ассортиментного ценообразования. Данные стратегии применимы, когда  у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:

     стратегия «набор» — применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;

     стратегия смешанных наборов – создает  эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен  его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;

     стратегия «комплект» – основана на различной  оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;

     стратегия цен «выше номинала» – применяется  фирмой, когда она сталкивается с  неравномерностью спроса на взаимозаменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштаба производства;

     стратегия «имидж» – используется, когда  покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

     На  практике существует серия ценовых  стратегий, проводимых предприятием:

     стратегия высоких цен (снятия сливок). Она  предусматривает первоначальную продажу  по цене выше издержек производства, а  затем снижение этой цены. Такая  стратегия проводится по отношению  к товарам-новинкам, защищенным патентами. Она возможна в условиях высокого текущего спроса и восприятия высокой  цены со стороны покупателя;

     стратегия льготных цен, направлена на работу с  покупателями, в которых заинтересовано предприятие;

     стратегия гибких и эластичных цен. Цены здесь  устанавливаются в зависимости  от покупательских способностей потребителя;

     стратегия неокругленных цен. Покупатель рассматривает  эти цены как низкие или как  результат тщательного подсчета цены;

     стратегия цен массовых закупок;

     стратегия увязывания цены с качеством товара.

Информация о работе Факторы, влияющие на политику цен на предприятии