Формрование цен нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Нефтяная промышленность России играет важную роль, как в экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Это многоотраслевой комплекс, осуществляющий на всей территории России работы по поиску и разведке новых месторождений нефти, строительству скважин, добыче и магистральному транспорту нефти и попутного газа, их переработке и реализации, производству и ремонту нефтяного оборудования.

Работа содержит 1 файл

ЦиРК.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     

Рис. 5. Динамика различных контрактов 

     Затем, как и положено при бэквардации, ближайший Brent на LIPE подешевел, тогда как 15-суточный продолжал расти. В день, когда он стал датированным (24-25 августа), скачок цены составил 2,71 долл. за баррель. В результате спекулятивной игры на повышение котировки Brent достигли максимума за последние 10 лет. В итоге конфликт между компаниями удалось уладить вне стен суда, однако проблема возможности манипулирования рынком осталась открытой.

 

Раздел 3. Стратегии  и методы ценообразования  на нефтяном рынке  на примере ОАО НК «ЮКОС»

    Цену  можно определить различными способами, каждый из которых по-разному влияет на уровень цены. Поэтому фирма  стремится выбрать такой метод, который позволяет более правильно  определить цену на конкретный товар  или услугу.

    В теории ценообразования выделяют следующие методы:

    Затратные методы

  • Метод «издержки + прибыль»
  • Метод «целевой прибыли»

    Рыночные  методы

    1. Ценообразование, ориентированное на спрос:
      • Метод «воспринимаемой ценности товара»
      • Метод определения цены на основе спроса
    1. Ценообразование, ориентированное на конкуренцию:
      • Метод среднерыночных цен
      • Метод «гонки за лидером»
    1. Тендерный метод

    Эконометрические  методы

  • Метод удельных показателей
  • Метод регрессионного анализа
  • Балловый метод

     Нефтяная  компания ЮКОС была образована в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N354.

     Первоначально в нее вошли: одно нефтедобывающее  предприятие - "Юганскнефтегаз", три  нефтеперерабатывающих завода - Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский, а  также восемь предприятий нефтепродуктообеспечения, расположенных в Самарской, Пензенской, Воронежской, Орловской, Брянской, Тамбовской, Липецкой и Ульяновской областях. Два года спустя в соответствии с постановлением правительства от 1 сентября 1995 года N 864 в состав НК ЮКОС были включены нефтедобывающее предприятие ОАО "Самаранефтегаз", новые предприятия по сбыту нефтепродуктов, ряд научно-исследовательских и производственных организаций.

     ЮКОС - вторая по объему производства и запасам  вертикально интегрированная нефтяная компания России. Ядро компании составляют нефтедобывающие объединения Юганскнефтегаз и Самаранефтегаз и три нефтеперерабатывающих завода - в Самаре, Сызрани и Новокуйбышевске. Основным перспективным ресурсом ЮКОСа является сверхкрупное и потенциально сверхэффективное Приобское нефтяное месторождение.

     В результате залогового аукциона и последовавшего за ним инвестиционного конкурса компании, представляющие Менатеп, приобрели  более 80% акций ЮКОСа. Покупка ЮКОСа  имела характер "дружественного захвата". Во-первых, плотные контакты нефтяной компании и банка начались, как минимум, в начале 1994 г., т. е. два года они "притирались" друг к другу. Во-вторых, новые хозяева сохранили за старым руководством значительное реальное влияние и высокие посты, которые и к настоящему времени не стали чисто номинальными. Однако главную роль в управлении ЮКОСом сразу после его покупки стали играть Ходорковский и члены его команды, для которых с 1997 г. нефтяная компания стала основным местом работы.

     Практически сразу же после перехода под контроль Менатепа ЮКОС начал экспансию в смежные отрасли. Наиболее серьезными приобретениями стали, по-видимому, контрольные пакеты акций Омского и Московского шинных заводов. Кроме того, весной 1997 г. ЮКОС стал совладельцем крупной транспортной компании - АО "Волготанкер", а с середины 1998 г. принимает активное участие по управлению компанией.

     В 2000 году было объявлено, что ЮКОС и  его акционеры сконцентрировали более чем 90% акций нефтедобывающих  предприятий ЮКОСа и ВНК - Юганскнефтегаз, Самаранефтегаз, Томскнефть, и что начинается обмен акций нефтеперерабатывающих заводов - Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского и Ачинского, в которых на начало года ЮКОСу принадлежит от 38% до 50% акций.

     ЮКОС  совершил также первую крупную сделку в российской нефтяной промышленности в 2000 г. По данным его руководителей, в январе-феврале он приобрел блокирующий пакет акций Оренбургнефти, сделав тем самым весомую заявку на участие в будущей приватизации ее материнской компании ОНАКО. В это же время продолжилась активность на традиционном для ЮКОСа китайском направлении, где, в частности, удалось наладить взаимопонимание с Транснефтью. Однако следует иметь в виду, что масштаб реальных операций с Китаем весьма мал, а крупные проекты находятся на стадии предварительных переговоров.

     Значимым  событием 2001 года было подписание контракта  на поставку нефтепродуктов в Японию.

     В 2002 году компания добыла 70 млн. тонн нефти

     В конце мая пересматривается методика расчета индексов Morgan Stanley Capital International (MSCI) , на которые ориентируются глобальные западные фонды. Доля России в All Country World Index Free (ACWIF) снижается с 0,17% до 0,14%. Зато в индексе развивающихся стран MSCI EMF вес нашей страны, напротив, вырастет с 2,54% до 2,99%. Рост обеспечит включение в индекс самой дорогой компании России - "ЮКОСа".

     В 2003 году "ЮКОС" планирует добыть 83 млн. тонн нефти (606 млн. баррелей), что  на 18,6% превышает ожидаемый показатель 2002 года (70,0 млн. тонн или 511 млн. баррелей). Об этом говорится в пресс-релизе компании. Добыча природного и попутного нефтяного газа в 2003 году запланирована на уровне 5,6 млрд. кубических метров (198 млрд. кубических футов), что на 135,7% превышает ожидаемые показатели 2002 года.

     Объем переработки нефти в 2003 году составит 30,4 млн. тонн (222 млн. баррелей), что соответствует ожидаемому уровню 2002 года. Ожидается, что основная часть добытой в 2003 году нефти будет экспортироваться, что приведет к увеличению зарубежных поставок трубопроводным и прочим транспортом на 40,6% до уровня 52,3 млн. тонн (382 млн. баррелей) по сравнению с 37,2 млн. тонн. (272 млн. баррелей), ожидаемым в 2002 году. Экспорт и продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке запланированы на уровне 10,2 млн. тонн и 17,1 млн. тонн соответственно, что несущественно отличается от ожидаемых показателей 2002 года.

      Из-за того, что ценообразование на нефтяном рынке происходит биржевым путем, то для увеличения прибыли компании приходится снижать издержки производства и увеличивать добычу и экспорт  нефти. Главная задача, которая стоит перед нефтедобывающим комплексом ЮКОСа, - снижение себестоимости добычи нефти. Она успешно решается посредством применения передовых технологий, улучшения качества ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов, а также внедрения передовых технологий использования попутного газа, в том числе применение газотурбинных установок малой мощности для выработки электроэнергии. Большой вклад в снижение себестоимости должно внести совершенствование всего комплекса отношений между нефтедобывающими предприятиями и сервисными компаниями.

     В третьем квартале 2002 года себестоимость  добычи нефти и газа без амортизации  и налогов составила 1,45 долл. США  на баррель нефтяного эквивалента, сократившись на 20,3% по сравнению с  третьим кварталом 2001 года. Средний размер общехозяйственных и административных расходов, относящихся к добыче нефти и газа, в третьем квартале 2002 года составил 0,31 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, что на 26,2% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. За первые девять месяцев 2002 года себестоимость добычи нефти и газа составила 1,40 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, сократившись на 21,3% по сравнению с показателем аналогичного периода 2001 года. Средний размер общехозяйственных и административных расходов, относящихся к добыче нефти и газа, за первые 9 месяцев 2002 года составил 0,32 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, сократившись на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

     Экспортные  цены на нефть – ключевой фактор, влияющий на объем выручки компании, – возросли в третьем квартале 2002 года как по сравнению со вторым кварталом 2002 года, так и с третьим кварталом 2001 года. Средняя цена реализации нефти на экспорт в дальнее зарубежье в третьем квартале 2002 года составила 187,48 долл. США за тонну (25,65 долл. США за баррель), что на 7,6% выше по сравнению с уровнем 174,16 долл. США за тонну (23,83 долл. США за баррель) в третьем квартале 2001 года. В третьем квартале 2002 года средняя цена реализации нефтепродуктов на экспорт составила 178,01 долл. США за тонну, что на 6,6% выше уровня 166,98 долл. США за тонну в соответствующем периоде 2001 года. В третьем квартале 2002 года средняя цена реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке составила 178,40 долл. США за тонну, что на 17,8% выше по сравнению с 151,46 долл. США за тонну в соответствующем периоде 2001 года.

     Операционные  расходы в третьем квартале 2002 года составили 387 млн. долл. США. За первые девять месяцев 2002 года операционные расходы  составили 1,037 млрд. долл. США. Данное увеличение было в основном обусловлено консолидацией компаний John Brown Hydrocarbons Limited и Davy Process Technology Limited, приобретенных в октябре 2001 года, консолидацией прочих недавно приобретенных компаний, а также ростом операционных расходов в результате увеличения объемов добычи и переработки нефти.

     Транспортные  расходы в третьем квартале 2002 года возросли на 30,0% и составили 412 млн. долл. США. За первые девять месяцев 2002 года расходы на транспортировку  составили 1 млрд. долл. США. Рост этой группы расходов явился результатом увеличения объемов транспортировки нефти, роста тарифов на транспортировку нефтепродуктов, увеличения использования железнодорожного транспорта, что привело к увеличению среднего уровня транспортных издержек, поскольку удельная стоимость транспортировки по железной дороге существенно превышает удельную стоимость транспортировки трубопроводным транспортом.

     Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы выросли в третьем  квартале 2002 года на 67,4% до уровня 236 млн. долл. США. За первые девять месяцев 2002 года эти расходы составили 579 млн. долл. США, что на 13,8% превысило уровень соответствующего периода 2001 года, когда этот показатель составил 509 млн. долл. США. Рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, прежде всего, был связан с увеличением объемов реализации нефти и нефтепродуктов, использованием новых экспортных направлений, ростом расходов на бухгалтерские, аудиторские и консультационные услуги, ростом заработной платы и социальных расходов, а также с консолидацией новых дочерних компаний. Дополнительно, ряд неденежных начислений, таких как начисление в результате снижения резерва по юридическим обязательствам и неденежные списания, связанные со снижением стоимости некоторых активов, привели к увеличению коммерческих, общехозяйственных и административных расходов на 15 млн. долл. США в третьем квартале 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. За первые девять месяцев 2002 года общая сумма единовременных неденежных статей была ниже на 25 млн. долл. США, в основном из-за того, что в 2001 году в полном объеме были произведены начисления ушедшим на пенсию сотрудникам в рамках программы «Ветеран», и, соответственно, в 2002 г. такие начисления не производились.

 

Список используемой литературы

 
 
  1. Цены и  ценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура./ под  ред. Есипова В.Е.-СПб.: издательство СПБГУЭФ, 1998.
  2. http://www.yukos.ru – Официальный сайт ОАО НК «ЮКОС»
  3. А. Конопляник. Куда исчезли справочные цены? // Нефть России. 2000, №7
  4. А. Конопляник. От прямого счета – к обратному // Нефть России. 2000, №8
  5. http://info.olmagroup.ru – Сайт инвестиционной компании «ОЛМА»
  6. http://www.russianoil.ru – Интернет-портал «Русская нефть»
  7. http://www.dinform.ru – Сайт Агентства финансовой информации «Консультант»
  8. http://www.ifs.ru – Сайт Института Финансовых Исследований

Информация о работе Формрование цен нефти