Функции и виды цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:40, курс лекций

Описание работы

Под ценой понимается одна из форм проявления производственных отношений, увязывающих противоречивые интересы субъектов на различных уровнях хозяйства.
Цена − оценка альтернативных возможностей (цена данного товара определяется суммой цен других товаров, которые можно было бы приобрести за ту же денежную массу).
Функция − совокупность операций, которые часто повторяются и имеют одинаковую направленность.

Содержание

1. Структура курса и связь с другими дисциплинами.
2. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
3. Роль ценообразования в рыночной экономике.
4. Виды цен.

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.docx

— 480.58 Кб (Скачать)

3)    Независимые товары.

3.    Эластичность спроса по доходу показывает, каково относительное изменение количества товара, на который предъявляется спрос, при изменении дохода потребителей на 1%.

Кривые Энгеля

1: продукты питания

2: одежда и безопасность

3: коммунальные платежи

4: книги

5: путешествия

6: сбережения

Рядом статистических исследований было установлено, что затраты на питание в зависимости от доходов  сначала растут, а потом уменьшаются. Поэтому надо учитывать специфику  рынка которая определяется характером товара (какую потребность удовлетворяет), характером потребителя (климатические  условия, культурные, национальные особенности...)

4.    Эластичность предложения  

 

 (всегда со знаком “+”) 

 

Пример:

Дано: P1 = 30          

P2 = 50          

QS1 = 1000          

QS2 = 1300

Решение:

Найти:

Ответ:


5.    Эластичность ценовых ожиданий − показатель, который отражает соотношение относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.  

 

Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.

Если 0<Eц.ож.<1, то рост цен в будущем будет меньше, чем рост цен в настоящем.

Если Eц.ож.=1, то цены стабильны.

Если Eц.ож.=0, то текущее изменение цен не повлияет на цены в будущем.

Если Eц.ож.<0, то ожидается снижение цен в будущем.

6.    Зависимость объема выручки от эластичности спроса по цене.

Значение эластичности

Тип

Взаимосвязь цены и QD.

Зависимость объема продаж от изменения цены

P↓

P↑

ED(P) = 0 

абс. неэласт.

Q не зависит от P

ED(P) <1 

неэласт.

∆Q2 на рис.

ED(P) = 1

един. 
эл-ть

в % отношении изменение QD и изменение P равны

не изм.

не изм.

ED(P) > 0

эласт.

спрос

в % отношении изменение QD больше, чем изменение P (∆Q1 на рис.)

ED(P) = ∞ 

 

 

 

 

 

 

абс. эласт.

P не зависит от Q

при неизм. Q


Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ

1.    Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.

2.    Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.

3.    Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении полезности 

 

1.    В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности), ординалистический подход (порядковое измерение).

Первый основывается на введении искусственных условных единиц − ютилей (от сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит упорядочивание набора товаров по предпочтительности.

Математический  подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о свойствах отношений предпочтения и безразличия:

1)    сравнимость наборов: хуже (<), лучше (>), все равно, безразлично (=);

2)    транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;

3)    ненасыщенность: > лучше, чем <.

Общая и предельная полезность

Общая (совокупная) полезность TU (total utility) − суммарная полезность, которую получает потребитель от использования всех купленных единиц товара.

Предельная полезность MU (margin utility) − дополнительная полезность, которую получит потребитель при использовании одной дополнительной единицы товара.

Количество товаров

TU

MU

1

10

10

2

18

8

3

24

6

4

28

4

 
5

30

2


В основе формирования спроса, его описания, ценообразования с  учетом спроса лежит теория потребительского выбора: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе (при своей шкале предподчительности). Это гипотеза о рациональности поведения потребителя. Полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью, и она уменьшается в соответствии с количеством потребленного блага.

2.    Отсюда вытекает закон убывающей предельной полезности: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность, но при этом совокупная полезность от всей массы приобретенных товаров увеличивается.

Правила:

1)    полезность, приносимая последующей единицей товара, всегда меньше полезности предыдущей. МUi+1 < MUi;

2)    потребитель стремится к получению максимума общей полезности TUmax.

3.    Потребительский оптимум

P = 2 д.е./шт.

1 руб. = 2 ед. полезности

Количество товаров

TU (руб.)

MU

(руб.)

1

5

5

2

9

4

3

12

3

4

14

2

5

15

1


Спрос индивидуального  покупателя

P

Qd

приобретенная полезность

потери полезности

5

1

5

5

4

2

5 + 4

4 + 4 (2 шт. по одной и  той же цене)

3

3

5 + 4 + 3

3 + 3 + 3

2

4

5 + 4 + 3 + 2

2 + 2 + 2 + 2

1

5

5 + 4 + 3 + 2 + 1

1 + 1 + 1 + 1 + 1


Оптимум потребителя:

·     потребитель израсходует весь свой доход;

·     общая полезность будет максимальна.

PA = 1 д.е./шт.

PВ = 2 д.е./шт.

Д (доход) = 10 д.е.

N

Возможный выбор

MU

Решение

Остаток дохода

1

перв. А или 

перв. В

10

12

перв. В

8 = 10 − 2

2

перв. А или 

втор. В

10

10

перв. А + втор. В

5 = 8 − 3

3

втор. А или 

тр. В

8

9

тр. В

3 = 5 − 2

4

втор. А или 

четв. В

8

8

втор. А + четв. В

0 = 3 − 3

 

TU =

57

   

Оптимальное соотношение: 2А + 4В = Д

Условие потребительского оптимума при количественном способе измерения полезности:

Правило максимальной полезности:

максимальное удовлетворение потребностей наступает при таком  распределении дохода, когда последняя  денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносила бы одинаковую предельную полезность. 

 

Комбинация товаров  А и В с учетом максимальной полезности

Ед. продукта

Прод. А, PA = 1 д.е./шт.

Прод. В, PВ = 2 д.е./шт.

MUA

MUB

1-ая

10

10

24

12

2-ая

8

8

20

10

3-яя

7

7

18

9

4-ая

6

6

16

8

5-ая

5

5

12

6

6-ая

4

4

6

3

7-ая

3

3

4

2


I:

1 + 4 < Д

TU = 54

При Д=10: I

II:

2*1 + 4*2 = Д    −> opt

TU = 96

III:

4*1 + 5*2 = 14 > Д

TU = 121

IV:

7*1 + 6*2 = 19 > Д

TU = 143


 

Тема 5. Порядковый способ измерения полезности

1.    Кривые безразличия и их характеристики.

2.    Предельная норма замещения (замены), ее смысл (математический и экономический).

3.    Бюджетная линия. Графическое и математическое представление. Сдвиги бюджетных линий. Эффект дохода и эффект замещения.

4.    Потребительский оптимум при порядковом способе измерения полезности.

5.    Предельные случаи кривых безразличия.  

 

1.    Функция полезности: условное представление 

 

Кривые безразличия

Кривая  безразличия представляет собой совокупность (геометрическое место) точек, каждая из которых показывает, какое сочетание товаров А и В обеспечит покупателю одну и ту же полезность.

Задача потребительского выбора заключается в том, чтобы максимизировать функцию полезности при ограничениях (доход и цены).

Кривая безразличия −  линия равной полезности наборов  товаров. Карта кривых безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия и дает представление о системе предпочтений потребителя.

Кривая безразличия характеризуется несколькими свойствами:

1)    кривые имеют отрицательный наклон;

2)    две кривых безразличия не пересекаются;

3)    кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров;

4)    кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат;

5)    предельная норма замены одного товара другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия вниз.

2.    Норма замещения товара х товаром у RS (rate of substitution) − количество товара у, которое потребитель готов уступить в обмен на увеличение товара х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.      

       

{«−”, т.к. отказывается}

Предельная норма замещения:

3.    Бюджетная линия отражает все сочетания товара X и товара Y, при которых общая сумма затрат равна доходу.


;      − угол наклона

Точка, в которой угол наклона бюджетной линии и  касательной (нормы замещения) совпадает, − потребительский оптимум.

Задача 

 

 

 

Дано:

Pлим = 12 у.е./бут.

М − ?

Ppepsi − ?

Уравнение БЛ − ?

Решение:

 у.е./быт. (pepsi)

 у.е.

  
− уравнение БЛ

 
− уравнение БЛ


Сдвиги бюджетных  линий

М − бюджет

PX − цена товара X

PY − цена товара Y

1→2:  

PX

1→3:

PX

1→4:

PY

1→5:

PY

1→6:

или M↑

(паралл. сдвиг)

 или PX и PY↓      

(необязательно паралл.)


 

 

Эффект дохода и эффект замещения

Эффект  замещения − изменение объема спроса, вызванное исключительным изменением цены товара при неизменном реальном доходе (то есть сохранение уровня полезности потребляемого набора благ). Эффект замещения − это изменение потребления товара Х в связи с уменьшением цены на него при сохранении степени удовлетворения (реального дохода). 

 

Эффект  дохода − изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительно цен товара. Эффект дохода − это изменение потребления товара Х, вызванное ростом покупательной способности потребителя.

                              xx′ − эффект замены                           

x′x1 − эффект дохода

 
 


 
    x0x1 − общий эффект

Эффект замещения означает, что мы находимся на одной и той же кривой. Эффект дохода предполагает переход на другую кривую потребительских возможностей.

Эффект замещения и  эффект дохода для нормальных товаров складываются. Если же товары не относятся к категории нормальных, а к категории так называемых товаров низкого качества, то эффект замены и эффект дохода имеют противоположные направления действия. Тогда из эффекта замены вычитается эффект дохода. Для неполноценных благ (те товары, на которые при уменьшении цены спрос падет) эффекты замены и дохода также направлены в разные стороны, но эффект дохода больше, чем эффект замены.

4.    Уравнение потребительского оптимума:

      

− от какого количества товара Y потребитель может отказаться в  пользу товара X.

от т. А к т. В:

от т. В к т. C:

от т. C к т. D:

от т. D к т. E:


Основные свойства MRS:

1)    MRS можно определить для каждой пары точек, принадлежащих одной и той же КБ.

2)    MRS уменьшается при движении по КБ.

3)    MRS равна соотношению цен на товары в точке потребительского оптимума.

Оптимум потребителя (точка потребительского равновесия) − это наиболее эффективное использование денежных средств при покупке товаров, обладающих наибольшей полезностью.

5.    Вырожденные (предельные) случаи КБ  

 

1) Товар Y с нагрузкой товара X   

X − неполноценное благо.

 
 


 
Потребление товара Y возможно только вместе с приобретением товара X.

2)  X − нейтральный товар, то есть объем его потребления безразличен

Информация о работе Функции и виды цен