Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:31, реферат

Описание работы

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Глубина или жесткость этого регулирования меняется от страны к стране. Различен и набор средств, с помощью которых оно осуществляется. Однако общим является одно – государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортеров за рубежом и национальных товаропроизводителей и потребителей, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые происходят за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет экономики и управления 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Ценообразование»

Тема: «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»

ОГУ 080502.5011.15.ОО

                                                                            Руководитель работы

                _____________Ягофарова Э.О.

                "__"________________2011г. 

                Исполнитель

                студентка гр. 07 ЭУП-3

                __________Перевозникова Е.А.

                "__ "_______________2011г. 
                 
                 
                 

Оренбург 2011

     РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В  РЕГУЛИРОВАНИИ

     ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Под внешнеэкономической политикой  государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Глубина или жесткость этого регулирования меняется от страны к стране. Различен и набор средств, с помощью которых оно осуществляется. Однако общим является одно – государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортеров за рубежом и национальных товаропроизводителей и потребителей, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые происходят за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.

     В современной внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

     Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

     Концепции либерализма и протекционизма в  чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости от экономических взглядов лиц, ответственных за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.

     Несмотря  на наличие различных взглядов на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство  может быть просто необходимо.

     Во-первых, оно необходимо для поддержания отечественных предпринимателей, которые зачастую оказывают давление на правительства своих стран, требуя ограничить свободную торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством и национальным законодательством всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого необходима протекционистская политика.

     Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитых стран.

     Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:

     - внешнеэкономическая деятельность  является составной частью внешней  политики страны;

     - приоритет экономических мер регулирования;

     - единство системы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и контроля за  её реализацией;

     - равенство прав и ответственности  субъектов внешнеэкономической  деятельности и защита их интересов  государством;

     - государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;

     - обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов страны, а также выполнение  международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

     - единство таможенной территории.

     Многочисленное  количество инструментов государственного регулирования внешнеэкономических  связей можно разделить на следующие группы:

     • административные методы регулирования: запреты и ограничения экспорта и импорта, лицензирование и контингентирование ввоза и вывоза, добровольные ограничения  экспорта и некоторые другие меры, нашедшие широкое применение в практике большинства стран мира;

     • экономические средства управления и регулирования внешней торговли: таможенные пошлины, таможенные сборы, уравнительное пограничное налогообложение, акцизы и развитое внутреннее налогообложение, субсидии внутренним товаропроизводителям и многие другие меры, теория и практика которых хорошо разработаны во многих странах мира;

     • технические барьеры в торговле: стандарты и технические нормы, методы определения соответствия стандартам, правила и нормы безопасности, системы сертификации многих товаров, санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения, меры, связанные с защитой среды обитания человека, и др.;

     • меры, содействующие национальным экспортерам  и производителям товаров для  экспорта;

     • валютно-финансовые меры: маневрирование учетной ставкой, направленное воздействие на повышение или понижение национального валютного курса, использование кредитных механизмов и др.;

     • торгово-договорные и другие аналогичные  средства, обеспечивающие внешние правовые условия для развития внешней  торговли страны.

     Рыночной  системе хозяйства в обычных  условиях больше соответствуют экономические  инструменты регулирования внешней  торговли, воздействующие на ввозимый в страны товар с помощью механизма  цен: они удорожают товар, делают его менее конкурентоспособным и тем самым ограничивают сбыт. При этом за покупателем сохраняется свобода выбора товаров – национальных или импортных, и лишь несколько корректируется действие механизма рынка в пользу товаров отечественного производства.

     Однако  экономические инструменты, воздействующие на цену товара и через цены на объем экспорта и импорта, имеют свои «пределы возможностей». Они, как правило, могут эффективно действовать при следующих условиях: реальный и стабильный валютный курс, низкие и предсказуемые темпы изменения внутренних цен, отсутствие серьезных диспропорций (дефицитов прежде всего) между предложением и спросом на внутреннем рынке, нормальное состояние платежного баланса страны. Когда эти условия отсутствуют (иногда достаточно отсутствие одного из названных условий), экономические регуляторы теряют свою действенность и дополняются регуляторами административными.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности