Государственное вмешательство в ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассиотрение форм и методов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;
2) рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
3) рассмотрение иностранного опыта государственного вмешательства;
4) рассмотрение опыта, малосуществующего в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3-4 стр.
ГЛАВА I История становления и развития государственного
регулирования ценообразования 5-11
Классический подход к государственному вмешательству в
ценообразовании 6-7
1.2 Кейнсианство о роли государства в экономике 8-9
1.3 Современный подход к роли государства в ценооброзовании 10-11
ГЛАВА II Государственное воздействие на цены 12-19
2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены 12-15
2.2 Последствия государственного вмешательства в процесс
ценообразования 16-19
ГЛАВА III Современная система государственного регулировани цен 20-33
3.1 Система регулирования цен в развитых странах 20-29
3.2 Регулирование цен в Казахстане 29-33
Заключение 34-35
Список литературы

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Одной из центральных  в учении А. Смита стала идея о  том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики невмешательства государства. Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, рынку больна быть предоставлена полная свобода.

Последователей  Адама Смита, одним из которых  является Давид Рикардо, относят  к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство  вмешивается в экономику, тем  эффективнее функционирует рынок, то есть действуют силы спроса и предложения, а значит, в конечном счете, тем лучше для экономики.

 

 

 

1.2. Кейнсианство  о роли государства в экономике.

Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, спосбного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Из классической концепции следует однозначный  вывод относительно роли государства. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечивать полное использование  имеющихся ресурсов, то вмешательство государства излишне. В классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства, согласно которому оно должно воздерживаться от влияния на экономических субъектов, и стараться свести к минимуму негативные результаты собственной деятельности.

Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианство исходило из того, что  цены и заработная плата слабо  менялись, особенно в краткосрочном  периоде.

В кейнсианской концепции  отвергалось и то положение классической теории, согласно которому предложение создает собственный спрос. Дж. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает совокупное предложение. Если совокупный спрос недостататочен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

В графической  интерпретации кейнсианской модели с негибкими ценами соответствует  горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения (рис.1).Когда предложение достигает потенциального объема, кривая приобретает вертикальный вид (см. штриховой отрезок кривой AS на рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Кейнсианская модель.

Исходя  из положения о том, что объем  предложения, или реальный объем  производства, который предприниматели  будут поддерживать, определяется спросом. Можно утверждать, что снижение совокупного  спроса (от AD к AD  на рис.1) приведет к уменьшению реальных объемов производства (от Q к Q ). В данной ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены, но на уровне,  далеком от потенциального объема, то есть с неполной занятостью ресурсов.

И такое  положение может сохраниться достаточно долго, причем само по себе может и не измениться. Избежать больших потерь, длительной безработицы можно через активную макроэкономическую политику государства, направленную на стимулирование совокупного спроса.

Дж. Кейнс  и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризисов рекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные доходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента (политика дешевых денег) и т. п.

В отличие от классической идеи о нейтральности государства, в кейнсианской концепции доказана необходимость координирующего  активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнс  не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "вылечить" себя не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Современный  подход к роли государства  в ценообразовании.

 

Одной из наиболее значительных особенностей современного государственно-монополистического устройства является  активное вмешательство  государства в экономическую  жизнь страны.

Положение о саморегулирующейся рыночной системе (Рынок - это живой социальный механизм, наделенный удивительной способностью к саморегуляции, движению к точке равновесия) подсказывает нам и пределы государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и "сбои и поломки" рыночного хозяйства нередко способен выправить сам рынок. Можно провести аналогию с болезнью человека, носящей не слишком серьезный, а тем более хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0.5 градусов, температура - естественная реакция  организма, означающая, что начали действовать его защитные механизмы. Но если вы сломали ногу - вмешательство хирурга неизбежно.

К началу 20 века рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся сложность государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушать сокровенные механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством максимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернуться нарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве, - быть объективным информационным сигналом. Да, с гиперинфляцией надо бороться,но если это делать административным путем подавления открытого роста цен, устанавливать потолки цен и заработной платы - это приведет к дефицитам тех или иных товаров и производственных ресурсов.

Корректировать, но не разрушать рыночный механизм - заповедь современной эффективной  макроэкономической политики.

Современная рыночная экономика - это гибкая система  приспособления производства к потреблению. Одновременно это и система государственного контроля за соблюдением принципов  конкуренции и социальной защиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно. Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы их развития в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-экономической политики того или иного государства.

Целью экономической  политики государства является достижение "полной" занятости и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что должно обеспечить максимизацию прироста национального дохода.

Цели ценового регулирования заключаются в  том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкое повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться кокретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первой необходимости.

Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, роста дефицитности стдельных продуктов, необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь в большей степени получает развитие неценовая конкуренция.

Во многих странах  в настоящее время правительства  отдают предпочтение неоклассической  модели по сравнению с неокейнсианской, что означает как можно меньшее  государственное вмешательство в экономику и сокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного и свободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый "консервативный переворот" в государственно-монополистическом регулировании экономики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ.

 

2.1. Меры, методы и способы воздействия  государства на цены.

Государственное вмешательство в ценообразование  осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения  издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда "издержки подпирают цену", т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования  является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное  воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где  доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством  регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической  политики является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время  используется достаточно широкий набор  форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся  методы, при помощи которых государство  регулирует поведение объектов, участвующих  в процессе ценообразования, но не диктует  сам порядок, способы определения  цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство использует и такие  косвенные методы, как "цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе "социального  партнерства". Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские  товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение  за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что  с него исторически началось государственное  регулирование цен; в настоящее  время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных  органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни  для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Информация о работе Государственное вмешательство в ценообразование