Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:07, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Работа содержит 1 файл

Характеристика налоговой системы РБ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     • прогрессивные ставки - увеличиваются  с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;

     • регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются  обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

     Начисление  налогов может производиться двумя методами:

  • некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;
  • кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [6,c.40].

     Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

     Согласно  Налоговому кодексу «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

     • освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

     • дополнительных по отношению к учитываемым  налогам при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины);

     • пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

     • в ином виде, установленном Президентом  Республики Беларусь.

       Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики  Беларусь и Кодексом. Льготы по  налогам, сборам (пошлинам) плательщикам  индивидуально предоставляются  в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные

       По налогам могут устанавливаться  в законодательном порядке определенные  льготы в различных формах, к  числу которых относятся:

     введение  налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;

  • установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
  • предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
  • изъятие из налогообложения части объекта налога;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

     В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые  льготы:

  • общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
  • специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

     Налоговое законодательство предусматривает  предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.

     Производственно-экономические  льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;

     Социальные  льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;

     Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;

     Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [5,c.45].

     Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71].

     Уплата  налогов может осуществляться тремя способами:

    1. по декларации (расчетам по налогам), когда налогоплательщик обязан в установленный срок представить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщик уплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальной проверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с данными бухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафные санкции;
    2. по источникам дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику (дивиденды);
    3. при помощи кадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии с установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам (земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).

     В составе элементов налогового регулирования  экономики немаловажное значение придается  установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

     Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными законодательными актами.

     Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства

  • административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
  • финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [6,c.45].

     Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

     Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

  • Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.
  • Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения
  • Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь
  • Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].

     Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

     Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат  Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают  налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

     Оперативное управление процессом налогообложения  в Республике Беларусь возложено  на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам  и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [1,c.40].

     Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

     В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56].

     Таким образом, налоговая система государства  – совокупность налогов, сборов и  пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:

  • Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
  • Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
  • Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
  • Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
  • Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
  • Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

     Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Беларусь