Издержки как ценообразующий фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Понятие издержек производства. Классификация издержек производства: явные и неявные (бухгалтерские и экономические) издержки, постоянные, переменные и общие издержки, средние издержки, предельные издержки. Графический анализ всех видов издержек. Производственная классификация издержек: прямые и косвенные издержки. Понятие себестоимости. Государственное регулирование состава себестоимости. Методы калькулирования себестоимости. Метод релевантных и нерелевантных издержек.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ценообразование.docx

— 68.43 Кб (Скачать)

Глава 2. Себестоимость 

2.1. Понятие  себестоимости

Выпуск  продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходится производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Для того чтобы знать, во что обходится  изготовление продукта, предприятие  должно производить его стоимостную  оценку по вещественному и количественному  составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его  изготовления.

Себестоимостью называются издержки производства, определяемые для целей ценообразования.

Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых  для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией  продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходится предприятию производство и реализация продукта (продукции). В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимость как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии  связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а так  же с рядом других необходимых  затрат. Посредством процесса обращения  эти затраты постоянно возмещаются  из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного  процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к  единому показателю, представляя  для этого в денежном выражении. Таким показателем является себестоимость.

 

2.2.Государственное  регулирование себестоимости

Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства  и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это  связано с особенностями налоговой  системы и необходимостью различать  затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции  и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей)

Для определения себестоимости в  России используется методика, предложенная в Постановлении Правительства  РФ № 552 от 05.08.92 г. В этом документе  указываются виды издержек, которые  допустимо включать в состав себестоимости. Основными видами таких издержек считаются:

1. Сырье и материалы; 

2. Полуфабрикаты и производственные  услуги;

3. Топливо и энергия;

4. Заработная плата производственных  рабочих;

5. Взносы социального назначения;

6. Потери от брака;

7. Общепроизводственные и общехозяйственные  расходы;

8. Коммерческие расходы.

В реальном фирменном ценообразовании  первые шесть статей считаются прямыми издержками. Эти издержки рассчитываются относительно каждой товарной единицы.  Седьмая и восьмая статья считается косвенными издержками.  Эти издержки пропорционально распределяются по всем выпущенным товарным единицам. Большинство прямых издержек являются переменными, а большинство косвенных издержек являются постоянными. Но, иногда встречаются прямые постоянные и косвенные переменные издержки.

Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций:

  • Учет и контроль, всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • Определение оптимальных размеров предприятия;
  • Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.[3];

2.3. Методы  калькулирования себестоимости

Мировая практика использует следующие основные методы калькулирования себестоимости:

Метод полных издержек (full cost) – затратный метод ценообразования заключающейся в суммировании полных издержек (постоянных и переменных) и желаемой нормы прибыли.

Цена  за единицу товара методом полных издержек определяется следующим образом:

P = ATC/(1- P’) или P = FC (1+ P’)

где: Р – цена

       ATC – средние общие издержки

       Р’ – норма прибыли.

При этом считается, что первый вариант  предпочтительней, так как дает больший  результат.

Данный  метод являлся господствующим в командно-административной экономике СССР. Отношение экономистов к методу полных издержек в рыночных условиях весьма неоднозначное. Выделяют его преимущества и недостатки. К преимуществам метода относят:

- простота определения цены. Фирма гораздо лучше ориентируется в собственных издержках, чем во внешних ценообразующих факторах и, поэтому, цену определить будет гораздо легче.

- экономия на расходах. Если фирма определяет цену исходя только из своих издержек, то она экономит на расходах по изучению внешних ценообразующих факторах. Фирма освобождается от расходов на  маркетинговые исследования по изучению спроса (количество потребителей, уровень их доходов, склонность к потреблению и т.д.). Также, фирма не несет расходы на изучение ценовой политики и товарного ассортимента своих конкурентов.

- видимость «справедливой» цены. Если потребитель осведомлен о реальных расходах фирмы на производство товара, то производитель приобретает имидж носителя «справедливой» ценовой политики. Потребитель знает, и уровень прибыли, присваиваемой фирмой.  В условиях рыночной экономики это является очень важным конкурентным преимуществом.

Тем не менее, метод полных издержек имеет  один важнейший недостаток – он применим только в условиях высокой конъюнктуры при гарантии полного сбыта всей товарной массы. Спрос должен настолько превышать предложение, чтобы реализация товара позволила покрыть все издержки и обеспечить желаемую норму прибыли. Метод полных издержек полностью игнорирует спрос и конкуренцию и в условиях низкой конъюнктуры практически не применим. Если фирма не обеспечит полный сбыт, то выручка может не компенсировать издержки и фирма войдет в зону убытков.

Метод полных издержек имеет несколько  разновидностей:

1. Метод по доходу на капитал. Этот метод также позволяет фирме установить цену, способную принести запланированный доход на вкладываемый капитал. Цена здесь рассчитывается по следующей формуле:

Р = ATC + (P’ x K/Q)

где:

Р – цена

АTC – средние общие издержки

P’ – норма прибыли

К – инвестируемые средства

Q – планируемый объем производства и продаж

  Данный метод позволяет определить и объем сбываемого товара, позволяющий достичь «точки безубыточности» при желаемом уровне цены. Этот объем рассчитывается следующим образом:

  Точка безубыточности = FC / P – АVC

где:

FС – постоянные издержки

Р – желаемая цена

АVC – средние переменные издержки

2. Метод  учета рентабельности инвестиций. Этот метод позволяет учесть необходимость окупить кредитные ресурсы. Сумма кредита и процентных выплат фактически является частью издержек производства (себестоимости), вне зависимости от того, как они учитываются по текущим правилам бухгалтерского учета и налогообложения. Цена, позволяющая компенсировать как реальные издержки, так и кредитные ресурсы, рассчитывается следующим образом:

Р =AТС + (Cr x r)/Q

где:

Р – цена

АТС – средние общие издержки

Cr – сумма кредита

r – ставка процента

Q – планируемый объем производства и продаж

Однако  существует один затратный метод  ценообразования, который учитывает  необходимость изучения спроса и  опоры на результаты данного изучения. Это - метод прямых издержек (direct cost)

Метод прямых издержек (direct cost) – метод ценообразования предполагающий установление цены на основе суммирования переменных издержек и маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль – разница  между ценой и переменными  издержками или сумма постоянных издержек и обычной прибыли.

Метод предполагает компенсацию постоянных издержек за счет маржинальной прибыли, которая, поэтому, еще называется величиной покрытия.

 Метод прямых издержек предполагает следующую последовательность действий:

1. Выясняется объем спроса при различных вариантах цены.

2. Определяется величина переменных  издержек при разных объемах  производства.

3. Определяется маржинальная прибыль  в целом и на единицу продукции  при разных вариантах производства  и сбыта.

4. Рассчитывается величина обычной  прибыли при разных вариантах  производства и сбыта путем  определения разницы между маржинальной  прибыли и постоянных издержек.

5. Выбирается самый прибыльный  вариант цены и объема производства  и сбыта. 

  Данный метод считается более прогрессивным, так как он предполагает учет спроса. Недостатком метода является сложность расчета цены и дополнительные затраты на изучение спроса. Тем не менее, этот метод вполне соответствует рыночной экономики, в отличие от метода полных издержек.

 

2.4. Метод  релевантных и нерелевантных  издержек

Соотношение между постоянными и переменными  издержками имеет очень принципиальное значение с точки зрения ценообразования. В первую очередь это касается деления издержек производства на релевантные и нерелевантные при принятии различных хозяйственных решений связанных с ценой товара.

Релевантные издержки – издержки, которые необходимо учитывать при  принятии хозяйственных решений.

Нерелевантные издержки – издержки, которые можно не учитывать при  принятии хозяйственных решений.

Относительно  постоянных и переменных издержек такое  деление возможно только в краткосрочном  периоде (SR). Деление издержек на релевантные и нерелевантные происходит во время принятие таких хозяйственных решений как согласие (несогласие) фирмы на дополнительный заказ, или выбор между производством собственного полуфабриката и его приобретением у стороннего поставщика.

В обоих этих случаях релевантными будут только переменные издержки, постоянные издержки станут нерелевантными. Например, фирма получает заказ на дополнительную партию производимого ею товара. Фирма должна согласиться на это предложение, если предлагаемая цена превышает сумму переменных издержек. В таком случае, заказ будет прибыльным.  Сумма постоянных издержек в расчет не принимается, так как фирма уже сделала все эти расходы для осуществления своего производства (найм помещения, оплата коммунальных услуг, найм управленцев и т.п.) и реально более их не понесет. При решении вопроса о покупке полуфабриката вместо его собственного производства необходимо сравнить предлагаемую цену не с общими своими издержками, а только с переменными (постоянные издержки снова являются нерелевантными). Покупать полуфабрикат на стороне можно, только если предлагаемая цена меньше переменных издержек данной фирмы. В противном случае, полуфабрикат лучше производить самим. Логика здесь такая же, что и в предыдущем случае: постоянные издержки уже осуществлены и фирма более их не понесет.

Однако, в долгосрочном периоде (LR) деления издержек  на релевантные и нерелевантные не существует. В долгосрочном периоде все издержки переменные и любое новое производство требует роста всех издержек, и все они будут релевантными.


Информация о работе Издержки как ценообразующий фактор